Рабочая программа по русскому языку 3-4

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа N 25 имени
трижды Героя Советскоого Союза А.И. Покрышкина ст. Должанской
муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года протокол N 1
Председатель педагогического совета
_____________ О.Н. Барабаш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов – 340 часов
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ФООП
с учётом примерной основной образовательной программы начального
общего образования , авторской программы «Русский язык В.П. Канакиной,

В.Г.Горецкого, М.Н.Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М. В. Бойкиной -М:
Просвещение 2019

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»:
Личностные результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерациии
языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работес
текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённыхв
текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
2) духовно-нравственное воспитание:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русскогоязыка
как средства общения и самовыражения;

4)

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
5) трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интереск
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
6) экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценность научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять
существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм

действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова,о значении слова,
о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать
свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить
результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности других
обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом
функций букв «е», «ё», «ю», «я», в словах с разделительными «ь», «ъ», в словахс
непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать
однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина);
различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые
случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена
существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном
числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?»
и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму

31

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам
(простые случаи), в прошедшем времени – по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторовв
тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональнойокраске;
находить
главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить
место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласныеи
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые
согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после
шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание
предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной)
информации простые выводы (1–2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3–5 предложений
на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдениеморфоэпических
норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты
(2–4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность,
отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов «и», «а», «но»);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; писать
подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные
понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
32

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации,
осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностейнарода;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль
русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложеннымв
учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным
словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определятьзначение
слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род,
число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять
грамматические
признаки
имён
прилагательных:
род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как
части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и
будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме:
лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать
личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения; распознавать
предложения с однородными членами; составлять предложения
с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в
речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из
двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но»

33

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые
распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых
(сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения
без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные падежные окончания имён существительных кроме существительных
на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья», например, «гостья»; на «ье», например,
ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); безударные падежные окончания имён
прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и
-тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого
взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки,
объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с
опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять
в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной
(услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствиис
поставленной задачей;
34

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

объяснять
своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.

35

6

2.Содержание учебного предмета «Русский язык»

3 класс
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методыпознания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный);
согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий),
парный (непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия
использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение
изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и
ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Орфоэпия1
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова;
признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в
словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение
изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка,
суффикс – значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в
словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
7

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён
существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го
склонения. Имена существительныеодушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён
прилагательных на «-ий», «-ов», «-ин»). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в
речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в
тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма
глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по
временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица «не», её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении. Главные члены предложения – подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами «и», «а», «но»
и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных(на
уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне
наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическомсловаре
28

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических
норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие:
формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении
парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки
текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану.
Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов
«и», «а», «но». Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение русского языка в 3 классе позволяет организовать работу над рядом
метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать грамматические признаки разных частей речи: выделять общие и
различные грамматические признаки;
сравнивать тему и основную мысль текста;
сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение): выделять
особенности каждого типа текста;
сравнивать прямое и переносное значение слова;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять имена существительные в группы по определённому
29

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

грамматическому признаку (например, род или число), самостоятельно находить
возможный признак группировки;
определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое,
второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятиес его
краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным качеством текстана
основе предложенных учителем критериев;
с помощью учителя формулировать цель изменения текста, планироватьдействия
по изменению текста;
высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать
выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов,
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;
выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе
предложенных критериев).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации при выполнении миниисследования;
анализировать
текстовую,
графическую,
звуковую
информациюв
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как
результата наблюдения за языковыми единицами.

Коммуникативные универсальные учебные действия
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование), адекватные ситуации общения;
готовить небольшие выступления о результатах групповой работы,
наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение,
просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению орфографической задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
21
0

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

устанавливать причины успеха (неудач) при выполнении заданий по русскому
языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления
ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена
предложения при списывании текстов и записи под диктовку.

