Рабочая программа по ОРКСЭ 4

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25 имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича
Покрышкина станицы Должанской
муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08. 2023 года протокол N 1
Председатель педагогического совета
_________ Барабаш О.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам религиозных культур и светской этики
(модуль - Основы православной культуры)
Уровень образования (класс)

начальное общее образование (4 класс)

Количество часов 34 часа
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и ФООП
с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы
«Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры» Васильева О.Ю. 2023 г.

1

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОРКСЭ»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и
будущемусвоей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия
и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление
и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики
содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
3

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Планируемые результаты по учебным модулям.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера,
мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений
между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей,
семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; – соотносить нравственные
формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать
свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на
основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных
предметов на последующих уровнях общего образования.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся
4

развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание
российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в
соответствии с новым ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим
народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных
духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5

5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия
– развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей),
ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном
труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к
природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и
общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
2. Содержание учебного курса
Тема 1. Россия — наша Родина (2 ч)
Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и разнообразие природы нашей страны. России принадлежит пятая
часть всех лесов мира. Природа и география России. Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и национальные
парки. Песни и стихи о Родине. Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли — излюбленная тема в русской культуре.
Официальное название России — Российская Федерация. Главная сила в государстве — народ. Богатства России — заслуга народа,
хранившего и приумножавшего ее достояние, ее культуру. Национальный состав России. Россия — общий дом для всех народов, ее
населяющих. Необходимость для всеобщего благополучия в государстве почтительно относиться к истории страны, ее национальной
культуре, традициям. Любовь к России, воспеваемая в поэзии, песенном творчестве.
Тема 2. Православная духовная традиция (2 ч)
Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной традиции, культуры, религии. Православная духовная
традиция и ее роль в формировании культуры Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь Владимир Святой — креститель Руси.
Понятие «государственная религия». Символическое значение креста как главного христианского символа. Государственные
символы: флаг, герб, гимн. Знакомство с текстом гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба,
государственного флага России и штандарта Президента России. Образ Георгия Победоносца на гербе Москвы и России.

Тема 3. Что такое христианство (1 ч)
Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус Христос — Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место
рождения Иисуса Христа. Священное Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
Значение слова «Евангелие». Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение от Духа Святого и Девы Марии.Иоанн
Предтеча — Креститель Господа Иисуса Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы».
6

Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч)
Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Синонимы, означающие православие: Восточное
христианство, Византийская, Греческая вера. Понятия инославия и иноверия. Вселенские Соборы. Символ веры как краткая
формулировка вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания. Полное название Православной (Восточной,
Византийской, Греческой) Церкви — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.
Тема 5. Культура и религия (1 ч)
Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение религии. Понятие богооткровения. Связь между
культурой и религией в истории человеческого общества. Связь между культурой и религией в современном обществе. Основные
существенные признаки культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для человека и общества. Мировоззрение.
Этика.
Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч)
Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный — взгляд на происхождение добра и зла. Сотворение мира духов.
Отпадение Денницы. Сотворение первых людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых людей.
Первородный грех. Ад. Спасение души.
Тема 7. Во что верят православные христиане (1 ч)
Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы — вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов
членов Символа веры. Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе, Божественной и человеческой
природе Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в Евангелии.
Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч)
Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу вероисповедания, убеждений, национальную культуру,
родной язык в Конституции России — Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности: формулировка, смысл
правила, распространенность в разных культурах.
Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч)
Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча о добром самарянине. Духовно-этический анализ
притчи.
Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч)
Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания.
Примеры милосердия и сострадания из современной жизни и опыта школьников.
Тема 11. Отношение к труду (1 ч)
Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как творческий труд Создателя. Божественный замысел сотворения
человека и выполнение замысла. Труд человека в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный закон
о труде, полученный через пророка Моисея.
Тема 12. Долг и ответственность (1 ч)
7

Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в православной культуре. Библия об ответственности
человека за мир. Всемирный потоп. Евангельская притча о талантах. Духовно-этический смысл притчи о талантах.
Тема 13. Защита отечества (1 ч)
Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной традиции защиты Отечества как священного долга
каждого гражданина. Лозунг русского воинства: «За веру, царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре к
России как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение духовным подвигам святых. Воинские награды.
Орден Святого Георгия — высшая награда России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции РФ о защите Отечества.
Тема 14. Десять заповедей божиих (1 ч)
Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и
толкование десяти заповедей Божиих. Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве
нравственной нормы в человеческом обществе.
Тема 15. Заповеди блаженства (1 ч)
Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная проповедь Спасителя, ее содержание и значение.
Понятие блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная
преемственность и новизна в учении Христа.
Тема 16. Православие в России (2 ч)
Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно русских земель. «Повесть временных лет» и
«Степенная книга» как древнейшие литературные памятники русской культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и Дир.
Княгиня Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе (Царьграде), столице Византии. Князь Владимир и
его выбор веры. Крещение князя Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после ее крещения и развитие
православной культуры.
Тема 17. Православный храм и другие святыни (2 ч)
Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него. Разнообразие храмовых построек, купол с водруженным
крестом как главная отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение храма. Храмовые предметы.
Понятие «святые мощи», их почитание в православной традиции.
Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)
Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение,
Соборование, Венчание, таинство Священства.
Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)
Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный — первая икона. История появления иконы «Спас
Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой Богородицы. Первый иконописец — святой евангелист Лука. История Владимирской
иконы Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.
8

Тема 20. Молитва (1 ч)
Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных христиан. Молитва как жанр литературы в русской
культуре, художественное произведение, поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва Господня. Иисусова
молитва.
Тема 21. Православные монастыри (1 ч)
Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь. Понятие о житиях святых. Названия знаменитых
обителей России: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Свято-Успенский
Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Преподобный Сергий Радонежский — основатель
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Понятие о Великой схиме как высшей степени посвящения Богу.
Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)
Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые апостолы, святые мученики и великомученики,
святые равноапостольные, святые целители, бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые святые:
апостолы от двенадцати, апостолы от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл,
великомученик и целитель Пантелеимон, Василий Блаженный, святитель Николай Чудотворец Мирликийский.
Тема 23. Символический язык православной культуры: храм (1 ч)
Символичность православной культуры. Символ — условный знак, предмет или изображение, которое используется для обозначения
какого-то важного смысла. Крест — главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих частей.
Крестное знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и его частей.
Тема 24. Икона, фреска, картина (1 ч)
Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб — символ святости, сияние духовной славы.
Особенности создания иконы и символичность использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска — живопись
водными красками по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские сюжеты в произведениях
русских художников и в культуре европейских народов.
Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)
Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной музыки в России в XV–XVI веках. Понятие «стихира».
Понятие о знаменном распеве. Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый собор и его решения о строгом
соблюдении канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как единственный
музыкальный инструмент в православной традиции. Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор.
Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)
Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности православной культуры. Понятие прикладного
искусства. Райское древо жизни — символ рая, духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как
символ святых апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов: киот, канун, аналой, паникадило,
потир.
Тема 27. Православные праздники (1 ч)
9

Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники переходящие и непереходящие. Светлое Христово Воскресение,
Пасха Господня — самый главный праздник, Торжество торжеств и Праздник праздников. Понятие о двунадесятых праздниках.
Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой
Богородицы; Рождество Христово; Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим;
Вознесение Господне; День Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День Святой Троицы); Успение Пресвятой Богородицы;
Воздвижение Креста Господня.
Тема 28. Православный календарь (1 ч)
Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация церковной жизни по юлианскому календарю.
Григорианский календарь, организация светской жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского Собора о
времени празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники.
Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч)
Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление супружества таинством Брака (Венчания). Преподобные Петр и
Феврония — образец супружества в православной традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8 июля — День семьи, любви и
верности. Русская народная мудрость о семье, семейном счастье.
Итоговое повторение и обобщение (1 ч)

3.Тематическое планирование по предмету «ОРКСЭ» с определением основных видов учебной деятельности.

№

Тема

Содержание

ЭОР

Виды деятельности

Четвертый год обучения 34 часа

10

1

2

3

Россия — наша
Родина (1 ч)

Культура и
религия.
Введение в
православную
духовную
традицию (2 ч)

Во что верят
православные
христиане (4 ч)

Россия —
многонациональное
государство. Духовный
мир человека.
Культурные традиции.
Культурное
многообразие России.
Народы и религии в
России. Традиционные
религии народов
России/

