Рабочая программа по кубановедению 1-2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование Ейский район
МБОУ СОШ №25 станицы Должанской МО Ейский район имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель МО

Зам. директора

Директор

________________________ ________________________ ________________________
И.В Юрьева
Н.И. Новак
О.Н. Барабаш
Протокол №1
Приказ №1
Приказ №1
от «29» 08 2023 г.
от «29» 08 2023 г.
от «30» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 627977)
учебного предмета «Кубановедение»
для обучающихся 1 классов

ст. Должанская 2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии и на основе: Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 287, примерной
основной образовательной программы начального общего образования, внесенной в реестр образовательных программ (одобрена федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г.
№ 1/5), «Школа России», программы «Кубановедение1-4 классы», с учетом УМК
Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2017 г., авторы: Е. Н. Еременко.
М.В.Мирук, Н. М. Зыгина, Г. В. Шевченко.
Содержание программы по кубановедению структурировано как система
тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение кубановедения в 1 классе
составляет
–
33
часа
(1
час
в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 класс (33 часа)
Введение. Мой родной край (1 час)
Раздел 1. Я и моя семья (7 часов)
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и
увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной семьёй (творческий проект)
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов)
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции
нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект)
Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов)
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в
транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Какой
я житель (исследовательский проект).
Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов)
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Милый сердцу уголок (творческая мастерская).
Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.
Традиции казачьей семьи
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение»
1.Гражданско-патриотическое воспитание
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
народов, населяющих Краснодарский край;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- проявление уважения к традициям и культуре разных народов;
- понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в
его историческом и культурном ракурсе;
2. Духовное и нравственное воспитание
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в
его историческом и культурном ракурсе;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных
с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
3. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание)
- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэтической оценки произведений фольклора;
- проявление интереса к различным видам искусства,
4. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
- овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
- потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии, развитие интереса к творчеству кубанских писателей;
5.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
6.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

7.Экологическое воспитание
- бережное отношение к природе
- неприятие действий, приносящих вред окружающему миру.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых
формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми
для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищённой, дружественной; просоциальной среде, в
которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования
своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за
пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом
пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;

5

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно
ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта
нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за
счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации
для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта
(улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том
числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре;
6

- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Предметные результаты
1 класс
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
Обучающийся научится:
называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес
определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении
соблюдать традиции своей школы
ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома
определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)
приводить примеры основных достопримечательностей родного города
(села, станицы и др.)
приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и
др.)
различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения
различать герб родного города (села, станицы и др.)

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 Класс
Разделы
Количество
часов

Темы

Введение. 1час

Мой родной край

Раздел 1 «Я и
моя семья» 7 часов

Будем знакомы! Кто я?
Какой я?

Любимые занятия

Моя семья

Обязанности и увлечения в моей семье

Семейные традиции,
праздники, которые мы
отмечаем вместе

Количе Основные виды деятельности Основные
ство
обучающихся(на уровне унинаправления
часов
версальных
воспитательной
учебных действий)
деятельности
Объяснять, что изучает кубано- 1,2,4,5
1
ведение. Характеризовать понятие «малая родина».
Называть край, район, населённый пункт, в котором проживают.
1
Называть своё имя (полное, со- 1,2,4,5
кращённое,
уменьшительноласкательное), называть имена
родных, одноклассников.
Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте.
Анализировать способы разгадывания ребусов.
Составлять ребус своего имени
одним из способов.
2
Составлять рассказ о своём лю- 1,2,4,5
бимом занятии, иллюстрировать
рассказ рисунком, фотографией,
видеозаписями.
Рассказывать о своём участии в
коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий.
1
Составлять рассказ о своей се- 1,2,4,5
мье, называть её членов, описывать их.
Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх.
1
Характеризовать понятия «обя- 2,4,5
занность» и «увлечение».
Перечислять домашние обязанности членов своей семьи.
Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять.
Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта.
Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.
1
Характеризовать понятие «тра- 1,2,4,5
диция». Сопоставлять семейные
традиции с временами года.
Рассказывать о любимом семейном празднике.
Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией.