Совместная деятельность
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного миниисследования или проектного задания на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на
предложенные образцы;
при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера),
подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для
достижения общего успеха деятельности.
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия1
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения
звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного
русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении
правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
21
1

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя
существительное.
Склонение
имён
существительных
(кроме
существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия»; на «-ья», например, «гостья»; на
«ье», например, «ожерелье» во множественном числе; а также кроме собственных
имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); имена существительные 1, 2, 3-го
склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные
(ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного
(повторение).
Склонение
имён
прилагательных во
множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения
глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.Предлог.
Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы «и», «а», «но» в простых и сложных предложениях.
Частица «не», «её» значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в предложении (при
помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Связь между словами в словосочетании.
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами «а», «но», с
одиночным союзом «и». Интонация перечисления в предложениях с однородными
членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами «и», «а», «но»; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
21
2

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья», например, «гостья», на «ье», например,
«ожерелье» во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на «-ов», «-ин», «-ий»);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на «-ться» и «-тся»;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными
союзами «и», «а», «но» и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и
другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный
устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное
чтение в соответствии с поставленной задачей.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение русского языка в 4 классе позволяет организовать работу над рядом
метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
21
3

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи;
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи,
отличающихся грамматическими признаками;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время,
спряжение);
объединять предложения по определённому признаку, самостоятельно
устанавливать этот признак;
классифицировать предложенные языковые единицы;
устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение,
неопределённая форма, однородные члены предложения, сложное предложение)и
соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку,
выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звукобуквенный, морфемный, морфологический, синтаксический);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, миниисследования);
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
прогнозировать возможное развитие речевой ситуации.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации, работать со словарями,
справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебнопрактической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники
и словари;
распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для
выполнения заданий по русскому языку информации в Интернете;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые
средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в
21
4

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

знакомой среде;
строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при
обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование),
определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно планировать действия по решению учебной
получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;предвидеть
трудности и возможные ошибки.

задачидля

Самоконтроль:
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректироватьучебные
действия для преодоления ошибок;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины; оценивать
по предложенным критериям общий результат деятельности и свой
вклад в неё;
адекватно принимать оценку своей работы.

Совместная деятельность
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы,
планы, идеи.
Направления проектной деятельности обучающихся
№
класса
1

Проверочные
работы
4

Проектная
Словарные
деятельность
работы
Проект
«Скороговорки».
Проект
«Сказочная
страничка» .

Диктанты

Списывания

1

2

21
5

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

2

7

3

5

4

4

Проект «И в шутку и 3
всерьез»
Проект
«Пишем
письмо»
Проект «Рифма»
Проект «В словари-за
частями речи»
Проект «Рассказ о 16
слове»,Проект «Семья
слов», Проект «Тайна
имени»,
Проект
«Зимняя страничка»
Проект
«Имена
прилагательные
в
загадках»,
Проект
«Части
речи
в
русском языке»
Проект
«Говорите 10
правильно!»
Проект
«Имена
прилагательные
в
«Сказке о рыбаке и
рыбке»
А.С.Пушкина»

5

3

10

3

11

2

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы

3 класс
Разде Колл
во
часов
Слуш 1
ание

Гово
рени
е

6

Темы

Колво
часов
Осознание
ситуации 1
общения:
с
какой
целью, с кем и где
происходит общение.
Наша речь и наш язык
Различение звуков и
1
букв
1
Проект «Тайна
имени»
Овладение нормами
1

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)
1) формирование первоначальных 2,4
представлений
о
единстве
и
многообразии
языкового
и
культурного пространства России, о
языке как основе национального
самосознания;
1,4
2) понимание обучающимися того,
что язык представляет собой
явление национальной культуры и
основное средство человеческого
21
6

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Чтен
ие

1

Пись
мо

8

речевого этикета в
ситуациях учебного
общения
Проект «Зимняя
страничка» Начальная
форма имени
существительного
Проект «Имена
прилагательные в
загадках»
Проект «Части речи в
русском языке»
Типы
текстов:
описание,
повествование,
рассуждение,
их
особенности.
Типы
текстов.
Списывание по теме
«Простое предложение»
Изложение
повествовательного
текста по вопросам
«Сыроежка»
Списывание по теме
«Орфография»
Подробное изложение
по самостоятельно
составленному плану.
Подробное изложение
повествовательного
текста.
Подробное изложение
повествовательного
текста.
Выборочное подробное
изложение
повествовательного
текста по опорным
словам.
Списывание по теме
«Орфография»

