20.10.2023
Библиотека в школе сегодня – не только территория книг и программного чтения. Это важное пространство для развития детей, выявления их творческих способностей. Это особая среда, где организуется досуг и общение.
В нашей библиотеке уютно всем – малышам, подросткам и их родителям, учителям.
Фонд библиотеки невелик (чуть более 10 000 книг), но он универсален по содержанию и удовлетворяет почти все запросы читателей. Нередко услугами школьной библиотеки пользуются родители дошкольников, воспитатели детских садов, педагоги и учащиеся других школ. Более 400 читателей обслуживает библиотека ежегодно.
Из-за небольшой площади (72 кв.м) читальный зал библиотеки совмещен с абонементом, но не смотря на это, для юных читателей создана благоприятная среда, где можно провести время с пользой: не только поменять книги, но и почитать в тишине, порисовать, поиграть в настольные игры. Дети идут в библиотеку за душевным общением: поделиться проблемами, пожаловаться или похвастаться, узнать новости или поделиться ими, поговорить, поспорить.
Организуя деятельность библиотеки, помним о том, что в нашей работе нет второстепенного, в ней все направления важны, тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Библиотека – культурный центр школы. А это значит, что не только содержание проводимой работы оказывает влияние на читателя, но и весь облик помещения. Поэтому неотъемлемой частью библиотеки являются тематические книжно-иллюстративные выставки, выставки – вернисажи, выставки конкурсы. Регулярно пополняются и пользуются неизменным интересом читателей постоянно действующие выставки:
«Люблю тебя, моя Кубань»;
«Истоки духовной культуры»;
«Молодое поколение выбирает…».
В течение всего года работает комплексная тематическая выставка «Святая Русь, великая Россия». Формат выставки не позволяет широко раскрыть многовековую историю России, поэтому в течение всего года меняются рубрики. К юбилейным и памятным датам оформляются выставки временного характера. Цель каждой выставки – привлечь внимание максимального числа читателей к книге и библиотеке.
Творческий союз «читатель – библиотека» давно перерос в клуб «Юных любителей книги». Наше сотрудничество помогает организовывать и проводить мероприятия ярко и интересно. Клуб состоит из мини коллективов, которые выполняют свои задачи в общем, большом деле пропаганды книги, культуры, знаний. Ребята сами подсказали названия коллективов и их функции.
«Хозяева» - дежурят по библиотеке, заботятся о порядке в детском уголке, помогают малышам в выборе книг.
«Книголюбы» - заботятся о сохранности учебников, знакомят товарищей с интересными книгами, организовывают акции «Моя любимая книга. Прочитай, друг!», «Подари книгу!», «Любимые книги наших учителей!»
«Любознательные и мудрейшие» - проводят викторины, придумывают и собирают загадки, участвуют в разработке сценариев.
«Журналисты» - выпускают информационные листы, поздравления лучшим читателям, собирают материалы в папку «Летопись станицы Должанской».
Хочется надеяться, что союз читателей, книги и библиотеки останется таким же крепким и неделимым.
Задача взрослых – заразить детей чтением. В реализации проекта «Молодое поколение выбирает чтение» укрепилось партнерство «ученик – родитель – библиотекарь». Создание коллектива единомышленников сформировало родительский актив в библиотеке.
Становится очевидным, что постепенно возрождается забытая традиция семейного чтения. Этому способствовали:
· беседы на родительских собраниях в начальных классах «Что и как читают ваши дети», «Роль семейного чтения в воспитании детей»,
· организация выставок «Читаем всей семьей», «Читали ваши бабушки, читали ваши мамы!»,
· составление памяток «Советы родителям», «О пользе чтения»,
· рекомендательные списки «О семье в мире и о мире семьи» и др.
· проведение мероприятий с участием родителей.
Школьная библиотека стремится создавать условия для творческого общения детей и взрослых, сформировать любовь к книгам, используя авторитет читающих людей. Очень интересно проходят мероприятия с участием родителей и гостей, которые носят состязательный характер. Одним из таких стал турнир «С русским воином через века». «Отцы командиры» и «новобранцы» проявили смекалку и эрудицию, проверили свои знания по истории воинского дела. Литературные игры и викторины, где принимает участие команда взрослых, находят особый отклик у наших читателей.
Говоря о сотрудничестве, нельзя умолчать о материальной помощи родителей. Много лет, понимая важность приобщения детей к чтению, они оформляли подписку на детские журналы «Мурзилка», «Тошка», «Юный натуралист», «Свирель». Ежегодно принимают участие в акции «Подари книгу», предоставляют во временное пользование книги из домашних библиотек, которых нет в фонде.
