План работы библиотеки 2023-2024

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 25 им. трижды
Героя Советского Союза А.И. Покрышкина
__________________Барабаш О.Н.
_____________ 2023 г.

ПЛАН РАБОТЫ
ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
на 2023-2024 учебный год

станица Должанская
МО Ейский район
1

Содержание

1. Анализ работы библиотеки за 2022-2023 учебный год……………………. 3
2. Цели, задачи и направления работы библиотеки в 2023-2024 уч. году … 8
3. Планирование и организация деятельности школьной библиотеки…… 9
 Формирование фонда…………………………………………………………… 9
 Работа по пропаганде ББЗ. Справочно-библиографическая работа…………10
 Воспитательная работа………………………………………………………… 10
 Информационная работа:
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным…… 11
обеспечением педагогических работников…………………………………… 12
Информационное обслуживание родителей…………………………………. 12
 Библиотечно - массовая работа……………………………………………… 12
 Работа со списком экстремистских материалов…………………………….. 15
 Рекламная деятельность библиотеки…………………………………………. 16
 Повышение квалификации……………………………………………………. 16
 Взаимодействие с другими библиотеками…………………………………… 17
 Хозяйственная работа………………………………………………………….. 17
4. Приложение (план библиотечных уроков на 2023-2024 учебный год)…………18

2

1. Анализ работы библиотеки за 2022-2023 учебный год
Выполняя основные функции (информационную, образовательную,
культурную) библиотека решала поставленные задачи:
 продвижение чтения и приобщение к чтению всех участников
образовательного процесса;
 обеспечение процесса образования, самообразования и саморазвития
пользователей путём библиотечного и информационного
обслуживания;
 формирование у пользователей библиотеки информационных,
познавательных, креативных навыков в области информационной
культуры через групповое и индивидуальное обслуживание;
 совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий
 формирование комфортной библиотечной среды.
Для решения основных задач, стоящих перед библиотекой, использовались
различные формы и методы устной и наглядной пропаганды: групповые и
индивидуальные беседы, обзоры, часы размышлений, уроки библиотечнобиблиографической грамотности, организовывались тематические выставки.
Цифровые показатели в работе библиотеки
Количество учащихся 394 из них читателей 394
Количество учителей 29 из них читателей 29
Объём библиотечного фонда 10966
Из них:
основной фонд – 3675
учебный фонд – 7291
Книгообеспеченность – 9.4
Обеспеченность учащихся учебниками –98%
Обращаемость основного фонда- 0,7
число посещений –2654
книговыдача –2879
Читаемость -7.3
3

Формирование библиотечного фонда
Работа с основным фондом библиотеки состояла в изучении состава
фонда и анализа его использования с целью отбора для списания ветхих и
устаревших изданий.
В библиотеке обеспечен свободный доступ к фонду, соблюдается
расстановка фонда согласно ББК и возрастных особенностей пользователей
библиотеки.
Регулярно вёлся контроль над своевременным возвратом в фонд
выданных изданий.
Основной проблемой библиотеки остаётся пополнение фонда
художественной, методической и справочной литературой. Показатель
обеспеченности – 9 (при норме 10-12 книг на одного обучающегося) не
отражает качественного состава фонда. Выполнение тематические справок
осуществляется в основном за счет использования электронных
энциклопедий и интернета.
Вывод: Библиотека нуждается в обновлении и пополнении основного фонда.
Работа с фондом учебников.
Одной из основных задач школьной библиотеки является
обеспечение образовательного процесса путем комплектования и сохранения
учебного фонда. В целях сохранности учебного фонда велся индивидуальный
учёт и выдача учебников. Проводились рейды по проверке сохранности
учебников (один раз в четверть).
В сентябре проводилась диагностика обеспеченности учащихся
учебниками. Недостатки были восполнены из районного обменного фонда.
Обеспеченность учащихся учебниками в 2022-2023 учебном году
составила 98 %.
При составлении заказа на новые учебники учитывалось:
 Изменение ФПУ Министерства образования РФ;
 Изменение контингента учащихся;
 Продолжение предметных линий;
Учебный фонд в текущем году обновился на 1350 экземпляров.
Индивидуальная работа с читателями
100% учащихся школы пользуются библиотекой. Но, в основном,
выдачу составляют учебники и программная литература. Заметно снизился
интерес к чтению для удовольствия. В значительной степени это связано со
4

