Рус.Я. 10-11 (для 11 класса)

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25 ст. Должанской
муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года протокол № 1
председатель педагогического совета
________________директор О. Н. Барабаш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку
Уровень образования: среднее общее образование,10-11 класс
Количество часов: 136
Учитель:

Колупаева Лариса Владимировна

Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО
с учетом примерной программы среднего общего образования по русскому
языку.
С учетом УМК Н.Г.Гольцовой. 10-11 классы. «Русское слово», 2019.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для среднего
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для среднего
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных
на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности :
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета
«Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Приобщения детей к культурному наследию (Эстетического воспитания):
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и

народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания):
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интер- нет-среде в процессе школьного языкового
образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение
рассказать о своих планах на будущее.
8. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
еятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, есурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы
устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для
учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение
преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний
о них в речевой практике;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;

овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики;
осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в
единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;

 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС (68 ч)
Введение (2 ч)
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.
Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и
культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные
стили современного русского литературного языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (7 ч)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его
значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные
средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление.
Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики
современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (3 ч)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования
звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.
Ударение.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (4 ч)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы
корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие
словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.

ОРФОГРАФИЯ (16 +3 ч)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.
Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ,
ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И иЫ после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
МОРФОЛОГИЯ(32+1)
Самостоятельные части речи
Имя существительное (4 ч)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам.
Существительные общего рода.Определение и способы выражения рода несклоняемых
имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.Варианты падежных
окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных.Составные наименования и их
правописание.
Имя прилагательное(4 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая
(синтетическая) и сложная (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические
особенности простых (синтетических) и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования
и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции
сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности
склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное (2 ч)
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор имен числительных.
Особенности склонения имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления
собирательных числительных.
Местоимение (2ч)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления
местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол (2 ч)
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность / непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное,
сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глаголов.
Правописание глаголов.
Причастие (3ч)
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие (2ч)
Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. Слова категории состояния (2 ч)
Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий.Гласные на конце наречий.Наречия на шипящую.
Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -еи кратких прилагательных
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи(5 ч)
Предлог(2ч.)
Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова(1ч.)
Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре.Подчинительные
союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы(2ч.)
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное правописание частиц. Частицы НЕ и
НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с
различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова (2ч)
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова
Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
11 КЛАСС (68 часов)
Синтаксис и пунктуация ( 4ч.)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Принципы русской пунктуации. Пунктуационные нормы. Пунктуационный анализ.
Словосочетание (2 ч.)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический
разбор словосочетания. Выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного.
Предложение (1+1 ч)
Понятие о предложении. Классификации предложений. Предложения простые и
сложные
Простое предложение (16+3 ч.)
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной
окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по
структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные
предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Соединительное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненное и неосложненное предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных
определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки
препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки
препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих
словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные
и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных
словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки
препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно –
восклицательные слова.
Сложное предложение (12)
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор
сложносочинённого предложения.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в предложении с несколькими придаточными. Синтаксический
разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой
в бессоюзном сложном предложении. Тире в в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью (3+1 ч.)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки
препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания (1+1 ч.)
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая
и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания.
Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская
пунктуация.
Культура речи (4+2часа)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка и её основные особенности. Типы норм литературного
языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические,
морфологические,
стилистические
и
грамматические
(морфологические
и
синтаксические) нормы.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность,
богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

точность,

Стилистика (10+5 часа)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а
также изобразительно – выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль.
Официально – деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно – художественной речи.
Текст. Функционально – смысловые типы речи: повествование, описание,
рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания (2часа)_
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А.
Шахматов. Л.В. Щерба. Д.П. Ушаков. Б.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
10 класс
Разделы

КолКол-во
Развитие
во
контрольных речи
часов

Введение
Лексика. Фразеология. Лексикография

2
7

Фонетика. Графика. Орфоэпия

3
4
16
32
68 ч

Морфемика и словообразование
Орфография
Морфология
Итого

3
1
3

4

11 класс
Разделы

Кол-во
часов

Синтаксис и пунктуация
Словосочетание
Предложение
Простое предложение

4
2
1
16

Сложное предложение
Предложения с чужой речью

12
3

Употребление знаков препинания
Культура речи
Стилистика
Из истории русского языкознания
Итого

1
4
10
2
68 ч.