Раздел 2 «Я и
моя школа» - 6
часов

Будем жить одной семьей (творческий проект)

1

Наша школа. Правила
поведения в школе.

1

Знакомство со школой.
Традиции нашей школы.

1

Школьные поручения и
обязанности. Мой
режим дня.

1

Мои одноклассники.

1

Правила школьной
дружбы.

1

Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и
того же праздника в разных семьях.
Участвовать в коллективном1,2,4,5
проекте. Рассказывать о своей
работе, анализировать качество
выполнения действий.
Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого.
Рассказывать о своей школе. 2,4,5,6
Называть отличия различных
видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.).
Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы
бережного отношения к ним.
Анализировать своё поведение и
других детей в школе, сопоставлять с нормами.
Составлять правила поведения
во время экскурсии по школе.
Ходить на экскурсию вместе с 2,4,5,6
одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес
школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять
их предназначение.
Обсуждать с одноклассниками и
изображать символическое обозначение своего кабинета.
Анализировать своё поведение
во время экскурсии.
Слушать рассказ об истории
своей школы, её традициях.
Характеризовать понятие «по- 2,4,5,6
ручение».
Анализировать деятельность в
ходе выполнения школьных поручений.
Оценивать свои возможности и
обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение.
Анализировать учебное и свободное время.
Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами
здорового образа жизни.
Называть имена своих одно-2,4,5
классников.
Характеризовать общие интересы, совместные занятия.
Обсуждать с одноклассниками
9

Раздел 3 «Я и
мои родные места» - 8 часов

Мы такие разные, но так
похожи (творческий
проект)

1

Главный город
Краснодарского края.

1

Достопримечательности

1

Мой адрес. Улица, на
которой я живу.

1

Правила поведения в
общественных местах,
на улице, в транспорте.

2

Труд жителей моего
населённого пункта.

1

правила школьной дружбы.
Анализировать своё поведение в
соответствии с этими правилами.
Объединяться в группы, руко- 1,2,4,5,6
водствуясь общими интересами.
Участвовать в групповом проекте.
Определять свою часть работы,
анализировать качество её выполнения.
Слушать рассказ о Краснодаре. 1,2,3,4,5
Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии,
картины,
рисунки.
Характеризовать
понятие
«достопримечательность».
Рассказывать об известных
достопримечательностях
Краснодарского края
Рассказывать об известных до-1,2,3,4,5,6
стопримечательностях
своего
района.
Описывать места отдыха своей
семьи.
Участвовать в составлении плана рассказа
«Достопримечательности нашего населённого пункта».
1,2,4,5
Называть свой адрес.
Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал.
Анализировать опасности, под-2,4,5,6
стерегающие на улице.
Проговаривать правила поведения пешехода.
Описывать знаки дорожного
движения.
Классифицировать различные
виды транспорта, описывать их.
Анализировать правила поведения в общественном транспорте.
Сопоставлять своё поведение с
нормами.
Обсуждала правила перехода
через дорогу в зависимости от
вида транспорта.
Составлять план безопасного
движения из дома в школу и обратно.
Описывать труд людей разных 1,2,3,4,5,6
профессий.
10

Раздел 4. «Я и
природа вокруг
меня» - 7 часов

Труд моих родных.

1

Какой я житель (исследовательский проект)

1

Растения и животные
вокруг меня.
. Что, где растёт. Кто где
живёт.

1

Забота о комнатных
растениях и домашних
животных.