Фоне
тика
и
орфо
эпия
Граф
ика

-

1

1
1

1
1

1

1
1
1
1

1

общения,
осознание
значения
русского
языка
как
государственного языка
Российской
Федерации,
языка
межнационального общения;
3) сформированность позитивного
отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской
позиции человека;
4) овладение первоначальными
представлениями о нормах русского
языка (орфоэпических, лексических, 5
грамматических)
и
правилах
речевого
этикета;
умение
ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения 5,7
коммуникативных задач;
5)
овладение
учебными
действиями с языковыми единицами
и умение использовать
знания
для
решения
познавательных, практических и
коммуникативных задач.
Раздел «Фонетика и графика»
-различать звуки и буквы;
-характеризовать звуки русского
языка: гласные
ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные
твёрдые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные
звонкие и глухие;
-пользоваться русским алфавитом на
основе знания последовательности
букв в нем для упорядочивания слов
и поиска необходимой информации
в различных словарях и
справочниках.
-пользоваться русским алфавитом на
основе знания последовательности
букв в нем для упорядочивания слов
и поиска необходимой информации
в различных словарях и
справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
-соблюдать нормы русского и
21
7

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Лекс
ика

5

Сост 15
ав
слова
(мор
феми
ка)

Понимание слова как
единства звучания и
значения
Представление об
однозначных,
многозначных словах.
Наблюдение за
использованием в речи
синонимов и
антонимов.
Представление об
омонимах.
Представление о
фразеологизмах
Проверочная работа
по теме «Лексика»
Овладение понятием
«родственные
(однокоренные) слова»
Представление об
однокоренных словах
Различение
однокоренных слов и
различных форм одного
и того же слова.
Нахождение корня в
однокоренных словах с
чередованием
согласных в корне.
Состав слова.Сложные
слова
Различение
однокоренных слов и
различных форм одного
и того же слова. Формы
слова
Состав слова.
Окончание.
Словарный
диктант№4
Состав слова.
Приставка – значимая
часть слова
Выделение в словах с
однозначно
выделяемыми
морфемами приставки
Состав слова. Суффикс
(общее понятие).
Представление о
значении суффиксов.

1

1

1
1
1
1

1

1

1
1

1

1
1

1
1

родного литературного языка в
собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объёме
представленного в учебнике
материала);
-находить при сомнении в
правильности постановки ударения
или произношения слова ответ
самостоятельно (по словарю
учебника) либо
-обращаться за помощьюк учителю,
родителям и др.
Раздел «Состав слова
(морфемика)»
-различать изменяемые и
неизменяемые слова;
-различать родственные
(однокоренные) слова и формы
слова;
-находить в словах с однозначно
выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку,
суффикс.
-выполнять морфемный анализ
слова в соответствии с
предложенным учебником
алгоритмом, оценивать
правильность его выполнения;
-использовать результаты
выполненного морфемного анализа
для решения орфографических
и/или речевых задач.

2,5

1,3,5

Раздел «Лексика»
-выявлять слова, значение которых
требует уточнения;
-определять значение слова по
тексту или уточнять с помощью
толкового словаря
-подбирать синонимы для
устранения повторов в тексте.
-подбирать антонимы для точной
характеристики предметов при их
сравнении;
-различать употребление в тексте
слов в прямом и переносном
значении (простые случаи);
-оценивать уместность
использования слов в тексте;
21
8

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Мор
фоло
гия

67

Суффикс- значимая
часть слова.
Образование слов с
помощью суффиксов.
Состав слова. Основа
слова
Обобщение знаний о
составе слова.
Разбор слова по составу
Проект «Семья слов»
Проверочная работа
по теме «Морфемика»
Упражнение в
правописании
суффиксов.
Части речи: деление
частей речи на
самостоятельные и
служебные.
Части речи.Общее
представление о
числительных
Словарный диктант
№2
Части речи.Значение и
употребление в речи
числительных
Части речи.
Значение и
употребление в речи
имени
существительного.
Различение имен
существительных
одушевленных и
неодушевленных по
вопросам «кто?» и
«что?»
Выделение имен
существительных
собственных и
нарицательных
Части речи. Выделение
имен существительных
собственных и
нарицательных.
Словарный диктант
№8
Умение опознавать
имена собственные.
Изменение

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

1

1
1

-выбирать слова из ряда
предложенных для успешного
решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
-распознавать грамматические
признаки слов;
с учетом совокупности выявленных
признаков (что называет, на какие
вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной
группе основных частей речи (имена
существительные, имена
прилагательные, глаголы).
-проводить морфологический
разбор имён существительных,
имён прилагательных, глаголов по
1,3,5,7
предложенному в учебнике
алгоритму; оценивать правильность
проведения морфологического
разбора;
-находить в тексте такие части речи,
как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с
существительными и личными
местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но, частицу не
при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
-различать предложение,
словосочетание, слово;
-устанавливать при помощи
смысловых вопросов связь между
словами в словосочетании и
предложении;
-классифицировать предложения по
цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/
вопросительные предложения;
-определять
восклицательную/невосклицательну
ю интонацию предложения;
-находить главные и
второстепенные (без деления на
виды) члены предложения;
-выделять предложения с
однородными членами.
-различать второстепенные члены
предложения —определения,
дополнения, обстоятельства;
-выполнять в соответствии с
предложенным в учебнике
21
9