Кол-во
контрольных

Развитие
речи

1
3
1
1
2
5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел

Количес
тво
часов

Темы

Количес
Основные
Характеристика
тво
направления
основных видов
часов
воспитательн
учебной
ой
деятельности
деятельности

10 КЛАСС
2ч
Введение
1.
Русский язык среди
языков мира.
1
Богатство и
выразительность
русского языка.
Русские писатели о
выразительности
русского языка

Осознают роль
1-2
речевой культуры,
общения,
коммуникативных
умений в жизни
человека. Читают
и анализируют
текст.
Озаглавливают
текст упражнения.
Пишут минисочинение.
Узнают основные
особенности
устной и
письменной речи,
анализируют
устные и
письменные
высказывания с
точки зрения их
цели, условий общения.
Рассматривают и
объясняют схему.
Отвечают на
вопросы, анализируя пословицы и
поговорки
русского народа.
Списывают текст,
учат его наизусть
и подготавливают
его
торжественное
произношение.
Приводят примеры ситуаций, в
которых
происходит
устное и
письменное
общение.

2.

Понятие нормы
литературного
языка. Типы норм
литературного
языка. Норма т
культура речи.
Понятие о
функциональных
разновидностях

ЛЕКСИКА. 7ч.
ФРАЗЕОЛОГ
ИЯ.
ЛЕКСИКОГР
АФИЯ

1

Основные понятия и
основные единицы
лексики и
фразеологии. Слово
и его значение.
Омонимы,
паронимы,
синонимы,
антонимы, их
употребление.

3.

4.

Изобразительновыразительные
средства русского
языка

1

5.

Практическая
работа.

1

Формирование у 3-4
учащихся умения
построения и
реализации новых
знаний(понятий,
способов
действий):
составление плана
статьи,
фронтальная
беседа, учатся
различать нормы
литературного
языка, виды
языковых единиц
Овладевают
3-5
базовыми
понятиями
лексикологии.
Понимают роль
слова в
формировании и
выражении
мыслей, чувств,
эмоций.
Объясняют различие лексического
и
грамматического
значений слова.
Пользуются
толковыми
словарями.
Объясняют
лексическое
значение слов.
Работают с
текстом —
озаглавливают
его, составляют
план текста
Овладевают
4
теоретической
базой по теме
«Тропы»,
работают с
текстом, находят
изобразительновыразительные
средства
Работают с
7
текстом —

Лексический анализ
текста

6.

Лексика
1
общеупотребительн
ая и лексика,
имеющая
ограниченную
сферу употребления

7.

Употребление
1
устаревшей лексики
и неологизмов

8.

Фразеология.
Фразеологические
единицы и их
употребление.
Лексикография

1

Контрольный
диктант

1

9.

озаглавливают
его, составляют
план текста,
разграничивают
лексику данного
текста по группам
Выделяют в речи 4-5
общеупотребител
ьные слова.
Находят в текстах
общеупотребител
ьные и
необщеупотребит
ельные слова.
Различают
4
устаревшую
лексику и
неологизмы.
Находят слова
данных групп в
текстах учебника
и в толковом
словаре.
Составляют
предложения с
неологизмами.
Осознают
3-5
основные понятия
фразеологии.
Различают
свободные сочетания слов и
фразеологизмы.
Находят
фразеологизмы в
текстах
упражнений и в
толковом словаре
и составляют с
ними
предложения.
Подбирают к
словам синонимыфразеологизмы.
Отвечают на
7
контрольные
вопросы и
выполняют
задания по теме
раздела. Пишут
диктант из слов,
правописание

3
Фонетика.
Графика.
Орфография
10.
Основные понятия 1
фонетики, графики,
орфоэпии.
Фонетический
разбор

11.

Орфоэпия.
1
Основные правила
произношения
гласных и
согласных звуков.
Ударение

12.

Практическая
работа по теме:
«Фонетика»

1

которых
изучалось в
разделе.
Овладевают
1-3
базовыми
понятиями
фонетики,
графики,
орфоэпии.
Понимают роль
звука-буквы в
формировании и
выражении
мыслей, чувств,
эмоций.
Объясняют различие между буквой
и звуком,
значений слова.
Пользуются
толковыми
словарями.
Объясняют
лексическое
значение слов.
Выполняют
фонетический
разбор
Овладевают
5
базовыми
понятиями
орфоэпии.
Понимают роль
звука-буквы в
формировании и
выражении
мыслей, чувств,
эмоций.
Усваивают
основные правила
произношения
гласных и
согласных звуков
Выполняют
практическую
работу по
заданной теме

7-8

Морфемика и 4
словообразова
ние

13.

Основные понятия
морфемики и
словообразования.
Состав слова.
Морфемы корневые
и аффиксальные.
Основа слова.
Основы
1
производные и
непроизводные

14.

