РП информатика 10-11 (11 класс)

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина
станицы Должанской муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педагогического совета
_____________ О.Н. Барабаш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике
Уровень образования (класс) среднее общее образование (10–11 класс)
Количество часов 136 (2 ч в неделю)
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы:
Середа Александр Николаевич, учитель информатики
Программа разработана в соответствии с ФГОС среднего общего
образования с учётом программы полного общего образования по предмету
«Информатика» К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина — сайт
http://kpolyakov.spb.ru/download/progr1011bu.pdf
с учётом УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Ерёмина Информатика (базовый и
углублённый уровни) — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического
творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданское воспитание
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных
проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях
в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание)
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию объектов информатики,
задач, решений, рассуждений; умению видеть алгоритмические закономерности в
искусстве
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания
сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе
с учётом возможностей ИКТ.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;

3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных
конструкций
программирования;
умением
анализировать
алгоритмы
с
использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы
для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций
программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных
компьютерных программ по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о
способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и
средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете;
8) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
9) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система»
и основных функциях операционных систем;
10) понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
работы в Интернете.

Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в 10–11 классах может быть выделено три
крупных раздела:
I.
Основы информатики
II.
Алгоритмы и программирование
III.
Информационно-коммуникационные технологии
10 класс (68 часов)
Техника безопасности. Организация рабочего места (1 ч.)
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики
Информация и информационные процессы (3 ч.)
Информатика и информация. Получение информации. Формы представления
информации. Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства
информации. Информация в технике.
Передача информации. Обработка информации. Хранение информации.
Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.
Кодирование информации (12 ч.)
Дискретное кодирование. Знаковые системы. Аналоговые и дискретные сигналы.
Дискретизация. Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения.
Декодирование. Условие Фано.
Алфавитный подход к оценке количества информации.
Системы счисления. Перевод целых и дробных чисел в другую систему счисления.
Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание
степеней числа 2. Достоинства и недостатки.

Восьмеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления.
Арифметические операции. Применение.
Шестнадцатеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления.
Арифметические операции. Применение.
Кодирование текстов. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE.
Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое кодирование.
Форматы файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика.
Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное
кодирование звука. Кодирование видеоинформации.
Логические основы компьютеров (4 ч.)
Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ».
Импликация. Эквиваленция.
Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна.
Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики.
Логические уравнения. Количество решений логического уравнения.
Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до
универсального множества.
Как устроен компьютер (6 ч.)
Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные
устройства. Встроенные компьютеры.
Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления.
Облачные вычисления.
Выбор конфигурации компьютера.
Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти.
Выполнение программы.
Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистральномодульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с
внешним устройствами.
Процессор. Арифметико-логическое устройство. Устройство управления. Регистры
процессора. Основные характеристики процессора. Система команд процессора.
Память. Внутренняя память. Внешняя память. Облачные хранилища данных.
Взаимодействие разных видов памяти. Основные характеристики памяти.
Устройства ввода. Устройства вывода. Устройства ввода/вывода.
Программное обеспечение (10 ч.)
Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных
устройств. Инсталляция и обновление программ.
Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за
незаконное использование ПО.
Программы для обработки текстов. Технические средства ввода текста. Текстовые
редакторы и текстовые процессоры. Поиск и замена. Проверка правописания и
грамматики. Компьютерные словари и переводчики. Шаблоны. Рассылки. Вставка
математических формул.
Многостраничные документы. Форматирование страниц. Колонтитулы. Оглавление.
Режим структуры документа. Нумерация рисунков (таблиц, формул). Сноски и ссылки.
Гипертекстовые документы. Правила оформления рефератов.
Коллективная работа над документами. Рецензирование. Онлайн-офис. Правила
коллективной работы
Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для управления
предприятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки.
Системы автоматизированного проектирования.

Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации.
Обработка видеоинформации.
Программы для создания презентаций. Содержание презентаций. Дизайн
презентации. Макеты. Размещение элементов на слайде. Оформление текста. Добавление
объектов. Переходы между слайдами. Анимация в презентациях.
Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств.
Утилиты. Файловые системы.
Системы программирования. Языки программирования. Трансляторы. Отладчики.
Профилировщики.
Компьютерные сети (6 ч.)
Структуры (топологии) сетей. Обмен данными. Серверы и клиенты.
Локальные сети. Сетевое оборудование. Одноранговые сети. Сети с выделенными
серверами. Беспроводные сети.
Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в
Интернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети.
Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта.
Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Пиринговые сети.
Информационные системы. Электронная коммерция. Интернет-магазины. Электронные
платёжные системы.
Личное информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет.
Интернет и право.
Алгоритмизация и программирование (18 ч.)
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные
линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот.
Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор.
Введение в язык программирования. Простейшая программа. Переменные. Типы
данных. Размещение переменных в памяти. Арифметические выражения и операции.
Вычисления. Деление нацело и остаток. Вещественные значения. Стандартные
функции. Случайные числа.
Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.
Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Поиск максимальной цифры числа.
Алгоритм Евклида. Циклы с постусловием. Циклы по переменной. Вложенные циклы.
Процедуры. Процедуры с параметрами. Локальные и глобальные переменные.
Функции. Вызов функции. Логические функции.
Рекурсия. Ханойские башни. Анализ рекурсивных функций.
Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов. Алгоритмы обработки
массивов. Поиск в массиве. Максимальный элемент. Срезы массива. Отбор нужных
элементов.
Сортировка массивов. Метод пузырька (сортировка обменами). Метод выбора.
Символьные строки. Операции со строками. Поиск в строках. Примеры обработки
строк. Преобразование число-строка. Строки в процедурах и функциях. Рекурсивный
перебор.
Матрицы. Обработка элементов матрицы.
Вычислительные задачи (4 ч.)
Точность вычислений. Погрешности измерений. Погрешности вычислений.
Решение уравнений. Приближённые методы. Использование табличных
процессоров.
Оптимизация. Локальный и глобальный минимумы. Использование табличных
процессоров.
Статистические расчёты. Свойства ряда данных. Условные вычисления. Связь двух
рядов данных.

Информационная безопасность (3 ч.)
Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации.
Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России.
Вредоносные программы. Заражение вредоносными программами. Типы
вредоносных программ. Вирусы для мобильных устройств. Защита от вредоносных
программ. Антивирусные программы. Брандмауэры. Меры безопасности.
Безопасность в интернете. Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных.
Правила личной безопасности в Интернете
Итоговое повторение (1 ч)
11 класс (68 часов)
Техника безопасности. Организация рабочего места (1 ч.)
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики
Информация и информационные процессы (5 ч.)
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона.
Передача данных. Скорость передачи данных.
Сжатие данных. Алгоритм RLE. Префиксные коды.
Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы управления.
Информационное общество. Информационные технологии. «Большие данные».
Государственные электронные сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура.
Стандарты в сфере информационных технологий.
Моделирование (9 ч.)
Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Адекватность.
Игровые модели. Игровые стратегии. Пример игры с полной информацией. Задача с
двумя кучами камней.
Модели мышления. Искусственный интеллект. Нейронные сети. Машинное
обучение. Большие данные.
Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование
модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов.
Моделирование движения. Движение с сопротивлением. Дискретизация.
Компьютерная модель.
Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель
ограниченного роста. Взаимодействие видов. Обратная связь. Саморегуляция.
Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Системы массового обслуживания.
Модель обслуживания в банке.
Базы данных (10 ч.)
Основные понятия. Типы информационных систем. Транзакции. Таблицы. Индексы.
Целостность базы данных.
Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей. Реляционная
модель данных.
Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между таблицами.
Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора.
Запросы с параметрами. Вычисляемые поля. Запрос данных из нескольких таблиц.
Итоговый запрос. Другие типы запросов.
Формы. Простая форма. Формы с подчинёнными.
Отчёты. Простые отчёты. Отчёты с группировкой.
Проблемы реляционных БД. Нереляционные базы данных.
Экспертные системы.