1

1

Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности.
Слушать рассказы представителей различных профессий.
Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд.
Обсуждать с одноклассниками
тему бережного отношения к
чужому труду.
Участвовать в групповом проек- 1,2,4,5,6,
те.
Отвечать на вопросы о своём
населённом пункте (достопримечательности, памятные места,
парки и пр.).
Рассказывать, как вести себя на
улице, в общественных местах, в
транспорте.
Анализировать работу каждого
участника группы в соответствии с поставленной
Называть растения своей мест- 2,4,5,6,7
ности. Составлять сообщение об
одном из них, иллюстрировать 2,4,5,6,7
повествование рисунками, фотографиями.
рассказывать
об
окружающих растениях, классифицировать их. Участвуют в
викторине, узнают о растениях
по описанию, отвечают на вопросы о растениях и их местах
обитания. Называть животных
своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать
повествование
рисунками, фотографиями. рассказывать об окружающих животных, классифицировать их.
Участвуют в викторине, узнают
о животных по описанию, отвечают на вопросы о животных и
их местах обитания.
Анализировать способы за- 2,4,5,6,7
ботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным.
Наблюдать за деятельностью
ветеринара (или слушать рассказ).

11

Раздел 4. «Духовые истоки
Кубани» - 4 часа

Красота природы моей
местности.

1

Анализировать
различные 1,2,3,4,5,6,7
способы описания красоты
природы родного края.

Поэты, прозаики, художники о красоте
родного края.

2

Милый сердцу уголок
(творческая мастерская)
Люблю тебя, мой край
родной*(творческий
проект)

1

Семья. Родители. Родительская любовь и благословение

1

Традиции казачьей семьи

1

Сопоставлять свои впечатлен
ия, мысли, чувства с чужими.
Анализировать произведения
художников, писателей, воспевающих красоту родного
края.
Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.)
объект природы.
Анализировать его достоинства.
Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к
данному объекту.
Характеризовать
понятие
«Любовь к ближнему.»
Рассказывать, что залог успеха
детей – послушание родителям и уважение старших.
Рассказывать о выполнении
заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь
твою...".
Раскрыть значение слова "благословение".
Характеризовать
понятие
"традиция". Рассказывать о
православных традициях в казачьих семьях: казак - отец,
глава семьи. Казачка – мать,
хранительница
домашнего
очага.
Характеризовать
понятие
«воскресная школа».
Сопоставлять традиции воскресной и светской школы.
Характеризовать понятие «духовные святыни».
Описывать святые места
Кубани.

1

1
Наша школа. Воскресная школа. Светские и
православные традиции
школы.
1
Достопримечательности. Духовные святыни
моей малой Родины.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

12

1,2,3,4,5,6,7

1,2,3,4,5,6,7

1,2,3,4,5,6

1,2,3,4,5,6

1,2,3,4,5,6

1,2,3,4,5,6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема урока

Мой родной край
Будем знакомы! Кто я? Какой я?
Любимые занятия
Любимые занятия
Моя семья
Обязанности и увлечения в моей семье
Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
1
1
1
1
1
1

8

Будем жить одной семьей (творческий
проект)

1

9

Наша школа. Правила поведения в школе.

1

10

Знакомство со школой. Традиции нашей
школы (экскурсия).

1

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Школьные поручения и обязанности.
Мой режим дня.
Мои одноклассники.
Правила школьной дружбы.
Мы такие разные, но так похожи (творческий проект)
Главный город Краснодарского края.
Достопримечательности
Мой адрес. Улица, на которой я живу.
Правила поведения в общественных местах, на улице (экскурсия).
Правила поведения в транспорте.
Труд жителей моего населённого пункта.
Труд моих родных.
Какой я житель (исследовательский
проект)
Растения и животные вокруг меня (экскурсия).
Что, где растёт. Кто где живёт.
Забота о комнатных растениях и домашних животных.
Красота природы моей местности. Поэты, прозаики о красоте родного края.
Художники о красоте родного края
Милый сердцу уголок
Люблю тебя, мой край родной (творче-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практические
работы

ский проект)
Родители. Родительская любовь и благо30
словение
31
Традиции казачьей семьи
Наша школа. Воскресная школа. Свет32
ские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные свя33
тыни моей малой Родины.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

14

1
1
1
1
33

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».