Морфемный анализ 1
слова

15.

Словообразование. 1
Морфологические
способы
словообразования.
Понятие
словообразовательн
ой цепочки

Овладевают
5
основными
понятиями
морфемики.
Осознают
морфему как
значимую
единицу языка.
Делят слова на
морфемы и
обозначают их соответствующими
знаками.
Выполняют
2
морфемный
анализ, опираясь
на базовые
понятия
морфемики.
Выявляют
грамматическое
значение морфем
Анализируют
2
слово с точки
зрения способа
его образования;
различают
способы
образования слов;
оценивают
основные
выразительные
средства
словообразования
; устанавливают
смысловую и
структурную
связь однокоренных слов.
Определяют, от
чего и с помощью
чего образованы
данные в
учебнике слова;
составляют
цепочки
однокоренных
слов.

16.

Неморфологические 1
способы
образования.
Словообразовательн
ый разбор

17.

Орфография 16 +3
Принципы русской
орфографии.
Безударные гласные
в корне
18.

Чередующиеся
гласные в корне

1

Анализируют
3
слово с точки
зрения способа
его образования;
различают
способы
образования слов;
оценивают
основные
выразительные
средства
словообразования
; устанавливают
смысловую и
структурную
связь однокоренных слов.
Определяют, от
чего и с помощью
чего образованы
данные в
учебнике слова;
составляют
цепочки
однокоренных
слов.
Усваивают
4
принципы
русской
орфографии;
знакомятся с
омонимичными
корнями,
Усваивают
5
правило
написания
чередующихся
корней.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом. Составляют
словосочетания с
глаголами с
изучаемым
чередованием в
корне. Образуют
от слов с
изучаемым
чередованием

19.

Употребление
гласных после
шипящих.
Употребление
гласных после ц

20.

Правописание
1
звонких и глухих
согласных.
Правописание
непроизносимых
согласных и
сочетаний СЧ, ЗЧ,
ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ

22.

Правописание
1
двойных согласных

23.

Правописание
гласных и
согласных в
приставках

24.

Правописание
1
приставок пре- при-

25.

1

1

однокоренные
приставочным
способом.
Усваивают
правило
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом.
Усваивают
правило
написания
звонких и глухих
согласных,
непроизносимых
согласных
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом.
Запоминают
правописание
словарных слов,
составляют
тексты со
словарными
словами
Усваивают
правило
написания
согласных з-с в
приставках.
Анализируют
таблицу.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом.
Усваивают
правило
написания
гласных в
приставках пре- и
при-.
Анализируют
таблицу.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь

6

7

8

1

1

Гласные ы и и после 1
приставок

26.

1
Употребление Ъ и
Ь.

27.

РР. Подготовка к
сочинениюрассуждению на
заданную тему

1

28.

Сочинениерассуждение на
заданную тему

1

усвоенным
правилом.
Анализируют
тексты,
объясняют
условия выбора
орфограмм в них.
Усваивают
2
правило
написания букв ы
и и после
приставок.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом, объясняя условия
употребления
буквы ы или и.
Усваивают
правило
3
написания ъ и ь в
словах.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом.
Выделяют
4-5
рассуждение как
функциональносмысловой тип
речи и как часть
других
функциональносмысловых типов
речи.
Анализируют
текст,
высказывают своё
мнение о тексте и
доказывают его.
Рассуждая по
4-5
плану, объясняют
происхождение
слов. Пишут
сочинение, в
котором
объясняют
происхождение
названий.

29.

Употребление
прописных и
строчных букв

30.

Правила переноса 1
слов. Правила
графического
сокращения слов
Контрольная работа 1
по материалам ЕГЭ

31.

1

32.

Анализ
1
контрольной работы

33.

Готовимся к ЕГЭ.
Комплексный
анализ текста

34.

Подготовка к
1
сочинениюрассуждению
(рецензия) оп тексту
А.И.Солженицына
«Отраженные в
воде»
Сочинение1
рассуждение
(рецензия) оп тексту
А.И.Солженицына
«Отраженные в
воде»
Имя
1
существительные
как часть речи.

35.

36.

1

Усваивают
4
правило
написания
строчных и
прописных букв в
словах.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом.
Усваивают
4
правила переноса,
графического
сокращения слов
Выполняют
5, 7
контрольную
работу
Выполняют
5
работу над
ошибками,
проводят
классификацию
допущенных
ошибок
Проводят
2
комплексный
анализ текста с
позиции
орфографии,
пунктуации,
стилистики
Усваивают
понятие рецензия
1-3
как жанр
сочинения,
изучают текст
Солженицына,
составляют план
Пишут сочинение 3

Активизируют
4
знания об имени
существительном
как о части речи.
Характеризуют
морфологические
признаки имени

37.