Создание веб-сайтов (9 ч.)
Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы. Вебпрограммирование. Системы управления сайтом.
Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы.
Специальные символы. Списки. Гиперссылки.
Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы. Стили для
элементов.
Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки.
Мультимедиа.
Таблицы. Структура таблицы. Табличная вёрстка. Оформление таблиц.
Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки.
XML и XHTML.
Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы.
Размещение веб-сайтов. Хранение файлов. Доменное имя. Загрузка файлов на сайт.
Элементы теории алгоритмов (1 ч.)
Сложность вычислений. Асимптотическая сложность. Сложность алгоритмов
поиска. Сложность алгоритмов сортировки.
Алгоритмизация и программирование (7 ч.)
Целочисленные алгоритмы. Решето Эратосфена. «Длинные» числа. Квадратный
корень.
Структуры. Работа с файлами. сортировка структур.
Словари. Алфавитно-частотный словарь.
Стек. Использование списка. Вычисление арифметических выражений с помощью
стека. Проверка скобочных выражений. Очереди, деки.
Деревья. Деревья поиска. Обход дерева. Использование связанных структур.
Вычисление арифметических выражений с помощью дерева. Модульность.
Графы. «Жадные» алгоритмы. Алгоритм Дейкстры.
Динамическое программирование. Количество решений.
Обработка изображений (9 ч.)
Ввод изображений. Разрешение. Цифровые фотоаппараты. Сканирование.
Кадрирование.
Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция цвета.
Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая маска. Исправление «эффекта
красных глаз». Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя.
Каналы. Цветовые каналы. Сохранение выделенной области.
Иллюстрации для веб-сайтов. Анимация.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание,
распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных рисунков. Ввод векторных
рисунков. Контуры в GIMP.
Итоговое повторение (17 ч.)
Резерв учебного времени используется в основном для организации итогового
повторения. Тема «Трёхмерная графика», представленная в авторской программе К.Ю.
Полякова и Е.А. Еремина из рабочей программы исключена ввиду отсутствия
технической возможности её изучения.
Выполнение практических работ является частью изучения соответствующих тем, не
рассчитано на весь урок и не является частью записи темы урока в календарнотематическом планировании. Все практические работы носят обучающий характер и не
предполагают обязательного оценивания учащихся по результатам их выполнения.

Тематическое планирование с указанием
отводимых на изучение каждой темы

количества

часов,

10 класс

Раздел

Основы
информати
ки

Ко
лво
час
ов
42

Темы

Техника
безопасности.
Организация
рабочего места
Информация и
информационные
процессы
Информатика
и информация.
Получение
информации.
Формы
представления
информации.
Информация в
природе. Человек,
информация, знания.
Свойства
информации.
Информация в
технике.
Передача
информации.
Обработка
информации.
Хранение
информации.
Структура
информации.
Таблицы. Списки.
Деревья. Графы.
Кодирование
информации
Дискретное
кодирование.
Знаковые системы.
Аналоговые и
дискретные
сигналы.
Дискретизация.
Равномерное и
неравномерное

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
1, 6, 8

1

Обсуждение правил
техники безопасности

3

Обсуждение вопросов и
заданий к теме. Выделение
информационных
процессов в реальных
ситуациях (при анализе
процессов в обществе,
природе и технике).

2, 4, 5

12

Кодирование и
декодирование
информации по заданным
правилам.
Применение деревьев,
графов для
структурирования
информации при решении
задач.
Решение задач и
выполнение заданий на

2, 4, 5

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

кодирование.
Правило
умножения.
Декодирование.
Условие Фано.
Алфавитный
подход к оценке
количества
информации.
Системы
счисления. Перевод
целых и дробных
чисел в другую
систему счисления.
Двоичная
система счисления.
Арифметические
операции. Сложение
и вычитание
степеней числа 2.
Достоинства и
недостатки.
Восьмеричная
система счисления.
Связь с двоичной
системой счисления.
Арифметические
операции.
Применение.
Шестнадцатер
ичная система
счисления. Связь с
двоичной системой
счисления.
Арифметические
операции.
Применение.
Кодирование
текстов.
Однобайтные
кодировки.
Стандарт UNICODE.
Кодирование
графической
информации.
Цветовые модели.

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
кодирование тестовой,
графической и звуковой
информации. Запись чисел
в различных системах
счисления, перевод чисел
из одной системы
счисления в другую,
вычисления в
позиционных системах
счисления.