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

существительных по
числам.
Имена
существительные,
имеющие форму одного
числа.
Различение имен
существительных
мужского, женского и
среднего рода
Имена
существительные
общего рода.
Словарный диктант
№9
1
Изменение
существительных по
падежам. Словарный
диктант №10
Склонение и
определение падежей
имен существительных
Неизменяемые имена
существительные
Изменение
существительных по
падежам.
Именительный падеж
имен существительных
Изменение
существительных по
падежам. Родительный
падеж имен
существительных
Изменение
существительных по
падежам. Дательный
падеж имен
существительных.
Словарный диктант
№11
Изменение
существительных по
падежам. Винительный
падеж имен
существительных
Изменение
существительных по
падежам. Творительный
падеж имен

1

1

1

1
1

1
1
1

1

1

1

1

алгоритмом разбор простого
предложения (по членам
предложения, синтаксический),
-оценивать правильность разбора;
-различать простые и сложные
предложения.
Содержательная линия
«Орфография и пунктуация»
-применять правила правописания (в
объёме содержания курса);
-определять (уточнять) написание
слова по орфографическому
словарю учебника;
-безошибочно списывать текст
объёмом 80—90 слов;
-писать под диктовку тексты
объёмом 75—80 слов в соответствии
с изученными правилами
правописания;
-проверять собственный и
предложенный текст,
-находить и исправлять
орфографические и пунктуационные
ошибки.
-осознавать место возможного
возникновения орфографической
ошибки;
-подбирать примеры с определённой
орфограммой;
при составлении собственных
текстов;
-перефразировать записываемое,
чтобы избежать орфографических
и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками
-осознавать причины появления
ошибки и определять способы
действий, помогающие
предотвратить её в последующих
письменных работах.
Содержательная линия «Развитие
речи»
-оценивать правильность
(уместность) выбора языковых и
неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, в
быту, со знакомыми и незнакомыми,
с людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни
нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать, 22
0

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

существительных
Изменение
существительных по
падежам. Предложный
падеж имен
существительных
Морфологический
разбор имен
существительных
Проверочный диктант
по теме «Имя
существительное»
Имя прилагательное.
Значение и
употребление в речи.
Связь имен
прилагательных с
именами
существительными
Сложные
прилагательные.
Изменение имен
прилагательных по
родам в единственном
числе
Зависимость формы
имени прилагательного
от формы
существительного
Родовые окончания
имен прилагательных.
Число имен
прилагательных
Изменение имен
прилагательных по
падежам.
Зависимость формы
имени прилагательного
от формы
существительного.Нача
льная форма.
Обобщение знаний об
имени прилагательном.
Словарный диктант
№ 12
Морфологический
разбор имен
прилагательных
Контрольный диктант
№ 4 по теме «Имя
прилагательное»

1

1
1
1
1

1
1

1

1
1
1
1

1

реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
-выражать собственное мнение и
аргументировать его;
-самостоятельно озаглавливать
текст;
-составлять план текста;
-сочинять письма, поздравительные
открытки, записки и другие
небольшие тексты для конкретных
ситуаций общения.
-создавать тексты по
предложенному заголовку;
подробно или выборочно
пересказывать текст;
-пересказывать текст от другого
лица;
-составлять устный рассказ на
определённую тему с
использованием разных типов речи:
описание, повествование,
рассуждение;
-анализировать и корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте
смысловые пропуски;
-корректировать тексты, в которых
допущены нарушения культуры
речи;
-анализировать последовательность
собственных действий при работе
над изложениями и сочинениями и
соотносить их с разработанным
алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной
задачи: соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и
с назначением, задачами, условиями
общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
-соблюдать нормы речевого
взаимодействия при интерактивном
общении (sms-сообщения,
электронная почта, Интернет и
другие виды и способы связи).

1
1

22
1

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Обобщение знаний об
имени прилагательном
Местоимение. Общее
представление о
местоимении.
Личные местоимения 3
лица
Личные местоимения,
значение и
употребление в речи.
Морфологический
разбор местоимения.
Знакомство с жанром
письма.
Проверочная работа
по теме
«Местоимение»
Глагол. Значение и
употребление в речи.
Изменение глаголов по
числам
Распознавание
глаголов среди
однокоренных слов
Контрольный диктант
№5 по теме
«Местоимение»
Начальная форма
глагола.
Распознавание
глаголов в
неопределенной форме
Число глаголов.
Словарный диктант
№13
Изменение глаголов по
числам.
Изменение глаголов по
временам
Различение глаголов по
временам.
Изменение глаголов
прошедшего времени по
родам.
Определение рода
глаголов в прошедшем
времени.
Обобщение знаний о
глаголе
Морфологический
разбор глагола.

