МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование Ейский район МБОУ СОШ №25 станицы Должанской МО Ейский район имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Председатель МО Зам. директора Директор ________________________ ________________________ ________________________ И.В Юрьева Н.И. Новак О.Н. Барабаш Протокол №1 Приказ №1 Приказ №1 от «29» 08 2023 г. от «29» 08 2023 г. от «30» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 627977) учебного предмета «Кубановедение» для обучающихся 1 классов ст. Должанская 2023г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии и на основе: Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 287, примерной основной образовательной программы начального общего образования, внесенной в реестр образовательных программ (одобрена федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/5), «Школа России», программы «Кубановедение1-4 классы», с учетом УМК Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2017 г., авторы: Е. Н. Еременко. М.В.Мирук, Н. М. Зыгина, Г. В. Шевченко. Содержание программы по кубановедению структурировано как система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно. Общее число часов, отведённых на изучение кубановедения в 1 классе составляет – 33 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1 класс (33 часа) Введение. Мой родной край (1 час) Раздел 1. Я и моя семья (7 часов) Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной семьёй (творческий проект) Раздел 2. Я и моя школа (6 часов) Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект) Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов) Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Какой я житель (исследовательский проект). Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов) Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Милый сердцу уголок (творческая мастерская). Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа) Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» 1.Гражданско-патриотическое воспитание - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; - осознание своей этнической и национальной принадлежности; - проявление уважения к традициям и культуре разных народов; - понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; 2. Духовное и нравственное воспитание - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; - умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 3. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) - приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэтической оценки произведений фольклора; - проявление интереса к различным видам искусства, 4. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) - овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; - потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии, развитие интереса к творчеству кубанских писателей; 5.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 6.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 7.Экологическое воспитание - бережное отношение к природе - неприятие действий, приносящих вред окружающему миру. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: - о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; - об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; - о природных, климатических условиях Краснодарского края; - об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищённой, дружественной; просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: - получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; - формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка; - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; 5 - на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала. Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - аргументация своей точки зрения и оценка событий; - формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; 6 - освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Предметные результаты 1 класс Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений. Обучающийся научится: называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении соблюдать традиции своей школы ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.) приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и др.) приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.) различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение) Обучающийся получит возможность научиться: соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения различать герб родного города (села, станицы и др.) 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 Класс Разделы Количество часов Темы Введение. 1час Мой родной край Раздел 1 «Я и моя семья» 7 часов Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия Моя семья Обязанности и увлечения в моей семье Семейные традиции, праздники, которые мы отмечаем вместе Количе Основные виды деятельности Основные ство обучающихся(на уровне унинаправления часов версальных воспитательной учебных действий) деятельности Объяснять, что изучает кубано- 1,2,4,5 1 ведение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, населённый пункт, в котором проживают. 1 Называть своё имя (полное, со- 1,2,4,5 кращённое, уменьшительноласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. 2 Составлять рассказ о своём лю- 1,2,4,5 бимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. 1 Составлять рассказ о своей се- 1,2,4,5 мье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. 1 Характеризовать понятия «обя- 2,4,5 занность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. 1 Характеризовать понятие «тра- 1,2,4,5 диция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Раздел 2 «Я и моя школа» - 6 часов Будем жить одной семьей (творческий проект) 1 Наша школа. Правила поведения в школе. 1 Знакомство со школой. Традиции нашей школы. 1 Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. 1 Мои одноклассники. 1 Правила школьной дружбы. 1 Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. Участвовать в коллективном1,2,4,5 проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого. Рассказывать о своей школе. 2,4,5,6 Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. Ходить на экскурсию вместе с 2,4,5,6 одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. Характеризовать понятие «по- 2,4,5,6 ручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. Называть имена своих одно-2,4,5 классников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками 9 Раздел 3 «Я и мои родные места» - 8 часов Мы такие разные, но так похожи (творческий проект) 1 Главный город Краснодарского края. 1 Достопримечательности 1 Мой адрес. Улица, на которой я живу. 1 Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. 2 Труд жителей моего населённого пункта. 1 правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. Объединяться в группы, руко- 1,2,4,5,6 водствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения. Слушать рассказ о Краснодаре. 1,2,3,4,5 Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края Рассказывать об известных до-1,2,3,4,5,6 стопримечательностях своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». 1,2,4,5 Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал. Анализировать опасности, под-2,4,5,6 стерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждала правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. Описывать труд людей разных 1,2,3,4,5,6 профессий. 10 Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» - 7 часов Труд моих родных. 1 Какой я житель (исследовательский проект) 1 Растения и животные вокруг меня. . Что, где растёт. Кто где живёт. 1 Забота о комнатных растениях и домашних животных. 1 1 Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. Участвовать в групповом проек- 1,2,4,5,6, те. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной Называть растения своей мест- 2,4,5,6,7 ности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать 2,4,5,6,7 повествование рисунками, фотографиями. рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. Участвуют в викторине, узнают о растениях по описанию, отвечают на вопросы о растениях и их местах обитания. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. рассказывать об окружающих животных, классифицировать их. Участвуют в викторине, узнают о животных по описанию, отвечают на вопросы о животных и их местах обитания. Анализировать способы за- 2,4,5,6,7 ботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ). 11 Раздел 4. «Духовые истоки Кубани» - 4 часа Красота природы моей местности. 1 Анализировать различные 1,2,3,4,5,6,7 способы описания красоты природы родного края. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. 2 Милый сердцу уголок (творческая мастерская) Люблю тебя, мой край родной*(творческий проект) 1 Семья. Родители. Родительская любовь и благословение 1 Традиции казачьей семьи 1 Сопоставлять свои впечатлен ия, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края. Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. Характеризовать понятие «Любовь к ближнему.» Рассказывать, что залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Рассказывать о выполнении заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Раскрыть значение слова "благословение". Характеризовать понятие "традиция". Рассказывать о православных традициях в казачьих семьях: казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Характеризовать понятие «воскресная школа». Сопоставлять традиции воскресной и светской школы. Характеризовать понятие «духовные святыни». Описывать святые места Кубани. 1 1 Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. 1 Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 12 1,2,3,4,5,6,7 1,2,3,4,5,6,7 1,2,3,4,5,6 1,2,3,4,5,6 1,2,3,4,5,6 1,2,3,4,5,6 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Мой родной край Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия Любимые занятия Моя семья Обязанности и увлечения в моей семье Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Количество часов Контрольные Всего работы 1 1 1 1 1 1 1 8 Будем жить одной семьей (творческий проект) 1 9 Наша школа. Правила поведения в школе. 1 10 Знакомство со школой. Традиции нашей школы (экскурсия). 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект) Главный город Краснодарского края. Достопримечательности Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице (экскурсия). Правила поведения в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Какой я житель (исследовательский проект) Растения и животные вокруг меня (экскурсия). Что, где растёт. Кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики о красоте родного края. Художники о красоте родного края Милый сердцу уголок Люблю тебя, мой край родной (творче- 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практические работы ский проект) Родители. Родительская любовь и благо30 словение 31 Традиции казачьей семьи Наша школа. Воскресная школа. Свет32 ские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные свя33 тыни моей малой Родины. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 14 1 1 1 1 33 0 0