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

Растровое
кодирование.
Форматы файлов.
Векторное
кодирование.
Трёхмерная
графика.
Фрактальная
графика.
Кодирование
звуковой
информации.
Оцифровка звука.
Инструментальное
кодирование звука.
Кодирование
видеоинформации.
Логические основы
компьютеров
Логические
операции «НЕ»,
«И», «ИЛИ».
Операция
«исключающее
ИЛИ». Импликация.
Эквиваленция.
Логические
выражения.
Вычисление
логических
выражений.
Диаграммы Венна.
Упрощение
логических
выражений. Законы
алгебры логики.
Логические
уравнения.
Количество
решений
логического
уравнения.
Множества и
логические
выражения. Задача
дополнения

Ко
лво
час
ов

4

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Выполнение
эквивалентных
преобразований
логических выражений;
построение логического
выражения по заданной
таблице истинности.

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

5

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

множества до
универсального
множества.
Как устроен
компьютер
Современные
компьютерные
системы.
Стационарные
компьютеры.
Мобильные
устройства.
Встроенные
компьютеры.
Параллельные
вычисления.
Суперкомпьютеры.
Распределённые
вычисления.
Облачные
вычисления.
Выбор
конфигурации
компьютера.
Общие
принципы
устройства
компьютеров.
Принципы
организации памяти.
Выполнение
программы.
Архитектура
компьютера.
Особенности
мобильных
компьютеров.
Магистральномодульная
организация
компьютера.
Взаимодействие
устройств. Обмен
данными с внешним
устройствами.
Процессор.

Ко
лво
час
ов

6

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Обсуждение принципов
устройства и работы
компьютеров.
Выбор конфигурации
компьютера в зависимости
от решаемой задачи.

2, 5, 7

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

Арифметикологическое
устройство.
Устройство
управления.
Регистры
процессора.
Основные
характеристики
процессора. Система
команд процессора.
Память.
Внутренняя память.
Внешняя память.
Облачные
хранилища данных.
Взаимодействие
разных видов
памяти. Основные
характеристики
памяти.
Устройства ввода.
Устройства вывода.
Устройства
ввода/вывода.
Программное
обеспечение
Виды
программного
обеспечения.
Программное
обеспечение для
мобильных
устройств.
Инсталляция и
обновление
программ.
Авторские
права. Типы
лицензий на
программное
обеспечение.
Ответственность за
незаконное
использование ПО.
Программы

Ко
лво
час
ов

10

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Обсуждение вопросов и
заданий к теме,
выполнение практических
заданий.
Создание и
редактирование
текстовых, графических
документов. Знакомство с
обработкой звуковых
файлов. Работа с
графическим интерфейсом
Windows, стандартными и
служебными
приложениями,
файловыми менеджерами,
архиваторами и
антивирусными
программами.

1, 3, 6

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

для обработки
текстов.
Технические
средства ввода
текста. Текстовые
редакторы и
текстовые
процессоры. Поиск
и замена. Проверка
правописания и
грамматики.
Компьютерные
словари и
переводчики.
Шаблоны.
Рассылки. Вставка
математических
формул.
Многостранич
ные документы.
Форматирование
страниц.
Колонтитулы.
Оглавление. Режим
структуры
документа.
Нумерация
рисунков (таблиц,
формул). Сноски и
ссылки.
Гипертекстовые
документы. Правила
оформления
рефератов.
Коллективная
работа над
документами.
Рецензирование.
Онлайн-офис.
Правила
коллективной
работы
Пакеты
прикладных
программ. Офисные
пакеты. Программы

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

для управления
предприятием.
Пакеты для решения
научных задач.
Программы для
дизайна и вёрстки.
Системы
автоматизированног
о проектирования.
Обработка
мультимедийной
информации.
Обработка звуковой
информации.
Обработка
видеоинформации.
Программы
для создания
презентаций.
Содержание
презентаций. Дизайн
презентации.
Макеты.
Размещение
элементов на
слайде. Оформление
текста. Добавление
объектов. Переходы
между слайдами.
Анимация в
презентациях.
Системное
программное
обеспечение.
Операционные
системы. Драйверы
устройств. Утилиты.
Файловые системы.
Системы
программирования.
Языки
программирования.
Трансляторы.
Отладчики.
Профилировщики.
Компьютерные