Сотрудничество учителя и библиотекаря направлено на то, чтобы:
– развивать и обучать школьников по всем предметам учебного плана, расширять их кругозор, совершенствовать их знания;
– развивать и оценивать информационные навыки и информационные знания обучающихся, оказывать помощь в поиске, подборе, сортировке и использовании информации;
– готовить и проводить проектную, исследовательскую работу.
В соответствии с требованиями ФГОС, проектная деятельность активно применяется в образовательном процессе, и библиотека в поисках путей своего развития выбрала одним из направлений в работе сопровождение школьных проектов.
Проектная деятельность под руководством библиотекаря – перспективная форма повышения интереса к чтению и книге, которая стимулирует детей к систематическому чтению, привлекает внимание к серьезной литературе, повышает качество чтения школьников.
Учащиеся не только изучают литературу, но и создают свои исследовательские работы и проектные продукты в различных форматах, которые пополняют краеведческий фонд библиотеки (архивные документы, мультимедийные презентации).
Совместная работа библиотекаря и учителя в рамках урочной деятельности заключается в информационной поддержке учителя.
В проведении предметных декад, классных часов, внеклассных мероприятий библиотека обеспечивает информацией, поиском форм проведения мероприятий, организацией выставок и обзоров.
Наиболее эффективными формами работы были часы памяти, часы общения, часы размышлений с использованием мультимедийных презентаций:
«Кто знает, что бы с нами было…»,
«Жить и помнить»,
«Дети войны»,
«Слово о солдатской матери»
Становится традицией проведение «литературных пятниц». По пятницам преподаватели литературы, библиотекарь или старшеклассники в небольших группах детей (10-15 человек) вслух читают и обсуждают художественные произведения. Этот год был посвящён чтению рассказов о Великой Отечественной войне. Произведения для детей «Послевоенный суп» Р. Погодина, «Бабушка Прасковья, солдатские дети и Солдатка» Ю. Козлова и др. вызвали у юных читателей интерес и затронули их сердца. Громкое чтение. как форма работы с читателями, имеет очень хорошие результаты.
В тесном сотрудничестве с классными руководителями и преподавателями литературы прошли обзоры выставок:
«Дорогами судьбы, дорогами Победы»,
«О доблести, славе и чести»;
поэтический час «День Белых Журавлей»;
книжный обзор «В книжной памяти мгновения войны»;
информационный час «Маленькие герои большой войны»;
информационный час «Имени героя – жить!» и др.
Планируя работу в любом направлении, библиотека отдает предпочтение мероприятиям камерным, старается использовать такие формы общения с читателями, которые позволяют избежать пафоса, снять маску равнодушия с подростков, вызвать их на откровенность.
Сотрудничество, сотворчество, содружество с детской библиотекой помогает решить многие проблемы. Сегодня в работе школьных библиотек происходят большие изменения: усложняются запросы, появляются новые технологии, растёт объём отчётно-аналитической работы. Одному библиотекарю в школе становится всё труднее решать современные задачи библиотечно-информационного обслуживания. В нашей станице усилия школьной и детской библиотек давно объединены на партнерских началах. У нас есть общие цели – формирование у детей потребности в систематическом чтении, стремлении к творчеству, глубоким знаниям, умению чётко выражать своё мнение о прочитанном. Наша совместная задача – не потерять читателя, помочь ему найти нужную умную книгу.
Начиналось сотрудничество с координации работы в рамках Недели детской книги, а теперь это совместное планирование мероприятий по пропаганде чтения в течение года: участие школьной библиотеки в «Библионочи», совместное проведение конкурса «Лучший читающий класс» и др. В совместной работе много плюсов:
· Чувство корпоративной общности.
· Возможность не упустить ни одного ребенка, совместными усилиями привлечь его к чтению.
· Все книги – для наших читателей. Небогатый фонд школьной библиотеки дополняет фонд детской.
В заключение хочется сказать, что наше сотрудничество, слаженная работа единой команды библиотекарей, учителей, родителей, в которой каждый качественно выполняет своё дело, влияет на достижение общей цели - пробудить в детях любовь к книге, а через книгу воспитать в них самые добрые чувства к окружающим их людям, к природе, к Родине.
Библиотекарь МБОУ СОШ № 25
им. трижды Героя Советского Союза
А.И. Покрышкина ст-цы Должанской
Дихтяр Ирина Геннадиевна
04.04.2021
Просмотров всего: , сегодня:
04.04.2021
Просмотров всего: , сегодня:
04.04.2021
Просмотров всего: , сегодня:
04.04.2021
Просмотров всего: , сегодня: