Муниципальное образование Ейский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина станицы Должанской муниципального образования Ейский район УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от 30 августа 2023 года Председатель педагогического совета _____________ О.Н. Барабаш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Информационная безопасность» Уровень образования (класс) среднее общее образование (10–11 класс) Количество часов 68 (1 ч в неделю) Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы: Середа Александр Николаевич, учитель информатики Программа разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования с учётом примерной образовательной программы учебного курса «Информационная безопасность» для образовательных организаций, реализующих программы среднего (полного) общего образования — сайт https://fgosreestr.ru/registry/informacionnaya-bezopasnost-10-11/ , 2020 с учётом УМК Цветкова М.С., Голубчиков С.В., Новиков В.К., Семибратов А.М., Якушина Е.В. «Информационная безопасность. Правовые основы информационной безопасности. 10–11 классы» — М.: Просвещение, 2021 Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты – принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; – быть социально активными, уважающими закон и правопорядок, соизмеряющими свои поступки с нравственными ценностями, осознающими свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; – уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; – осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданское воспитание представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. 4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию объектов информатики, задач, решений, рассуждений; умению видеть алгоритмические закономерности в искусстве 5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности 6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. 8. Экологическое воспитание осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Метапредметные результаты – готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; – освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; – умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Предметные результаты Линия «Информационное общество и информационная культура»: – освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; – формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации; – принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации. Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»: – понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; – формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. В результате освоения программы курса с учетом возрастных групп выпускник освоит жизненно важные практические компетенции. Выпускник научится понимать: – источники информационных угроз, вредоносные программы и нежелательные рассылки, поступающие на мобильный телефон, планшет, компьютер; – роль близких людей, семьи, правоохранительных органов для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи, телефоны экстренных служб; – виды информационных угроз, правила поведения для защиты от угроз, виды правовой ответственности за проступки и преступления в сфере информационной безопасности; – проблемные ситуации и опасности в сетевом взаимодействии и правила поведения в проблемных ситуациях, ситуациях профилактики и предотвращения опасности; – этикет сетевого взаимодействия, правовые нормы и законодательство в сфере информационной безопасности; – правила защиты персональных данных; – назначение различных позитивных ресурсов в сети Интернет для образования и в профессиях будущего. Выпускник научится применять на практике: – правила цифровой гигиены для использования средств защиты персональных данных (формировать и использовать пароль, использовать код защиты персонального устройства, регистрироваться на сайтах без распространения личных данных); – информационно-коммуникативные компетенции по соблюдению этических и правовых норм взаимодействия в социальной сети или в мессенджере, умение правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.), отключаться от нежелательных контактов, действовать согласно правовым нормам в сфере информационной безопасности (защиты информации). Выпускник освоит нормы культуры информационной безопасности в системе универсальных учебных действий для самостоятельного использования в учебнопознавательной и досуговой деятельности позитивного Интернета и средств электронного обучения с соблюдением правил информационной безопасности. Содержание курса Содержание учебного курса «Информационная безопасность» программы складывается из двух линий: 1) Информационное общество и информационная культура. 2) Информационное пространство и правила информационной безопасности. Линия «Информационное общество и информационная культура» Модуль 1. Правовые основы информационной безопасности. (5 ч.) 1.1. Понятия юридической ответственности за правонарушения в области информационной безопасности. 1.2. Нормативное обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации. Модуль 2. Профилактика правонарушений в сфере информационной безопасности. (28 ч.) 2.1. Понятие гражданско-правовой ответственности. Законодательство Российской Федерации о гражданско-правовой ответственности в сфере информационной безопасности. 2.2. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних за проступки в области информационной безопасности (защиты информации). 2.3. Понятие административной ответственности. Законодательство Российской Федерации об административной ответственности в сфере информационной безопасности. 2.4. Административная ответственность несовершеннолетних граждан за проступки в области информационной безопасности (защиты информации). 2.5. Понятие уголовной ответственности. Законодательство Российской Федерации об уголовной ответственности в сфере информационной безопасности. 2.6. Уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления в области информационной безопасности (защиты информации). Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности» Модуль 3. Практика применения правил и норм информационной безопасности. (28 ч. в 10 классе +4 ч. в 11 классе) 3.1. Проектная работа. Нормативные основы лицензионных соглашений. 3.2. Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной безопасности в личном информационном пространстве. 