Ко
лво
час
ов

6

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Обсуждение вопросов и

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

1, 3, 4, 8

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

сети
Структуры
(топологии) сетей.
Обмен данными.
Серверы и клиенты.
Локальные
сети. Сетевое
оборудование.
Одноранговые сети.
Сети с выделенными
серверами.
Беспроводные сети.
Сеть Интернет.
Краткая история
Интернета. Набор
протоколов TCP/IP.
Адреса в Интернете.
IP-адреса и маски.
Доменные имена.
Адрес ресурса
(URL).
Тестирование сети.
Службы
Интернета.
Всемирная паутина.
Поиск в Интернете.
Электронная почта.
Обмен файлами
(FTP). Форумы.
Общение в реальном
времени.
Пиринговые сети.
Информационные
системы.
Электронная
коммерция.
Интернет-магазины.
Электронные
платёжные системы.
Личное
информационное
пространство.
Организация
личных данных.
Нетикет. Интернет и
право.

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
заданий к теме. Решение
задач на связь адреса сети,
номера компьютера в сети
и маски подсети.
Работа с электронной
почтой. Путешествие по
Всемирной паутине.
Настройка браузера.
Работа с файловыми
архивами. Формирование
запросов на поиск
информации в сети по
ключевым словам,
адекватным решаемой
задаче.

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Раздел

Алгоритмы
и
программир
ование

Ко
лво
час
ов
22

Темы

Алгоритмизация и
программирование
Алгоритмы.
Этапы решения
задач на
компьютере. Анализ
алгоритмов.
Оптимальные
линейные
программы. Анализ
алгоритмов с
ветвлениями и
циклами.
Исполнитель Робот.
Исполнитель
Чертёжник.
Исполнитель
Редактор.
Введение в
язык
программирования.
Простейшая
программа.
Переменные. Типы
данных. Размещение
переменных в
памяти.
Арифметические
выражения и
операции.
Вычисления.
Деление нацело и
остаток.
Вещественные
значения.
Стандартные
функции.
Случайные числа.
Ветвления.
Условный оператор.
Сложные условия.
Циклические
алгоритмы. Цикл с
условием. Поиск
максимальной
цифры числа.

Ко
лво
час
ов
18

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
Изучение основ языка
программирования.
Обсуждение вопросов и
заданий к теме. Написание
и отладка простых
программ,
иллюстрирующих
применение основных
алгоритмических
конструкций.

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
4, 5, 7

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

Алгоритм Евклида.
Циклы с
постусловием.
Циклы по
переменной.
Вложенные циклы.
Процедуры.
Процедуры с
параметрами.
Локальные и
глобальные
переменные.
Функции.
Вызов функции.
Логические
функции.
Рекурсия.
Ханойские башни.
Анализ рекурсивных
функций.
Массивы. Ввод
и вывод массива.
Перебор элементов.
Алгоритмы
обработки массивов.
Поиск в массиве.
Максимальный
элемент. Срезы
массива. Отбор
нужных элементов.
Сортировка
массивов. Метод
пузырька
(сортировка
обменами). Метод
выбора.
Символьные
строки. Операции со
строками. Поиск в
строках. Примеры
обработки строк.
Преобразование
число-строка.
Строки в
процедурах и
функциях.

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Раздел

Основы
информати
ки
(продолжен
ие)

Ко
лво
час
ов

3

Темы

Рекурсивный
перебор.
Матрицы.
Обработка
элементов матрицы.
Вычислительные
задачи
Точность
вычислений.
Погрешности
измерений.
Погрешности
вычислений.
Решение
уравнений.
Приближённые
методы.
Использование
табличных
процессоров.
Оптимизация.
Локальный и
глобальный
минимумы.
Использование
табличных
процессоров.
Статистические
расчёты. Свойства
ряда данных.
Условные
вычисления. Связь
двух рядов данных.
Информационная
безопасность
Вредоносные
программы и защита
от них.
Шифрование.
Хэширование и
пароли.
Безопасность в
Интернете. Понятие
информационной
безопасности.
Средства защиты

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

4

Обсуждение методов
решения вычислительных
задач. Составление и
отладка программ,
реализующих эти методы.