скудеющим основным фондом библиотеки, который не пополняется
(приоритетом остается обновление учебного фонда).
Финансирование не позволяет
удовлетворить спрос читателей,
отдающих предпочтение периодике. По-прежнему, для удовлетворения
запросов читателей используется периодика прошлых лет, фонд сельской
библиотеки и личные библиотеки читателей.
Массовая работа
План мероприятий, утверждённый в начале учебного года, включал работу
по следующим направлениям:
 нравственное и духовно патриотическое воспитание;
 краеведение;
 экологическое просвещение
 воспитание здорового образа жизни;
 профориентация
В
нравственном и духовно – патриотическом воспитании наиболее
эффективными формами работы были часы духовного общения, часы
размышлений:
«Добро в твоем сердце»
«Дети Блокады»
«Живи и помни» и др.
Декада военно-патриотического воспитания включила цикл часов памяти с
использованием мультимедийных презентаций:
«И снова память возвращает нас к войне»,
«Маленькие герои большой войны»
«Как отстояли Ленинград» и др.
В работе по экологическому воспитанию и краеведению предпочтение
отдаётся
викторинам,
информинам,
обзорам,
информационнопознавательным часам. В этих направления были проведены:
«Земля моя» -информационно-познавательный час (7-8 класс);
«Большие беды маленького моря» - информина (5-6 класс);
«Край, в котором ты живёшь» - викторина (4-5 класс) и др.
Беседы и познавательные игры использовались в работе по пропаганде
здорового образа жизни и профориентации:
«О здоровье знаю всё» - игровая программа (2-4 класс);
«Откажись от вредных привычек» - беседа (8-9 класс);
«Ярмарка профессий» - познавательная игра (6-8 класс) и др.

5

В целях формирования устойчивого интереса к чтению библиотекой
были запланированы и проведены различные игры, викторины, конкурсы.

Информационная работа
Регулярно пополняются и пользуются неизменным интересом
читателей постоянно действующие выставки:
«Нам дорог край Кубанский»;
«Истоки духовной культуры»;
«Молодое поколение выбирает».
«Святая Русь, великая Россия».
Форматы выставки не позволяет широко раскрыть заявленную тематику,
поэтому в течение всего года меняются рубрики.
К юбилейным и памятным датам оформлялись выставки временного
характера:
« О доблести, долге и чести»
«Добро пожаловать в науку!»
«Готовимся к итоговому сочинению»
«Ищите мудрость в словарях»
Году педагога и наставника посвящена выставка «Кто щедро дарит
знания и свет», содержание которой менялось согласно важным датам,
юбилеям великих педагогов: Ушинского Д., Макаренко А.С., Сухомлинского
и др.
Работа с родителями
Пропаганда семейного чтения – один из способов привлечения детей к
чтению. Станет ли ребёнок активным читателем, во многом зависит от
родителей.
Чтобы привлечь к пользованию библиотекой взрослых, из фонда выделена
литература под рубрикой «Читаем всей семьёй».
При посещении библиотеки с родителями проводились индивидуальные
беседы о приобщении детей к чтению, регулярном посещении библиотеки.
Информационная работа с педколлективом включала в себя
индивидуальное
информирование, издание информационных листков,
проведение обзоров методических и педагогических журналов.
В целях оптимального выбора учебников и учебных пособий, при
составлении заказа проводилась консультативно-информационная работа,
направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий.

6

Оказывалась необходимая помощь учителям в подборе материалов для
педсоветов, совещаний, заседаний методических объединений.
В проведении предметных декад, классных часов, внеклассных
мероприятий библиотека обеспечивала информацией, поиском форм
проведения, организацией выставок и обзоров.
Повышение квалификации
Изучался и использовался на практике опыт других библиотек
посредством интернета и получения индивидуальных консультаций коллег
из районного МО.
Изучалось содержание новых изданий научной и художественной
литературы.
Выводы
В целом, задачи поставленные библиотекой на год были реализованы.
Но, следует отметить, что работа с учебным фондом, составление различных
информаций по обеспеченности учащихся учебниками, работа с учётной
документацией по прежнему отнимают массу времени библиотекаря, что
сказывается на качестве подготовки и количестве мероприятий по
пропаганде чтения.
В следующем году следует продолжить совершенствование работы с
электронными носителями, шире использовать возможности Интернета.
Создавать в школьной библиотеке условия для творческого общения детей,
искать новые интересные формы работы с читателями.

7

Цели, задачи и направления работы библиотеки в 2023-2024 уч. году

ЦЕЛИ:
 Реализация информационного обеспечения
образовательного процесса;
 Духовно-нравственное воспитание учащихся.
ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ:
 продвижение чтения и приобщение к чтению всех
участников образовательного процесса;
 обеспечение процесса образования, самообразования и
саморазвития пользователей путём библиотечного и
информационного обслуживания;
 формирование
у
пользователей
библиотеки
информационных, познавательных, креативных навыков в
области информационной культуры через индивидуальное
и групповое обслуживание;
 развитие содержательного общения между пользователями,
воспитание культуры общения;
 совершенствование предоставляемых библиотекой услуг
на основе внедрения новых информационных технологий,
формирование комфортной библиотечной среды.

8

Планирование и организация деятельности школьной библиотеки в
2023-2024 учебном году
1.Формирование библиотечного фонда

Работа с фондом художественной литературы
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

Своевременная обработка, регистрация и
систематизация новых поступлений. Ведение
электронного каталога поступающей
литературы.
Обеспечение свободного доступа к
художественному фонду и фонду периодики.
Соблюдение правильной расстановки фонда на
стеллажах.
Контроль над своевременным возвратом в фонд
выданных изданий.
Ведение работы по сохранности фонда.
Создание и поддержание комфортных условий
для работы читателей.
Работа по мелкому ремонту книг с
привлечением учащихся.
Изучение состава фонда и анализ его
использования
Периодическое списание фонда с учётом
ветхости и морального износа.
Своевременное оформление подписки на
периодические издания.
Ведение картотеки учёта.
Обновление оформления фонда.

Сроки
исполнения
По мере
поступления

Постоянно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Один раз в четверть
Постоянно
ноябрь
Октябрь, апрель

Сентябрь - октябрь

Работа с фондом учебной литературы
1.
2.

Диагностика обеспеченности учащихся школы
Сентябрь
учебниками и учебными пособиями.
Работа с перспективными библиографическими Декабрь - январь
изданиями (прайс-листами, каталогами,
тематическими планами издательств, перечнями
учебников и учебных пособий,
рекомендованных Министерством образования
и науки РФ, и региональным комплектом
9

3.
4.
5.
6.
7.
8.

учебников).
Составление совместно с учителями заказа на
учебники.
Подготовка перечня учебников, планируемых к
использованию в новом учебном году.
Своевременная обработка и выдача
поступивших учебников.
Списание фонда с учётом ветхости и смены
учебных программ.
Проведение работы по сохранности учебного
фонда (рейды по классам)
Работа с резервным фондом учебников
(подготовка данных для электронной картотеки
межшкольного резервного фонда района)

Январь
Январь
Июнь-август
Ноябрь
Декабрь, март
Апрель, сентябрь

2. Работа по пропаганде библиотечно - библиографических знаний.
Справочно-библиографическая работа.
№п\п Содержание работы
1.
Электронная каталогизация новых поступлений
художественной и научно-методической
литературы.
2.
Ведение электронного каталога учебников.
3.

4.

5.
6.

7.

Редактирование и пополнение новыми
материалами АК и СК с учётом возрастных
особенностей пользователей.
Пополнение картотек «В православном мире»,
«Классному руководителю», картотеки газетных
и журнальных статей.
Составление тематических рекомендательных
списков.
Выполнение библиотечных,
библиографических, фактографических и
тематических справок (устных и письменных)
Ведение тетради учёта выполненных справок
Проведение библиотечно-библиографических
уроков.

Срок исполнения
По мере
поступления
По мере
поступления
По мере
поступления
Постоянно

В течение года
В теч. года

Согласно графику

3. Воспитательная работа.
№
п\п

Срок исполнения
Содержание работы
10

1.
2.
3.
4.

5.

1.
2.

Индивидуальная работа с читателями
Привлечение 100 % учащихся к пользованию
Сентябрь-октябрь
библиотекой.
Индивидуальные беседы о прочитанном, в целях Постоянно
выявления интересов читателей.
Составление индивидуальных планов чтения.
По мере
необходимости
Рекомендательные и рекламные беседы о новых Постоянно
книгах и периодических изданиях, поступивших
в библиотеку.
Анализ посещений библиотеки учащимися.
Ноябрь, март
Составление экранов посещения.
Работа с библиотечным активом
Составление и утверждение плана актива и
Сентябрь
Совета библиотеки на 2023-2024 учебный год.
Проведение заседаний Совета библиотеки.
1 раз в четверть

3.

Деятельность Совета и актива направить на
- пропаганду чтения и посещения библиотеки;
- подготовку и проведение массовых
мероприятий;
- проведение рейдов-смотров учебников;
- оказание помощи в работе с задолжниками;
- привлечение спонсоров к сотрудничеству с
библиотекой.
6. Информационная работа
№
1.

2.

3.

4.

В течение года

Декабрь, март
В течение года

Содержание работы
Сроки исполнения
Регулярно обновлять и пополнять новыми
В течение года
материалами книжные выставки, открытые
полки, картотеки, тематические папки.
К знаменательным и памятным датам,
школьным предметным декадам, массовым
мероприятиям оформлять книжные выставки,
составлять подборки литературы (конкретно в
месячных планах).
Индивидуально информировать пользователей о По мере поступления
вновь поступившей литературе.
Проводить часы информации по новым
периодическим изданиям.

По мере поступления.

11

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным
обеспечением педагогических работников
5. Информационные обзоры новой учебной и
По мере поступления
научно-методической литературы,
педагогических журналов и газет:
-индивидуальная информация;
- групповая информация (издание
информационных листков, открытые
просмотры)
6. Консультативно-информационная работа с
Январь
методобъединениями, направленная на
оптимальный выбор учебников и учебных
пособий.
7. Диагностика обеспеченности учащихся учебной Сентябрь
литературой.
8. Подбор литературы в помощь проведению
В течение года
предметных недель, классных часов,
внеклассных мероприятий.
Информационное обслуживание родителей
9.

Привлечение родителей к пользованию
библиотекой.
10. «Неделя семейного чтения» (по специальному
плану)

В течение года
март

Библиотечно-массовая работа
Дата

13.09

22.09

Наименование
мероприятие
СЕНТЯБРЬ
«Край, в котором
ты живёшь»
(13.09. –День
образования
Краснодарского
края)
«Большие беды
маленького моря»

Форма
работы

Направление
работы

Категория Ответств
пользовате .
лей
Шб

Викторина Краеведение

4 класс

Информацио Эколог.
нный час
просвещение

5 класс

Шб

Экскурсия в
библиотеку

1класс

шб

(24сентября –
всемирный день моря)

27.09

«Вам знаком
книжкин дом?»

Пропаганда
чтения

12

28.09

04.10

«Стать
настоящим
человеком» - к 105
– летию В. А.
Сухомлинского
ОКТЯБРЬ
Организация и
проведение
Месячника
школьных
библиотек
«Обитатели
ковчега»

Беседа у
выставки
(Год
педагога и
наставника)

Профориента 9 класс
ция

шб

Цикл
мероприят.
по спец.
плану

Пропаганда
книги и
чтения

1-11 класс

Шб

6 класс

Шб

5-11 класс

Шб

информина

Эколог.
просвещение

Цикл
мероприят.и
й по спец.
плану

Пропаганда
книги и
чтения

4 октября
(Международный день
животных)

НОЯБРЬ
«Живая классика»

16.11

22.11

28.11

04.12

09.12

28.12

«Другой, другие, о
других»
(Международный день
толерантности)
День словаря
(220 лет со дня
рождения В.И.Даля)
«Книги веселых
писателей »
(115 лет со дня
рождения Н.Носова,
110 лет со дня
рождения В.
Драгунского)
ДЕКАБРЬ
«Беспокойный
волшебник» (120лет со дня рождения
Л.Лагина)
День Героев
Отечества
«Зимняя сказка»

Шб
Урок
толерантн
ости
Информац
ионный
час
Литературн
ый час

Литератур
ный час
Час
общения
Игравикторина

Духовно6 класс
нравственное
воспитание
Патриотичес
кое
воспитание
Пропаганда
2-4 класс
книги и
чтения

шб

Пропаганда
книги и
чтения

5 класс

Шб,

Патриотичес
кое
воспитание
Пропаганда
книги и

6 класс

шб

2-5 класс

шб
13

чтения
05.01

25.01

26.01

08.02

05.02

ЯНВАРЬ
«Святочные
истории»

Громкое
чтение

Духовно 3-4 класс
нравственное
воспитание
Пропаганда
4 класс
книги и
чтения

Шб

Патриотичес
кое
воспитание

7 класс

шб

Пропаганда
научных
знаний

8 класс

Шб

Краеведение
Патриотичес
кое
воспитание

5 класс

Шб
Шб

Экологическ
ое
воспитание

4 класс

Шб

Беседа у
выставки

6 класс

Шб

Беседа у
выставки

Эстетическое 7 класс
воспитание

Шб,

Игра«Малахитовая
шкатулка сказок» - викторина
145 лет со дня
П.П.Бажова
Час
«Блокадные дни»
общения
ФЕВРАЛЬ
«Химия – область
чудес» - (190 лет со
дня рождения Д.И.
Менделеева)
«И снова память
возвращает нас к
войне»

Информац
ионный
час

(Десятилетие
науки и
технологий)