Лексикограмматические
разряды имен
существительных

1

38.

Род, число, падеж 1
имен
существительных.
Морфологический
разбор имен
существительных

39.

Правописание
1
падежных
окончаний имен
суще-х. Варианты
падежных
окончаний. Гласные
в суффиксах имен
сущ-х.

40.

Имя прилагательное 1
как часть речи.
Лексикограмматические
разряды имен
прилагательных.
Морфологический
разбор имен
прилагательных

существительного
и его
синтаксическую
роль.
Выделяют имена
собственные в
текстах.
Усваивают
5
лексикограмматические
разряды имени
существительного
, работают с
текстом
Усваивают
6
категории рода,
числа, падежа.
Выполняют
морфологический
разбор имени
существительного
Усваивают
7
правило
написания
гласных в
окончаниях,
суффиксах
существительного
. Находят данные
орфограммы в
текстах
Активизируют
8
знания об имени
прилагательном
как о части речи.
Характеризуют
морфологические
признаки имени
прилагательного и
его синтаксическую роль.
Анализируют
текст, выделяя
основную мысль.
Обозначают
изученные
орфограммы,
относящиеся к
имени
прилагательному.
Заполняют
таблицу.

41.

Правописание
окончаний имен
прилагательных

1

42.

Правописание
суффиксов имен
прилагательных

1

43.

Правописание н и
нн в суффиксах
имен
прилагательных

1

44.

Контрольная работа 1
по материалам ЕГЭ

45.

Правописание
сложных имен
прилагательных

46.

Имя числительное 1
как часть речи.
Лексико0грамматические
разряды имен
числи-х. Простые,
сложные и
составные
числительные

1

Усваивают
орфограмму
правописание
окончаний имен
прилагательных,
находят в тексте
данную
орфограмму
Усваивают
орфограмму
правописание
суффиксов имен
прилагательных
Усваивают
орфограмму
правописание н и
нн в суффиксах
имен
прилагательных
Выполняют
контрольную
работу

1

2

3

4

Усваивают
5
орфограмму
правописание
сложных имен
прилагательных
Анализируют и 6-7
характеризуют
общекатегориальн
ое значение,
морфологические
признаки и
синтаксическую
роль имени
числительного.
Распознают
количественные и
порядковые
числительные при
выполнении
упражнений.
Составляют
предложения с
числительными.
Отрабатывают
навыки
правильного
произношения
числительных,

47.

Склонение и
1
правописание имен
числ-х

48.

Местоимение как 1
часть речи. Разряды
местоимений.
Морфологический
разбор местоимений

49.

Правописание
местоимений

50.

Глагол как часть
1
речи. Основные
грамматические
категории и формы
глагола
Морфологические
признаки глагола
(вид, переходность,
возвратность,
наклонение, время,
спряжение).
Морфологический
разбор глаголов

51.

Правописание
глаголов

52.

Причастие как часть 1
речи. Образование
причастий.

1

1

записанных цифрами. Составляют
и пишут расписку.
Усваивают
8
правило
склонение и
правописание
числительных
Характеризуют 1
местоимение как
часть речи.
Списывают
предложения,
вставляя
местоимения.
Подчёркивают
местоимения как
члены
предложения.
Отмечают
недочёты в
употреблении
местоимений.
Усваивают
2
правило
правописание
местоимений
Активизируют
3-4
знания о глаголе
как части
речи.Характеризу
ют
морфологические
признаки глагола
и его синтаксическую роль.
Определяют вид,
форму,
спряжение,
возвратность,
наклонение, время
глаголов при
выполнении
упражнений.
Объясняют
2
условия выбора
гласных в корнях
и окончаниях
глаголов.
Анализируют и 3
характеризуют
общекатегориальн

Морфологический
разбор причастия

53.

Правописание
суффиксов
причастий

1

54.

Н и нн в причастии 1
и отглагольных
прилагательных

55.

Деепричастие как 1
глагольная форма.
Образование
деепричастий.
Морфологический
разбор
деепричастия

ое значение,
морфологические
признаки и
синтаксическую
роль причастия.
Рассуждают с
обоснованием
своего мнения об
особенностях
причастия как
части речи.
Находят и
дифференцируют
причастия по
указанным
признакам в
предложениях и
текстах. Попутно
работают над
орфографией,
пунктуацией,
синтаксисом,
стилями.
Выявляют путём 5
наблюдений
особенности
правописания
суффиксов
причастий.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом.
Усваивают
6
правило н и нн в
причастиях и
отглагольных
прилагательных.
Анализируют и 7
характеризуют
общекатегориальн
ое значение,
морфологические
признаки и
синтаксическую
роль
деепричастия.
Рассуждают с
обоснованием
своего мнения об

56.