4, 5, 7

3

Изучение нового
материала. Работа с
антивирусными
программами,
обучающими
программами по
шифрованию.

Ко
лво
час
ов

1, 3, 7, 8

Раздел

Итоговое
повторение
Итого

Ко
лво
час
ов

1

Темы

информации.
Информационн
ая безопасность в
мире.
Информационная
безопасность в
России.
Вредоносные
программы.
Заражение
вредоносными
программами. Типы
вредоносных
программ. Вирусы
для мобильных
устройств. Защита
от вредоносных
программ.
Антивирусные
программы.
Брандмауэры. Меры
безопасности.
Безопасность в
интернете. Сетевые
угрозы.
Мошенничество.
Шифрование
данных. Правила
личной
безопасности в
Интернете
Итоговое
повторение

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

1

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

5

68
11 класс

Раздел

Основы
информати
ки

Ко
лво
час
ов
6

Темы

Техника
безопасности.
Организация
рабочего места

Ко
лво
час
ов
1

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
1, 6, 8

Раздел

Информаци
оннокоммуника
ционные
технологии
(начало)

Ко
лво
час
ов

28

Темы

Информация и
информационные
процессы
Формула
Хартли.
Информация и
вероятность.
Формула Шеннона.
Передача
данных. Скорость
передачи данных.
Сжатие
данных. Алгоритм
RLE. Префиксные
коды.
Информация и
управление.
Кибернетика.
Понятие системы.
Системы
управления.
Информационн
ое общество.
Информационные
технологии.
«Большие данные».
Государственные
электронные
сервисы и услуги.
Электронная
цифровая подпись
(ЭЦП). Открытые
образовательные
ресурсы.
Информационная
культура.
Стандарты в
сфере
информационных
технологий.
Моделирование
Модели и
моделирование.
Иерархические
модели. Сетевые
модели.

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

5

Решение задач на
определение количества
информации при
алфавитном и
вероятностном подходах к
определению количества
информации.
Теоретическое
ознакомление с
принципами сжатия
информации и работа с
программамиархиваторами.

9

Обсуждение вопросов и
заданий к теме.
Построение и
исследование
компьютерных моделей
средствами табличного

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
1, 2, 3, 4

1, 2, 5, 7, 8

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

Адекватность.
Игровые
модели. Игровые
стратегии. Пример
игры с полной
информацией.
Задача с двумя
кучами камней.
Модели
мышления.
Искусственный
интеллект.
Нейронные сети.
Машинное
обучение. Большие
данные.
Этапы
моделирования.
Постановка задачи.
Разработка модели.
Тестирование
модели.
Эксперимент с
моделью. Анализ
результатов.
Моделировани
е движения.
Движение с
сопротивлением.
Дискретизация.
Компьютерная
модель.
Математическ
ие модели в
биологии. Модель
неограниченного
роста. Модель
ограниченного
роста.
Взаимодействие
видов. Обратная
связь.
Саморегуляция.
Вероятностные
модели. Методы
Монте-Карло.

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
процессора и системы
программирования.

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

Системы массового
обслуживания.
Модель
обслуживания в
банке.
Базы данных
Основные
понятия. Типы
информационных
систем. Транзакции.
Таблицы. Индексы.
Целостность базы
данных.
Многотабличн
ые базы данных.
Ссылочная
целостность. Типы
связей. Реляционная
модель данных.
Таблицы.
Работа с готовой
таблицей. Создание
таблиц. Связи
между таблицами.
Запросы.
Конструктор
запросов. Критерии
отбора.
Запросы с
параметрами.
Вычисляемые поля.
Запрос данных из
нескольких таблиц.
Итоговый запрос.
Другие типы
запросов.
Формы.
Простая форма.
Формы с
подчинёнными.
Отчёты.
Простые отчёты.
Отчёты с
группировкой.
Проблемы
реляционных БД.

Ко
лво
час
ов

10

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Знакомство с системой
управления базами данных
MS Access. Создание
структуры табличной базы
данных. Осуществление
ввода и редактирования
данных. Упорядочение
данных в среде системы
управления базами
данных. Формирование
запросов на поиск,
обновление и удаление
данных в среде MS Access.