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
2

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Синт 11
аксис

Контрольный диктант
№ 6 по теме «Глагол»
Проверочная работа
по теме «Части речи»
Имя существительное.
Местоимение
Части речи. Имя
прилагательное.
Словарный диктант
№ 15
Части речи. Глагол.
Определение падежа, в
котором употреблено
имя существительное.
Морфологический
разбор имен
прилагательных
Изменение имен
прилагательных по
родам. Правописание
родовых окончаний
Изменение глаголов
прошедшего времени по
родам.
Определение рода
глагола в прошедшем
времени. Составление
текста из
деформированных
предложений.
Различение
предложения,
словосочетания, слова
(осознание их сходства
и различий).
Предложение .
Словарный
диктант№1
Различение
предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные
и
побудительные
Различение
предложений по
эмоциональной окраске
(интонации):
восклицательные и
невосклицательные.

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1

2,6,8

1

1

22
3

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Орфо 36
граф
ия и
пунк
туац
ия

Нахождение в
предложении
обращения
Нахождение главных
членов предложения
подлежащего и
сказуемого
Предложения
распространенные и
нераспространенные.
Сложное предложение.
Различение простых и
сложных предложений.
Проверочная работа
по теме «Синтаксис»
Различение слова и
словосочетания
Различение главных и
второстепенных членов
предложения.
Применение
правил
правописания:
сочетания жи – ши1, ча
– ща, чу – щу
Словарный диктант
№3
Применение
правил
правописания:
Проверяемые
безударные гласные в
корне слова
Применение правил
правописания
разделительный ь
Проект «Рассказ о
слове»
Проверочный диктант
по теме «Орфография»
Применение правил
правописания Парные
звонкие и глухие
согласные в корне слова
Словарный диктант №3
Использование разных
способов выбора
написания в
зависимости от места
орфограммы в слове.
Уточнение и обобщение

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1,3,5,7

1

1

1
1

1

1

22
4

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

знаний о двух способах
проверки слов с
безударными гласными
в корне.
Правописание слов с
безударными гласными
в корне. Словарный
диктант №5
Правописание слов с
двумя безударными
гласными в корне.
Правописание слов с
парными по глухостизвонкости согласными
на конце слов
Упражнение в
написании слов с
парными по глухостизвонкости согласными
перед корнем
Применение
правил
правописания:
Парные звонкие и
глухие согласные в
корне слова.
Имя существительное.
Значение и
употребление в речи.
Использование разных
способов проверки
орфограмм .
Правило проверки
написания слов с
непроизносимым
согласным звуком в
корне.
Правописание слов с
непроизносимыми
согласными в корне.
Словарный диктант
№6
Применение
правил
правописания:
Непроверяемые
согласные в корне
слова.
Применение
правил
правописания:
Правописание слов с
непроизносимыми
согласными в корне

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

22
5

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Правописание слов с
удвоенными
согласными.
Непроверяемые
удвоенные
орфограммы?
Правописание
суффиксов и приставок.
Правописание
суффиксов-ик-,-екПравописание слов с
приставками.
Словарный
диктант№7
Упражнение в
правописании значимых
частей слова.
Отличие приставок от
предлогов
Правописание
приставок и предлогов.
Контрольный
диктант№2 по теме
«Орфография»
Применение
правил
правописания:
разделительный
твердый знак.
Правописание слов с
разделительным
твердым знаком.
Применение правил
орфографии с
разделительным ъ
Применение
правил
правописания.
Правописании слов с
разделительным
твердым и мягким
знаком.
Применение
правил
правописания: мягкий
знак после шипящих на
конце
имен
существительных.
Применение правил
правописания.
Написании имен
существительных,
оканчивающихся на
шипящий звук.