Правописание
суффиксов
деепричастий

1

57.

Наречие как часть 1
речи. Разряды
наречий.
Морфологический
разбор наречий

особенностях
деепричастия как
части речи.
Находят и
дифференцируют
деепричастия по
указанным
признакам в
предложениях и
текстах. Попутно
работают над
орфографией,
пунктуацией,
синтаксисом,
стилями.
Анализируют
8
материал для
наблюдений.
Знакомятся с
правописание
суффиксовдеепри
частий. Опознают
деепричастия,
используя образец
рассуждения.
Отрабатывают
пунктуацию при
деепричастных
оборотах.
Анализируют и 1
характеризуют
общекатегориальн
ое значение,
морфологические
признаки и
синтаксическую
роль наречия.
Выписывают
наречия в
словосочетаниях с
другими словами.
Читают тексты и
рассуждают об
оправданности
употребления
наречий с точки
зрения норм
литературного
языка и функции
наречий.
Распознают
наречия разных

разрядов.
58.

Практическая
1
работа по теме
«Правописание
наречий»
Слова категории
1
состояния.
Грамматические
особенности слов
категории
состояния.
Морфологический
разбор слов
категории
состояния

Выполняют
практическую
работу

60.

Служебные части
речи. Предлог как 1
служебная часть
речи. Особенности
употребления
предлогов.
Морфологический
разбор предлогов

61.

Правописание
предлогов

Различают
4
предлоги.
Проводят
морфологический
анализ предлога.
Выписывают
словосочетания с
предлогами.
Группируют
словосочетания
по значению
предлога.
Работают над
текстом научного
стиля, делят текст
на абзацы,
составляют
вопросный план,
отмечают
Различают
5
предлоги.
Проводят
морфологический
анализ предлога.
Выписывают
словосочетания с
предлогами.
Группируют

59.

Служебные
части речи

2

Распознают слова 3
категории
состояния.
Работают по
таблице и с
материалом для
ознакомления.
Работают с
литературными
примерами, насыщенными словами
категории
состояния. Пишут
изложение от 3-го
лица.

6

1

62.

Союз как служебная 1
часть речи.
Союзные слова.
Правописание
союзов

63.

Частицы как
1
служебная часть
речи.
Разряды частиц.
Морфологический
разбор частиц

словосочетания
по значению
предлога.
Работают над
текстом научного
стиля, делят текст
на абзацы,
составляют
вопросный план,
отмечают
предлоги.
Составляют свой
текст научного
стиля.
Знакомятся с
теоретическими
сведениями.
Определяют союз 6
как часть речи.
Производят
морфологический
анализ союза.
Списывают
тексты, работая
над их
особенностями,
выделяют союзы.
Классифицируют
союзы как
простые и
составные,
сочинительные и
подчинительные.
Определяют
смысловые
отношения внутри
сложных предложений
Производят
7
морфологический
анализ частицы.
Изучают
определение частицы как части
речи.Списывают
предложения,
выделяя частицы
и обосновывая
выбор. Работают
над значением
частиц в
предложениях.

64.

Правописание
1
частиц. Слитное и
раздельное
написание не-ни с
различными
частями речи
Контрольная работа 1
по материалам ЕГЭ

65.

Усваивают
правило
правописания
частиц

5

Выполняют
контрольную
работу

4

Междометие. 2
Звукоподража
тельные
слова
66.

Междометие как
1
особый разряд слов.

67

Звукоподражательн 1
ые слова.
Правописание
междометий

68.

Функциональностилистические
особенности
употребления
междометий
11 класс
СИНТАКСИ 4
СИ
ПУНКТУАЦ
ИЯ

1

Определяют
5
грамматические
особенности
междометий.
Дифференцируют
междометия в
упражнениях.
Опознают
междометия,
которые употреблены в значении
других частей
речи.
Определяют
6
грамматические
особенности
звукоподражатель
ных слов.
Опознают
междометия.
Определяют
7
функциональностилистические
особенности
употребления
междометий

1.
Основные понятия 1
синтаксиса и
пунктуации

2.

Основные
синтаксические
единицы

1

3.

Основные
1
принципы русской
пунктуации

4.