4, 5, 7

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

Нереляционные
базы данных.
Экспертные
системы.
Создание вебсайтов
Веб-сайты и
веб-страницы.
Статические и
динамические вебстраницы. Вебпрограммирование.
Системы
управления сайтом.
Текстовые вебстраницы.
Простейшая вебстраница. Заголовки.
Абзацы.
Специальные
символы. Списки.
Гиперссылки.
Оформление
веб-страниц.
Средства языка
HTML. Стилевые
файлы. Стили для
элементов.
Рисунки, звук,
видео. Форматы
рисунков. Рисунки в
документе. Фоновые
рисунки.
Мультимедиа.
Таблицы.
Структура таблицы.
Табличная вёрстка.
Оформление таблиц.
Блоки. Блочная
вёрстка. Плавающие
блоки.
XML и
XHTML.
Динамический
HTML. «Живой»
рисунок. Скрытый

Ко
лво
час
ов

9

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Изучение основ языка
HTML. Выполнение
практических заданий на
создание web-страниц
средствами редактора
Блокнот.

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

1, 2, 3, 4

Раздел

Алгоритмы
и
программир
ование

Ко
лво
час
ов

8

Темы

блок. Формы.
Размещение вебсайтов. Хранение
файлов. Доменное
имя. Загрузка
файлов на сайт.
Элементы теории
алгоритмов
Сложность
вычислений.
Асимптотическая
сложность.
Сложность
алгоритмов поиска.
Сложность
алгоритмов
сортировки.
Алгоритмизация и
программирование
Целочисленны
е алгоритмы. Решето
Эратосфена.
«Длинные» числа.
Квадратный корень.
Структуры.
Работа с файлами.
Сортировка
структур.
Словари.
Алфавитночастотный словарь.
Стек.
Использование
списка. Вычисление
арифметических
выражений с
помощью стека.
Проверка скобочных
выражений.
Очереди, деки.
Деревья.
Деревья поиска.
Обход дерева.
Использование
связанных структур.
Вычисление

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

1

Ознакомление с одним из
универсальных
исполнителей. Решение
простых заданий на
оценку эффективности
алгоритмов.

5

7

Теоретическое изучение и
практическая реализация в
системе
программирования
типовых алгоритмов
работы с различными
структурами данных
(стеки, очереди, деревья,
графы, массивы).

5, 7

Ко
лво
час
ов

Раздел

Информаци
оннокоммуника
ционные
технологии
(продолжен
ие)

Ко
лво
час
ов

9

Темы

арифметических
выражений с
помощью дерева.
Модульность.
Графы.
«Жадные»
алгоритмы.
Алгоритм Дейкстры.
Динамическое
программирование.
Количество
решений.
Обработка
изображений
Ввод
изображений.
Разрешение.
Цифровые
фотоаппараты.
Сканирование.
Кадрирование.
Коррекция
изображений.
Исправление
перспективы.
Гистограмма.
Коррекция цвета.
Ретушь. Работа с
областями.
Выделение
областей. Быстрая
маска. Исправление
«эффекта красных
глаз». Фильтры.
Многослойные
изображения.
Текстовые слои.
Маска слоя.
Каналы.
Цветовые каналы.
Сохранение
выделенной
области.
Иллюстрации
для веб-сайтов.
Анимация.

Ко
лво
час
ов

9

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Изучение теории.
Практическая работа по
созданию и
редактированию
растровых графических
изображений при помощи
редактора GIMP.

3, 4, 7

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

Ко
лво
час
ов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Векторная графика.
Примитивы.
Изменение порядка
элементов.
Выравнивание,
распределение.
Группировка.
Кривые. Форматы
векторных
рисунков. Ввод
векторных
рисунков. Контуры
в GIMP.
Итоговое
повторение
Итого

17

17

68

68

Решение задач ЕГЭ

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического
объединения учителей естественнонаучного
цикла

Заместитель директора

от 29 августа 2023 г. № 1
Руководитель МО ________ А.В. Воронкова

1, 2, 5, 7

_____________ Е.Е. Виноградова
29 августа 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».