РП Информационная безопасность 10-11 кл

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина
станицы Должанской муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педагогического совета
_____________ О.Н. Барабаш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Информационная безопасность»
Уровень образования (класс) среднее общее образование (10–11 класс)
Количество часов 68 (1 ч в неделю)
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы:
Середа Александр Николаевич, учитель информатики
Программа разработана в соответствии с ФГОС среднего общего
образования
с учётом примерной образовательной программы учебного курса
«Информационная безопасность» для образовательных организаций,
реализующих программы среднего (полного) общего образования — сайт
https://fgosreestr.ru/registry/informacionnaya-bezopasnost-10-11/ , 2020
с учётом УМК Цветкова М.С., Голубчиков С.В., Новиков В.К., Семибратов
А.М., Якушина Е.В. «Информационная безопасность. Правовые основы
информационной безопасности. 10–11 классы» — М.: Просвещение, 2021

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
– принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
– быть социально активными, уважающими закон и правопорядок, соизмеряющими
свои поступки с нравственными ценностями, осознающими свои обязанности
перед семьей, обществом, Отечеством;
– уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
– осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа
жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданское воспитание
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных
проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях
в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание)
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию объектов информатики,
задач, решений, рассуждений; умению видеть алгоритмические закономерности в
искусстве
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания
сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами

информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе
с учётом возможностей ИКТ.
Метапредметные результаты
– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
– умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности.
Предметные результаты
Линия «Информационное общество и информационная культура»:
– освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
– формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации;
– принятие этических аспектов информационных технологий; осознание
ответственности
людей,
вовлеченных
в
создание
и
использование
информационных систем, распространение информации.

Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»:
– понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
работы в Интернете;
– формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
В результате освоения программы курса с учетом возрастных групп выпускник
освоит жизненно важные практические компетенции.
Выпускник научится понимать:
– источники информационных угроз, вредоносные программы и нежелательные
рассылки, поступающие на мобильный телефон, планшет, компьютер;
– роль близких людей, семьи, правоохранительных органов для устранения проблем и
угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи, телефоны экстренных служб;
– виды информационных угроз, правила поведения для защиты от угроз, виды
правовой ответственности за проступки и преступления в сфере информационной
безопасности;
– проблемные ситуации и опасности в сетевом взаимодействии и правила поведения в
проблемных ситуациях, ситуациях профилактики и предотвращения опасности;
– этикет сетевого взаимодействия, правовые нормы и законодательство в сфере
информационной безопасности;
– правила защиты персональных данных;
– назначение различных позитивных ресурсов в сети Интернет для образования и в
профессиях будущего.
Выпускник научится применять на практике:
– правила цифровой гигиены для использования средств защиты персональных
данных (формировать и использовать пароль, использовать код защиты
персонального устройства, регистрироваться на сайтах без распространения личных
данных);
– информационно-коммуникативные компетенции по соблюдению этических и
правовых норм взаимодействия в социальной сети или в мессенджере, умение
правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения,
агрессия, вымогательство, ложная информация и др.), отключаться от
нежелательных контактов, действовать согласно правовым нормам в сфере
информационной безопасности (защиты информации).
Выпускник освоит нормы культуры информационной безопасности в системе
универсальных учебных действий для самостоятельного использования в учебнопознавательной и досуговой деятельности позитивного Интернета и средств электронного
обучения с соблюдением правил информационной безопасности.

Содержание курса
Содержание учебного курса «Информационная безопасность» программы складывается из
двух линий:
1) Информационное общество и информационная культура.
2) Информационное пространство и правила информационной безопасности.
Линия «Информационное общество и информационная культура»
Модуль 1. Правовые основы информационной безопасности. (5 ч.)
1.1. Понятия юридической ответственности за правонарушения в области
информационной безопасности.
1.2. Нормативное обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации.

Модуль 2. Профилактика правонарушений в сфере информационной безопасности. (28 ч.)
2.1. Понятие гражданско-правовой ответственности. Законодательство Российской
Федерации о гражданско-правовой ответственности в сфере информационной
безопасности.
2.2. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних за проступки в области
информационной безопасности (защиты информации).
2.3. Понятие административной ответственности. Законодательство Российской
Федерации об административной ответственности в сфере информационной
безопасности.
2.4. Административная ответственность несовершеннолетних граждан за проступки в
области информационной безопасности (защиты информации).
2.5. Понятие уголовной ответственности. Законодательство Российской Федерации об
уголовной ответственности в сфере информационной безопасности.
2.6. Уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления в области
информационной безопасности (защиты информации).
Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»
Модуль 3. Практика применения правил и норм информационной безопасности. (28 ч. в
10 классе +4 ч. в 11 классе)
3.1. Проектная работа. Нормативные основы лицензионных соглашений.
3.2. Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной безопасности в
личном информационном пространстве.
3.3. Практика электронного обучения и культура информационной безопасности при
самостоятельной работе с коммуникациями, сервисами и ресурсами сети Интернет.
Электронное обучение по информационной безопасности.
Повторение (1 ч. в 10 классе + 2 ч. в 11 классе)

Тематическое планирование с указанием
отводимых на изучение каждой темы

количества

часов,

10 класс

Раздел

Правовые
основы
информаци
онной
безопасност
и

Ко
лво
час
ов
5

Темы

Понятия
юридической
ответственности за
правонарушения в
области
информационной
безопасности.
Нормативное
обеспечение
информационной
безопасности в
Российской
Федерации.
Информация как

Ко
лво
час
ов
5

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
Поиск и анализ
информации, подготовка
сообщений, работа над
презентациями