Пунктуационный
анализ

1

Работают с
1, 5
таблицей
учебника
основные
единицы и
понятия
синтаксиса и
пунктуации
Учатся разграни- 2
чивать основные
синтаксические
единицы по их
функциям —
номинативной и
коммуникативной
.
Усваивают
3
основные
принципы
русской
пунктуации
Выполняют
4
пунктуационный
анализ текста

СЛОВОСОЧ 2
ЕТАНИЕ

5.

6.

Классификация
словосочетаний.
Виды
синтаксической
связи

Синтаксический
разбор
словосочетаний

1

1

Распознают
1
словосочетание в
составе
предложения.
Конструируют
словосочетания,
опираясь на
схему.
Дифференцируют
слова и
словосочетания.
Распределяют
слова по
значению и
структуре.
Выполняют
3
синтаксический
разбор
словосочетаний

ПРЕДЛОЖЕ 1+1
НИЕ

Понятие
предложении
Классификация
предложений

о1

7.

РР Проблема в 1
текстах различных
стилей.Особенности
комментирования
проблемы

8.

ПРОСТОЕ
ПРЕДЛОЖЕ
НИЕ
9.

10.

11.

Усваивают
2
понятие
предложения.
Наблюдают,
пользуясь схемой,
особенности связи
подлежащего и
сказуемого.
Разграничивают
предложения по
составу,
интонации, цели
высказывания
Исследуют
3
языковой
материал.
Сравнивают
тексты разных
стилей речи

16+3

Виды предложений
по
цели
высказывания.
Виды предложений 1
по эмоциональной
окраске.
Предложения
утвердительные и
отрицательные
Виды предложений 1
по структуре
Главные
члены
предложения
Тире
между
подлежащим
и
сказуемым
Распространенные и 1
нераспространенны
е
предложения.
Второстепенные
члены предложения.
Полные и неполные
предложения.

Усваивают виды 4
предложений по
цели
высказывания, по
эмоциональной
окраске.

Усваивают
5
понятие главные
члены
предложения,
пунктограмму
тире между
подлежащим и
сказуемым
Усваивают
6
понятие
распространенные
и
нераспространенн
ые предложения;
второстепенные
члены
предложения.
Полные и
неполные

12.

13.

Простые
1
осложненное и
неосложненное
предложения.
Синтаксический
разбор простого
предложения
Однородные члены 1
предложения. Знаки
препинания
в
предложениях
с
однородными
членами

14

Обобщающие слова 1
при
однородных
членах предложения

15.

Обособленные
1
члены предложения.
Знаки препинания
при обособленных
определениях

16.

Обособленные
обстоятельства

1

Выполняют
7
синтаксически й
разбор простого
осложненного и
неосложненного
предложения
Усваивают
8
понятие
однородные
члены
предложения,
пунктограмму
запятая в
предложениях с
однородными
членами
Усваивают
2
понятие
обобщающее
слово, знаки
препинания в
предложениях с
обобщающим
словом
Опознают и
3
правильно
интонируют
предложения с
обособленными
определениями.
Графически
обозначают
обособленные
определения,
выраженные причастным
оборотом.
Опознают и
4
правильно
интонируют
предложения с
обособленными
обстоятельствами.
Графически
обозначают
обособленные
обстоятельства,
выраженные
деепричастным
оборотом.

17.

Обособленные
дополнения

1

18.

Уточняющие,
1
пояснительные
иприсоединительны
е
члены
предложения

19.

РР
Средства 1
художественной
выразительности

20.

Параллельные
синтаксические
конструкции

21.

Знаки препинания 1
при сравнительном
обороте

1

Опознают и
5
правильно
интонируют
предложения с
обособленными
дополнениями.
Записывают
отрывки из
стихотворений и
указывают
распространённые
дополнения.
Опознают и
6
правильно
интонируют
уточняющие,
пояснительные
иприсоединительн
ые члены
предложения
Уясняют средства 1-3
художественной
выразительности,
находят их в
тексте
Уясняют
параллельные
синтаксические
конструкции,
находят их в
тексте
Опознают и
правильно
интонируют
предложения с
обособленными
уточняющими
членами
предложения.
Выделяют
запятыми и
подчёркивают
обособленные
члены
предложений.
Записывают
предложения,
подчёркивая
обособленные
обстоятельства
уступки и

4

5

выделяя их
запятыми.

22.

Знаки препинания 1
при
обращениях,
вводных словах и
вставных
конструкциях

23.

Знаки препинания 1
при междометиях,
утвердительных,
отрицательных,
вопросительновосклицательных
словах
Контрольная работа 1
№
1
«Простое
осложненное
предложение»

24.

Опознают и
3
правильно
расставляют знаки
препинания в
предложениях с
вводными
словами,
обращениями
Выделяют
запятыми на
письме
Опознают и
4
правильно
расставляют знаки
препинания в
предложениях с
междометиями
Выполняют
контрольную
работу

7

7

25.