3.3. Практика электронного обучения и культура информационной безопасности при самостоятельной работе с коммуникациями, сервисами и ресурсами сети Интернет. Электронное обучение по информационной безопасности. Повторение (1 ч. в 10 классе + 2 ч. в 11 классе) Тематическое планирование с указанием отводимых на изучение каждой темы количества часов, 10 класс Раздел Правовые основы информаци онной безопасност и Ко лво час ов 5 Темы Понятия юридической ответственности за правонарушения в области информационной безопасности. Нормативное обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации. Информация как Ко лво час ов 5 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Поиск и анализ информации, подготовка сообщений, работа над презентациями Основные направления воспитатель ной деятельност и 1, 2, 3, 7 Раздел Профилакт ика правонару шений в сфере информаци онной безопасност и Ко лво час ов 28 Темы объект правовых отношений. Функции, принципы и виды юридической ответственности. Субъективная и объективная стороны юридической ответственности Законодательство Российской Федерации о гражданскоправовой ответственности. Понятие гражданскоправовой ответственности Ко лво час ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитатель ной деятельност и 3 Работа с Гражданским кодексом РФ, ответы на вопросы 1, 5, 6 4 Создание презентаций, работа в группах 1, 2, 8 Общие положения законодательства РФ о гражданскоправовой ответственности. Порядок привлечения несовершеннолетни х к гражданскоправовой ответственности за проступки в области информационной безопасности (защиты информации) Гражданскоправовая ответственность несовершеннолетни х за проступки в области информационной безопасности (защиты Раздел Ко лво час ов Темы информации) Ответственность за проступок в области присвоение авторства (плагиат). Ответственность за проступок за оскорбления, в том числе в социальных сетях. Законодательство Российской Федерации об административной ответственности в сфере информационной безопасности. Понятие административной ответственности Административная ответственность несовершеннолетни х граждан за проступки в области информационной безопасности (защиты информации). Ответственность за проступок в области нарушения авторских прав на лицензионное программное обеспечение. Ответственность за проступок — за оскорбления, в том числе в социальных сетях. Ответственность за проступок — ложный вызов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитатель ной деятельност и 1 Поиск информации, смысловое чтение. Работа с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 1, 6 9 Работа в группах. Создание электронных документов Ко лво час ов 1, 2, 7 Раздел Ко лво час ов Темы экстренных служб. Ответственность за проступок — пропаганду в Интернете наркотических и психотропных веществ. Ответственность за проступок — нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональные данные) Законодательство Российской Федерации об уголовной ответственности в сфере информационной безопасности. Понятие уголовной ответственности Уголовная ответственность несовершеннолетни х за преступления в области информационной безопасности (защиты информации) Ответственность за преступления в области компьютерной информации и применения компьютеров. Ко лво час ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 1 Поиск информации по заданному критерию, анализ прочитанного, конспектирование 10 Поиск информации, представление информации в заданной форме. Работа в группах, создание презентаций Основные направления воспитатель ной деятельност и 1, 6 1, 6, 7, 8 Раздел Ко лво час ов Темы Ко лво час ов Ответственность за преступления в области присвоения авторства (плагиат). Ответственность за преступления в области нарушения авторских прав на лицензионное программное обеспечение. Ответственность за преступления в области мошенничества (обмана). Ответственность за преступления в области нарушения тайны переписки, телефонных переговоров или иных сообщений. Ответственность за преступления – за проведение скрытой (негласной) аудиозаписи. Ответственность за преступления – за заведомо ложное сообщение о теракте. Ответственность за преступления – за неприкосновенности частной жизни (тайна общения и творчества, дневников, личных бумаг) Повторение 11 класс 1 1 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитатель ной деятельност и Раздел Ко лво час ов Профилакт ика правонару шений в сфере информаци онной безопасност и 4 Практика применения правил и норм информаци онной безопасност и 28 Темы Уголовная ответственность несовершеннолетни х за преступления в области информационной безопасности (защиты информации) Ответственность за преступления – за мошенничество в сфере компьютерной информации Ответственность за преступления – за незаконное распространение порнографических материалов Ответственность за преступления – за заведомо ложный донос Проектная работа. Нормативные основы лицензионных соглашений. Лицензионное соглашение свободного ПО Линукс Как купить лицензию на платную антивирусную программу Что такое СС лицензия Обзор свободного антивирусного ПО и его возможности по антиспаму и шлюзованию Ко лво час ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 4 Поиск информации, представление информации в заданной форме. Работа в группах, создание презентаций 5 Поиск информации, анализ текстов лицензионных соглашений. Представление информации в заданной форме Основные направления воспитатель ной деятельност и 1, 6, 7, 8 1, 4, 5 Раздел Ко лво час ов Темы Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной безопасности в личном информационном пространстве. Как задавать безопасный пароль. Настройки телефона, планшета для защиты от несанкционированн ого доступа Зашита персональных данных. Обзор. Личный контент в облаке и система его защиты Практика электронного обучения и культура информационной безопасности при самостоятельной работе с коммуникациями, сервисами и ресурсами сети Интернет. Электронное обучение по информационной безопасности Повторение Ко лво час ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 5 Анализ личного информационного пространства с точки зрения информационной безопасности. Работа над презентацией 18 Самостоятельная работа (по выбору учащихся) Основные направления воспитатель ной деятельност и 1, 3, 6 1, 4, 5 2 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественнонаучного цикла Заместитель директора от 29 августа 2023 г. № 1 Руководитель МО ________ О.А. Мороз _____________ Е.Е. Виноградова 29 августа 2023 г.