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1

1

1

22
6

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Разви
тие
20
речи

Раздельное написание
частицы не с глаголами.
Правописание частицы
не с глаголами.
Словарный диктант
№ 14

1

Контрольный диктант
№ 7 по теме
«Орфография»
Разбор слова по
составу. Словарный
диктант №16
Повторение изученных
орфограмм

1

Практическое
овладение
диалогической формой
речи. Виды речи. Языкоснова национального
самосознания
Текст. Признаки текста.
Сочинение по картине
К.Е.Маковского
«Дети, бегущие от
грозы»
Сочинение по картине
В.Д.Поленова
«Золотая осень»
Подробное изложение
«Елочка»
Сочинение по
репродукции картины
И.Т.Хруцкого «Цветы
и плоды»
Сочинение по
репродукции картины
А.А.Рылова «В
голубом просторе»
Подробное изложение
повествовательного
текста с языковым
анализом
Сочинение по
репродукции картины
В.М.Васнецова
«Снегурочка»
Изложение
повествовательного
деформированного

1

1
1
1

2,4,5

1
1

1
1
1

1

1

1

1
1

22
7

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

текста по
самостоятельно
составленному плану.
Знакомство с жанрами
письма. Составление
объявления
Сочинение по
репродукции картины
И.Я. Билибина «Иванцаревич и лягушкаквакушка»
Сочинение по
репродукции картины
К.Ф. Юона «Конец
зимы. Полдень»
Художественное и
научное описание.
Составление научного
текста описания
растения.
Сочинение по
репродукции картины
М.А.Врубеля
«Царевна-Лебедь»
Сочинение-отзыв по
картине В.А.Серова
«Девочка с
персиками»
Морфологический
разбор местоимения.
Знакомство с жанром
письма.
Составление
предложений с
нарушенным порядком
слов.
Составление текста из
деформированных
предложений.
Итог
о

1
1

1

1

1

1

1

1

1

170

22
8

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

4 класс

Говорен
ие

3

Адекватное восприятие звучащей
речи Сочинение отзыв по
репродукции картины
художника В.А. Тропинина
«Кружевница»
Понимание на слух информации,
содержащейся в предъявляемом
тексте, определение основной
мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Выбор языковых средств в
соответствии с целями и
условиями общения для
эффективного решения
коммуникативной задачи.
Изложение «Птенец»
Соблюдение орфоэпических
норм и правильной
интонации.Проект «Говорите
правильно!»
Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и
бытового общения . Имя
прилагательное

1

1

1

2,4

1

1

29

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Чтение

Письмо

2

10

Понимание учебного текста.
Проверочная работа по теме
«Наречие»
Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте
информации.Выборочное
изложение «Церковь Покрова на
Нерли»

1
1,3
1

Создание небольших
собственных текстов
(сочинений).Сочинение по
репродукции картины художника
А.А. Пластова «Первый снег»
Письменное изложение
содержания прочитанного текста
«Птичка» по самостоятельно
составленному плану
Контрольное списывание по
теме «Орфография и
пунктуация»
Письменное изложение
содержания прослушанного
текста «Друзья»
Контрольный диктант по теме
«Имя существительное».

1

Контрольное списывание по
теме «Имя прилагательное»
Контрольный диктант по теме
«Орфография и пунктуация»

1

1,5,8

1

1
1
1

1
30

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Фонети ка и
орфоэпи
я
Графика 1

Лексика

6

Создание небольших
собственных текстов.Сочинение
по репродукции картины
Н.К.Рериха «Заморские гости»
Контрольный диктант по теме
«Имя прилагательное»
Контрольный диктант по теме
«Глагол»

1

Различение звуков и букв.
Обозначение на письме
твердости и мягкости согласных
звуков.Повторение

1

3

Выявление слов, значение
которых требует уточнения.
Представление об однозначных
и многозначных словах, о
прямом и переносном значении
слова.
Наблюдение за использованием в
речи синонимов и
антонимов.Словарный диктант
№2
Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Фразеологизмы.

1

5,6

1
1

1

1

1

31

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Состав
слова
(морфе
мика)

3

Морфол
огия

74

Контрольный диктант по теме
«Лексика»
Понимание слова как единства
звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует
уточнения.

1

Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того
же слова
Разбор слова по составу
Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями.
Части речи.
Деление частей речи на
самостоятельные и служебные.
Части речи.
Значение и употребление
наречия в речи.

1

Изменение существительных по
падежам
Определение падежа, в котором
употреблено имя
существительное.
Определение падежа, в котором
употреблено имя
существительное.Закрепление
Имя существительное.Начальная
форма
Различение падежных и

1

5,6

1
1
1
1

1,2,4,5,7

1
1
1
1
1
1
1
1
32

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

смысловых (синтаксических)
вопросов.
Имя
существительное.Несклоняемые
имена существительные
Определение принадлежности
имен существительных к 1, 2, 3му склонению
Определение принадлежности
имен существительных к 1-му
склонению
Падежные окончания имён
существительных 1-го
склонения. Словарный диктант
№4
Определение принадлежности
имен существительных ко 2-му
склонению
Падежные окончания имен
существительных 2-го склонения
Определение принадлежности
имен существительных ко 2-му
склонению
Определение принадлежности
имен существительных к 3-му
склонению
Определение принадлежности
имен существительных к 3-му
склонению.Закрепление
Контрольный диктант по теме
«Имя существительное»
Определение
падежа.Именительный и
винительный падежи