Анализ ошибок.
1
Словарный
диктант.Правописа
ние непроверяемых
ударением гласных

Уясняют
правописание
словарных слов

26.

РРПроблема текста 1
и
ее
комментирование.
Авторская позиция
в тексте

27.

РРСочинение
по 1
прочитанному
тексту.
Правила
подбора аргументов

Усваивают
1-3
понятие проблема
текста. Умеют
определять
авторскую
позицию в тексте
Пишут сочинение 1-3

СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕ
НИЕ

12

28.

Понятие о сложном
предложении.
1
Главное
и
придаточное
предложения

29.

Типы придаточных 1
предложений

30.

Сложносочиненное 1
предложение

Определяют тип 2
предложения по
количеству
грамматических
основ, находят
грамматические
основы в
предложениях.
Актуализируют
знания о таких
структурных
типах
предложения, как
простое и
сложное. Анализируют
интонационный
рисунок
предложения.
Указывают
устаревшие слова
в текстах,
актуализируя
знания из области
лексики. Находят
в данных текстах
сложные
предложения,
чертят их схемы,
определяют тип
сказуемых.
Определяют виды 3
придаточных
Определяют
4
структуру
сложносочинённо
го предложения.
Повторяют роль
сочинительных
союзов в
предложении.
Составляют таблицу.
Составляют
несколько
сложных
предложений из
двух простых.
Объясняют выбор
союзов для связи
простых
предложений в

сложном.
31.

Знаки препинания в 1
ССП

32.

Сложноподчиненно 1
е предложение

33.

Знаки препинания в 1
СПП
с
одним
придаточным

Усваивают
5
постановку знаков
препинания в ссп.
Составляют
схемы предложений. Указывают
союзы в
сложносочинённы
х предложениях и
объясняют
смысловые
отношения частей
Определяют
6
главную и
придаточную
части
сложноподчинённ
ого предложения.
Работают с
текстом:
выписывают,
расставляя
пропущенные
запятые,
сложноподчинённ
ые предложения в
определённой
последовательнос
ти. Определяют,
какую позицию
может занимать
придаточное
предложение по
отношению к
главному
Усваивают
7
постановку знаков
препинания в
СПП. Составляют
схемы предложений. Указывают
союзы в
сложноподчинённ
ых предложениях
и объясняют
смысловые
отношения частей

34.

Знаки препинания в 1
СПП с несколькими
придаточными

35.

Запятая и точка с 1
запятой в БСП

36.

Двоеточие и тире в1
БСП
Синтаксический
разбор БСП

37.

Период.
препинания
периоде

38.

Сложное
синтаксическое
целое и абзац.

Знаки 1
в

1

Усваивают
2
постановку знаков
препинания в
СПП. Составляют
схемы предложений. Указывают
союзы в
сложноподчинённ
ых предложениях
и объясняют
смысловые
отношения частей
Усваивают
1
правило
постановки
запятой и точки с
запятой в
бессоюзных
сложных
предложениях.
Усваивают
3
правила
постановки
двоеточия между
частями
бессоюзного
сложного
предложения.
Читают
бессоюзные
сложные
предложения и
объясняют
постановку
двоеточия
Усваивают
4
понятие периода,
правило знаки
препинания в
периоде
Усваивают
5
понятие сложное
синтаксическое
целое и абзац.

39.

Синонимия разных 1
типов
сложного
предложения.
Синтаксические
нормы

Усваивают
понятие
синонимия в
синтаксисе,
синтаксические
нормы

40.

Способы передачи 1
чужой речи. Знаки
препинания
при
прямой
речи
и
диалоге

41.

Знаки препинания 1
при цитатах

42.

Контрольная работа 1
№2
по
теме
«Сложное
предложение.
Предложения
с
чужой речью»
РР Введение цитат 1
в текст сочинения.
Правила
цитирования

Определяют
4
понятие чужой
речи.
Анализируют
языковой
материал. Делают
обобщения на
языковом
материале для
наблюдений.
Определяют
5
понятие цитаты.
Находят цитаты и
определяют роль
цитат в тексте.
Формируют
умение вводить
цитаты в
авторский текст
разными
способами.
Выполняют
6
контрольную
работу

ПРЕДЛОЖЕ
НИЯ
С
ЧУЖОЙ
РЕЧЬЮ

4

3+1

43.

УПОТРЕБЛЕ 1+1
НИЕ
ЗНАКОВ
ПРЕПИНАН
ИЯ

Формируют
умение вводить
цитаты в
авторский текст
разными
способами.