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
1, 2, 3, 7

Раздел

Профилакт
ика
правонару
шений в
сфере
информаци
онной
безопасност
и

Ко
лво
час
ов

28

Темы

объект правовых
отношений.
Функции, принципы
и виды юридической
ответственности.
Субъективная и
объективная
стороны
юридической
ответственности
Законодательство
Российской
Федерации о
гражданскоправовой
ответственности.
Понятие
гражданскоправовой
ответственности

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

3

Работа с Гражданским
кодексом РФ, ответы на
вопросы

1, 5, 6

4

Создание презентаций,
работа в группах

1, 2, 8

Общие положения
законодательства
РФ о гражданскоправовой
ответственности.
Порядок
привлечения
несовершеннолетни
х к гражданскоправовой
ответственности за
проступки в области
информационной
безопасности
(защиты
информации)
Гражданскоправовая
ответственность
несовершеннолетни
х за проступки в
области
информационной
безопасности
(защиты

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

информации)
Ответственность за
проступок в области
присвоение
авторства (плагиат).
Ответственность за
проступок за
оскорбления, в том
числе в социальных
сетях.
Законодательство
Российской
Федерации об
административной
ответственности в
сфере
информационной
безопасности.
Понятие
административной
ответственности
Административная
ответственность
несовершеннолетни
х граждан за
проступки в
области
информационной
безопасности
(защиты
информации).
Ответственность за
проступок в области
нарушения
авторских прав на
лицензионное
программное
обеспечение.
Ответственность за
проступок — за
оскорбления, в том
числе в социальных
сетях.
Ответственность за
проступок —
ложный вызов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

1

Поиск информации,
смысловое чтение. Работа
с Кодексом Российской
Федерации об
административных
правонарушениях

1, 6

9

Работа в группах.
Создание электронных
документов

Ко
лво
час
ов

1, 2, 7

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

экстренных служб.
Ответственность за
проступок —
пропаганду в
Интернете
наркотических и
психотропных
веществ.
Ответственность за
проступок —
нарушение
установленного
законом порядка
сбора, хранения,
использования или
распространения
информации о
гражданах
(персональные
данные)
Законодательство
Российской
Федерации об
уголовной
ответственности в
сфере
информационной
безопасности.
Понятие уголовной
ответственности
Уголовная
ответственность
несовершеннолетни
х за преступления в
области
информационной
безопасности
(защиты
информации)
Ответственность за
преступления в
области
компьютерной
информации и
применения
компьютеров.

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

1

Поиск информации по
заданному критерию,
анализ прочитанного,
конспектирование

10

Поиск информации,
представление
информации в заданной
форме. Работа в группах,
создание презентаций

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

1, 6

1, 6, 7, 8

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

Ко
лво
час
ов

Ответственность за
преступления в
области присвоения
авторства (плагиат).
Ответственность за
преступления в
области нарушения
авторских прав на
лицензионное
программное
обеспечение.
Ответственность за
преступления в
области
мошенничества
(обмана).
Ответственность за
преступления в
области нарушения
тайны переписки,
телефонных
переговоров или
иных сообщений.
Ответственность за
преступления – за
проведение скрытой
(негласной)
аудиозаписи.
Ответственность за
преступления – за
заведомо ложное
сообщение о
теракте.
Ответственность за
преступления – за
неприкосновенности
частной жизни
(тайна общения и
творчества,
дневников, личных
бумаг)
Повторение
11 класс

1

1

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Раздел

Ко
лво
час
ов

Профилакт
ика
правонару
шений в
сфере
информаци
онной
безопасност
и

4

Практика
применения
правил и
норм
информаци
онной
безопасност
и

28

Темы

Уголовная
ответственность
несовершеннолетни
х за преступления в
области
информационной
безопасности
(защиты
информации)
Ответственность за
преступления – за
мошенничество в
сфере
компьютерной
информации
Ответственность за
преступления – за
незаконное
распространение
порнографических
материалов
Ответственность за
преступления – за
заведомо ложный
донос
Проектная работа.
Нормативные
основы
лицензионных
соглашений.
Лицензионное
соглашение
свободного ПО
Линукс
Как купить
лицензию на
платную
антивирусную
программу
Что такое СС
лицензия
Обзор свободного
антивирусного ПО и
его возможности по
антиспаму и
шлюзованию

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

4

Поиск информации,
представление
информации в заданной
форме. Работа в группах,
создание презентаций

5

Поиск информации,
анализ текстов
лицензионных
соглашений.
Представление
информации в заданной
форме

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
1, 6, 7, 8

1, 4, 5

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

Проектная работа.
Практика
соблюдения норм
информационной
безопасности в
личном
информационном
пространстве.
Как задавать
безопасный пароль.
Настройки
телефона, планшета
для защиты от
несанкционированн
ого доступа
Зашита
персональных
данных. Обзор.
Личный контент в
облаке и система его
защиты
Практика
электронного
обучения и культура
информационной
безопасности при
самостоятельной
работе с
коммуникациями,
сервисами и
ресурсами сети
Интернет.
Электронное
обучение по
информационной
безопасности
Повторение

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

5

Анализ личного
информационного
пространства с точки
зрения информационной
безопасности. Работа над
презентацией

18

Самостоятельная работа
(по выбору учащихся)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
1, 3, 6

1, 4, 5

2

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического
объединения учителей естественнонаучного
цикла

Заместитель директора

от 29 августа 2023 г. № 1
Руководитель МО ________ О.А. Мороз

_____________ Е.Е. Виноградова
29 августа 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».