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

33

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Определение
падежа.Родительный падеж .
Словарный диктант №5
Определение
падежа.Именительный,
родительный и винительный
падежи одушевлённых имён
существительных
Именительный, родительный и
винительный падежи
одушевлённых имён
существительных
Определение падежа.Дательный
падеж
Определение
падежа.Творительный падеж
Определение
падежа.Предложный падеж
Изменение существительных по
падежам во множественном
числе
Определение
падежа.Именительный падеж
множественного числа
Определение
падежа.Родительный падеж
множественного числа
Родительный и винительный
падежи имен существительных
множественного числа
Винительный падеж
множественного числа
одушевлённых имён

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

34

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

существительных
Дательный, творительный,
предложный падежи имен
существительных
множественного числа
Имя прилагательное
Имя прилагательное Значение и
употребление в речи.
Изменение прилагательных по
родам и числам
Изменение прилагательных по
падежам
Изменение прилагательных по
падежам в единственном числе
Изменение прилагательных
мужского и среднего рода в
единственном числе
Изменение прилагательных
мужского и среднего рода в
дательном падеже.
Изменение прилагательных
мужского и среднего рода в
именительном падеже.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

Изменение прилагательных
1
мужского и среднего рода в
родительном падеже.Словарный
диктант №6
Изменение прилагательных
1
мужского и среднего рода в
именительном и винительном
падежах.
Именительный, винительный,
1
35

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

родительный падежи имён
прилагательных мужского и
среднего рода
Творительный и предложный
падежи имён прилагательных
мужского и среднего рода
Изменение прилагательных
женского рода
Именительный и винительный
падежи имён прилагательных
женского рода
Родительный, дательный,
творительный и предложный
падежи имён прилагательных
женского рода
Винительный и творительный
падежи имён прилагательных
женского рода
Изменение имен прилагательных
во множественном числе
Именительный и винительный
падежи имён прилагательных
множественного числа
Родительный и предложный
падежи имён прилагательных
множественного числа
Словарный диктант №7
Дательный и творительный
падежи имён прилагательных
множественного числа.
Местоимение.Общее
представление о местоимении.

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

36

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

-

Личные местоимения, значение и
употребление в речи.
Личные местоимения 1, 2, 3-го
лица единственного и
множественного числа.
Словарный диктант №8.

1

Склонение личных местоимений.
Раздельное написание предлогов
с личными местоимениями
Проверочная работа по теме
«Личные местоимения»
Глагол. Значение и употребление
в речи.
Изменение глаголов по
временам.
Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов,
отвечающих на вопросы «что
сделать?» и «что делать?».
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по лицам и
числам в настоящем и будущем
времени (спряжение).
Глагол.Лицо и число глаголов
Спряжение глаголов.
Спряжение.2-е лицо глаголов
единственного числа настоящего
и будущего времени
Способы определения I и II
спряжения глаголов
(практическое овладение).
Способы определения I и II

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Синтакс
ис

15

спряжения глаголов
(практическое овладение).
Словарный диктант №9
Способы определения I и II
спряжения глаголов
(практическое овладение).
Правописание родовых
окончаний глаголов в
прошедшем времени
Морфологический разбор
глаголов. Обощение
Части речи. Повторение
Различение предложения,
словосочетания, слова(осознание
их сходства и различий)
Различение предложений по цели
высказывания и по
эмоциональной окраске
Контрольный диктант по теме
«Синтаксис»
Нахождение главных членов
предложения: подлежащего и
сказуемого.
Различение главных и
второстепенных членов
предложения. Обращение
Предложения распространенные
и нераспространенные.
Словосочетание.
Проверочная работа по теме
«Простое предложение»
Нахождение и самостоятельное
составление предложений с

1
1
1
1
1

2,4,8

1
1
1
1
1

1
1
38

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Орфогр
афия и
пунктуа
ция

35

однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но.
Использование интонации
перечисления в предложениях с
однородными членами.
Нахождение и самостоятельное
составление предложений с
однородными членами с союзами
и, а, но.
Нахождение и самостоятельное
составление предложений с
однородными членами
Словарный диктант №1
Различение простых и сложных
предложений
Различение сложного и простого
предложения с однородными
членами
Различение простых и сложных
предложений Проверочная
работа по теме «Сложное
предложение»
Различение предложения,
словосочетания, слова
(осознание их сходства и
различий).Повторение
Применение
правил
правописания
проверяемые
безударные гласные и парные
глухие и звонкие согласные в
корне слова;
Формирование орфографической
зоркости. Правописание