Час
общения

(День освобождения
Ейского района от нем.
- фаш. окупации)

11.02

Книжный
«Лесная газета» 130 лет со дня
обзор
рождения В. Бианки

21.02

«День родного
языка»
МАРТ
«Третьяковская
галлерея» - к 190летию С.М.
Третьякова
«Ейска сын и
Ейска добрый
гений»
«День поэзии»

04.03

12.03

21.03

25Организация и
31.03. проведение Недели

шб

Час
Краеведение
памяти
Е. Котенко
Конкурс
Пропаганда
чтецов
книги и
чтения
Цикл
Пропаганда
мероприяти книги и

7-9 класс

Шб

2-5 класс

шб

1-9 класс

Дб
Шб
14

детской книги
08.04

19.04

22.04

06.05

24.05

06.06

13.06

АПРЕЛЬ
«Здоровье и
здравомыслие»

й по спец.
плану

8 класс
Час
общения

Выбирай будущее!

«Земля моя» (
Всемирный день
Земли»)
МАЙ
«В книжной
памяти мгновения
войны» - к 100летию со дня
рождения В.П.
Астафьева

чтения

Час
общения
Информац
ионный
час

Воспитание
здорового
образа жизни
профориента 9,11 класс
ция

Шб

Шб

6-7 класс

Шб

Эколог.
воспитание

Книжный
обзор

Патриотичес
кое
воспитание

9 класс

шб

«Апостолам
равные» (День
славянской
письменности
культуры)
ИЮНЬ
«Давайте Пушкина
читать!

Час
духовного
общения

Духовно8 класс
нравственное
воспитание

шб

Литератур
ный час

6-7 класс

шб

«В дни каникул не
скучай! Бери
книгу и читай!»

Книжный
обзор

Пропаганда
книги и
чтения
Пропаганда
книги и
чтения

3-5 класс

шб

Работа с Федеральным списком экстремистских материалов
№
п/
Название мероприятий
п
1. Изучение Федерального
списка экстремистских
материалов

Сроки
выполнения

Ответствен-ные

Не реже 1
Кушнарева О. А., Колесник
Ю.М.. Дихтяр И.Г.
раза в квартал

15

2.

3.

Мониторинг библиотечного
фонда на наличие в нём
экстремистской литературы (в
соответствие с Федеральным
списком экстремистских
материалов)
Заполнение журнала проверки
фонда

1 раз в
квартал

Кушнарева О. А., Колесник
Ю.М., Дихтяр И.Г.

1 раз в
квартал

Дихтяр И.Г.

Рекламная деятельность библиотеки
№
п/
Название мероприятий
п
1. Эстетическое обновление дизайна
библиотеки, уголков читателя
2. Организация экскурсий для учащихся в
школьную библиотеку
3. Индивидуальные беседы (во время
перемен, на классных часах,
родительских собраниях)
4. Информационные объявления о
выставках и мероприятиях, проводимых
библиотекой.

Сроки
выполнения

Ответствен-ные

В течении
года
В течении
года
В течении
года

Актив
актив

По мере
необходимости

5.

Выпуск буклетов, брошюр, листовок,
памяток для учащихся и родителей

По мере
необходимости

6.

Обновление информации на сайте
школы о деятельности школьной
библиотеки

По мере
необходимости

7. Повышение квалификации.
1.

Систематическое посещение РМО школьных
библиотекарей, индивидуальные консультации;

Постоянно

2.

Освоение информации из профессиональных
изданий;
Изучение и использование на практике опыта
других библиотек;

Постоянно

3.

Постоянно
16

4.
5.
6.

1.

2.
3.
4.

Знакомство с содержанием новых изданий,
Постоянно
чтение научной и художественной литературы;
Изучение новых документов по библиотечному Постоянно
делу и образованию.
Совершенствование традиционных и освоение
Постоянно
новых библиотечных технологий.
8.Взаимодействие с другими библиотеками
Совместное проведение массовых
мероприятий с филиалами №3, №4 Ейской
ЦБС (конкретно в месячных планах)
Проведение библиотечно-библиографических
уроков (согласно плану)
Использование в работе книжных фондов
По мере
других библиотек.
необходимости
Совместное проведение Недели детской
Март
книги.
9.Хозяйственная работа.

1.
2.
3.

Ремонт помещений библиотеки
Генеральная уборка помещений библиотеки.
Проведение санитарных дней.

4.

Озеленение библиотеки.

Библиотекарь:

Август
1 раз в четверть
В конце каждого
месяца

Дихтяр И.Г.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».