7

44.
Сочетание знаков1
препинания.
Факультативные
знаки препинания.
Авторская
пунктуация.
РР Использование в 1
сочинении
изобразительных
возможностей
лексики
и
синтаксиса

45.

КУЛЬТУРА
РЕЧИ

2-3
Формируют
умение различать
факультативные
знаки препинания,
работа с
авторской
пунктуацией на
примере текстов
Написание
5
сочинения

4+2

46.

Язык
и
речь.
Культура речи как
раздел
науки
о1
языке

47.

Нормы
литературного
языка

48.

Качества хорошей 1
речи:
чистота,
выразительность,
уместность,
богатство

1

Составляют
5-6
опорный конспект
для пересказа
текста.
Формируют
умение различать
понятие речькультура (устно и
письменно).
Выполняют
письменное
дифференцирован
ное задание.
Самостоятельно 7
наблюдают нормы
литературного
языка. Выразительно читают
стихотворный
текст. Соотносят
обобщённый
ответ по теме с
таблицей в
учебнике
Формируют
8
понятие качество
хорошей речи

49.

Виды
и
роды 1
ораторского
красноречия.
Ораторская речь и
такт
РР
Обучение 1
формулированию
собственнойпозици
и и ее аргументации
1
РРСочинениерассуждение
по
прочитанному
тексту.
(В.Ф.
Тендряков)

50.

51.

СТИЛИСТИ
КА

Стилистика.Класси
фикация
функциональных
1
стилей

53.

РР Анализ текстов 1
публицистического
и художественного
стилей
Функционально1
смысловые типы
речи:
повествование,
описание,
рассуждение

55.

56.

57.

2

Составление
публичного
выступления

3

Пишут
3-5
сочинениерассуждение,
соблюдая схемущаблон

10+5

52.

54.

Разграничивают
виды и роды
ораторского
искусства

1
Практическая
работа
Определение типа
речи в текстах
публицистического
и художественного
стилей
РР.
Текст. 1
Основные признаки
текста
1
Практическая
работа.
Анализ
текстов различных
стилей и жанров

Вспоминают
1
функциональные
стили и их
различия. Читают
тексты и обосновывают их
стиль и тип речи.
Анализируют
2
текст

Вспоминают
4
функциональные
типы речи и их
различия. Читают
тексты и обосновывают их
тип речи.
Выполняют
4
практическую
работу

Вспоминают
основные
признаки текста

6

Выполняют
практическую
работу

2

58.

РР
Аргументы 1
литературный и на
основе жизненных
впечатлений
в
сочинениирассуждении

59.

1
РРСочинениерассуждение
на
основе
прочитанного
текста
(Д.С.Лихачев)
1
Контрольная
работа
№
3
«Комплексный
анализ текста»
Анализ
ошибок. 1
Повторение
изученного
по
орфографии

60.

61.

Знать
7
определение
аргумента, уметь
приводить два
вида аргументов в
тексте сочинениярассуждения
Пишут
8
сочинениерассуждение

Выполняют
контрольную
работу

1-2

Уметь составлять 3
таблицу –
классификацию
ошибок

62.

1
Практическая
работа.
Учебнотренировочные
тесты в формате
ЕГЭ по орфографии

Выполняют
практическую
работу

4

63.

1
Практическая
работа.
Учебнотренировочные
тесты в формате
ЕГЭ по пунктуации

Выполняют
практическую
работу

5

64.

1
Практическая
работа.
Учебнотренировочные
тесты в формате
ЕГЭ

Выполняют
практическую
работу

6

65.

Анализ
ошибок, 1
допущенных
при
выполнении
тестовых заданий

Уметь проводить 7
классификацию
ошибок в работе

РР
Цитаты
афоризмы
сочинениирассуждении

66.

СОГЛАСОВАНОИЗ
2
ИСТОРИИ
Протокол заседания
РУССКОГО
методического объединения
ЯЗЫКОЗНАН
учителей гуманитарного
цикла
ИЯ
от 30.08.2023 года № 1
___________ Болдырева И. Г.

и1
в

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
Виноградова Е.Е.____________
30.08.2023 года

67.
Вклад
М.В. 1
Ломоносова,
В.И.
Даля, С.И. Ожегова
в развитие русского
языкознания
68.

Уметь приводить 1-2
цитаты в
сочинении

РР
Доклад
об 1
ученом-лингвисте

ИТОГО: 68 ч.;
из них:
- контрольные работы – 3;
- практические работы – 5;
- развитие речи – 4 соч.

Составление
сообщения о
лингвистах

5

Пишут доклад

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».