1
1

1

1
1
1

1

1

2,3,5,6

1
39

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

приставок и суффиксов.
Применение правил
правописания разделительных ъ
и ь Словарный диктант №3
Контрольный диктант по теме
«Орфография и пунктуация»
Безударные падежные окончания
имен существительных
Применение правил
правописания безударных
падежных окончаний
существительных в родительном
падеже
Безударные падежные окончания
имен существительных в
дательном падеже
Безударные падежные окончания
имен существительных в
родительном и дательном падеже
Безударные окончания имен
существительных в
творительном падеже
Безударные окончания имен
существительных в предложном
падеже
Безударные падежные окончания
имен существительных (кроме
существительных на -мя, -ий,
-ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
Безударные падежные окончания
имен существительных
Безударные падежные окончания

1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
40

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

имен существительных.
Закрепление
Безударные падежные окончания
имен существительных.
Повторение
Безударные падежные окончания
имен существительных.
Обобщение
Безударные окончания имен
прилагательных мужского и
среднего рода в единственном
числе.
Применение правил
правописания безударных
падежных окончаний
прилагательных женского рода в
единственном числе
Правописание прилагательных
женского рода в родительном,
дательном, творительном и
предложном падежах
Правописание падежных
окончаний имен прилагательных
женского рода.
Контрольный диктант по теме
«Орфография и пунктуация»
Применение правил
правописания безударных
личных окончаний глаголов
Правописание безударных
личных окончаний глаголов
Правописании безударных
окончаний глаголов. Закрепление

1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
41

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Правописание личных окончаний 1
глаголов в настоящем и в
будущем времени. Словарный
диктант № 10
Мягкий знак после шипящих на 1
конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа
Контрольный диктант по теме 1
«Глагол»
Мягкий знак в глаголах в 1
сочетании –ться.
Мягкий знак в глаголах в 1
сочетании –ться. Закрепление
Правописание глаголов в
прошедшем времени
Применение правил
правописания безударных
личных окончаний глаголов
Правописание безударного
суффикса в глаголах
прошедшего времени
Контрольный диктант по теме
«Орфография и пунктуация»
Применение правил
правописания в значимых частях
слова. Повторение
Правописание безударных
окончаний глаголов.
существительных,
прилагательных Повторение.

1
1
1
1
1
1

42

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

Развити
е речи

18

Знаки препинания в
предложении с прямой речью
после слов автора(
наблюдение)
Текст. План текста. Комплексная
работа над структурой текста.
Подробное изложение
повествовательного текста
«Первая вахта»
Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение, их
особенности.

1

Сочинение по репродукции
картины И.И.Левитана
«Золотая осень»
Изложение повествовательного
текста «Кот Епифан» по
самостоятельно составленному
плану
Сочинение-отзыв по
репродукции картины
В.М.Васнецова «Иван-царевич
на Сером волке»
Создание собственных текстов.
Сочинение описание по
личным наблюдениям на тему
«Моя любимая игрушка»
Использование в текстах
синонимов и антонимов.
Составление текстарассуждения по репродукции

1

1

2,5

1
1

1

1

1

1

43

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

картины В.Серова «Мика
Морозов»
Практическое овладение
диалогической формой речи.
Выражение собственного
мнения, его аргументация.
Проект «Имена
прилагательные в «Сказке о
рыбаке и рыбке»
А.С.Пушкина»
Практическое овладение
устными монологическими
высказываниями на
определенную тему с
использованием разных типов
речи. Достопримечательности
города.
Создание небольших
собственных текстов по
репродукции картины
И.Э.Грабаря «Февральская
лазурь»
Изложение с элементами
сочинения текста «Букет
мимозы».

1
1

1

1

1

1
Сочинение-описание по
репродукции картины
И.И.Левитана «Весна. Большая
вода»
Изложение деформированного 1
повествовательного текста
«Олимпийские игры»
Осознание ситуации общения: с
1
44

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

какой целью, с кем и где
происходит общение.
Повторение. Язык, речь, текст.
Подробное изложение «Лесной
пожар»
Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и
бытового общения в том числе
при общении с помощью средств
ИКТ.
Итого
всего

170
675

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
начальных классов
От 29.08. 2023 года №1
________ Юрьева И.В.

1
1

170
675

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Новак Н.И.
29.08.2023 года

45

Федеральная рабочая программа | Русский язык. 1–4 классы

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».