Культура и религия.
Что такое культура?
Что такое религия? Как
человек создаёт
культуру. Истоки
русской культуры — в
православной религии.
Бог — Творец, который
создал весь мир и
человеческий род. Бог
есть Любовь. Бог и
человек. Вера в Бога и
её влияние на поступки
людей. Что такое
православие. БогТроица. Что значит
молиться. Кто такие
святые. Священное
Предание. Священное

http://schoolcollection.edu

http://schoolcollection.edu

Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий,
рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями;
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному;
Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в
жизни человека, семьи, общества, духовном мире человека;
Называть традиционные религии в России, народысамостоятельно
оценивать свои достижения;);
Приводить примеры единения народов России (например «День народного
единства» и т.д.);

Выделять тему и идею учебного текста, формулировать вопросы к тексту
и отвечать на них.
Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры,
значение религии как духовной культуры человека, народа, общества.
Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской
культуры в православной религии.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Использовать ключевые понятия темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке фактов действительности.
Раскрывать своими словами первоначальные представления о
https://cleverмировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице,
lab.pro/mod/pag Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви.
e/view.php?id=3 Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых
фактов; соотносить про- читанное с личным жизненным опытом.
http://schoolРассказывать о том, как вера в Бога влияет на по- ступки людей, что такое
collection.edu
молитва, кто такие святые, что такое Священное Предание Церкви, что
его составляет, о Священном Писании (Библии), Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

11

Писание христиан —
Библия. Ветхий и
Новый Заветы в
Библии.

4

5

Добро и зло в
православной
традиции.
Золотое правило
нравственности.
Любовь к
ближнему (4 ч)

Отношение к
труду. Долг и
ответственность
(2 ч)

Добро. Зло. Грех.
Работа совести.
Покаяние. Десять
ветхозаветных
заповедей, данных
Богом Моисею.
Заповеди Иисуса
Христа — Заповеди
Блаженств, их
содержание и
соотношение с Десятью
заповедями. Кто для
христиан ближний,
любовь к ближним.
«Золотое правило
нравственности» в
православной культуре.
Святость в
православной
традиции, святые.
Заповеди Творца
Прародителям.
Отношение к труду в
Православии.
Уважение к труду.
Совесть. Нравственный
долг и ответственность
человека в
православной

Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал
Моисею. Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с
религиозной и нравственно-этической точки зрения. Рассуждать о
возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни
(свобода, разум, совесть, доброта, любовь).
Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа — Заповедях
Блаженства, их соотношении с Десятью ветхозаветными заповедями.
Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой ближний,
https://cleverчто означает любовь к ближнему, как понимается в православной
lab.pro/mod/pag традиции «золотое правило нравственности» (поступайте с другими так,
e/view.php?id=3 как хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости и святых в
православной традиции.
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой на текст учебника.
https://easyen.ru Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
/load/orkseh/294 Рассказывать о грехопадении Прародителей,
о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан. Устанавливать
логическую связь между фактами; участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из жизни, литературных
произведений.
12

традиции.

6

Милосердие
и сострадание (2
ч)

7

Православие в
России (5 ч)

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни
(заботиться о других, любить друг друга, сочувствовать, не лениться,
не лгать).
Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
Библиотека
сострадание, ответственность, послушание, спасение), Заповедей
ЦОК
Блаженства.
https://m.edsoo.r На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал
u/7f410de8
православной культуры.
Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики, понимания
милосердия и сострадания
в православной культуре.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Крещение Руси. Святые
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный
текст.
равноапостольные
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
княгиня Ольга и князь
Владимир Креститель.
Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси
равноапостольным князем Владимиром, почему Русь называют Святой,
Развитие православной
https://easyen.ru
о русских святых, житиях святых.
культуры,
/load/orkseh/294
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
распространение
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных
христианства на Руси.
текстов, участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно
Святая Русь. Русские
оценивать свои достижения.
святые. Православие в
Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дней славянской
русской культуре, в
письменности и культуры. Уметь использовать электронные формы
современной России.
учебника (ЭФУ).
Милосердие и
сострадание в
православной
христианской
традиции. Особенности
христианской морали,
отношение к личным
врагам. Христианское
милосердие.
Милосердие к
животным.
Деятельное
сострадание людям,
нуждающимся.

13

8

9

Православный
храм и другие
святыни (3 ч)

Символический
язык
православной
культуры:
христианское
искусство
(иконы, фрески,
церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники (6 ч)

Православный храм —
его устройство и
убранство.
Алтарь, Царские врата,
иконостас, притвор.
https://easyen.ru
Нормы поведения в
/load/orkseh/294
православном храме.
Миряне и
священнослужители.
Богослужение в храме.
Таинства Церкви.
Монастыри,
монашество.
Христианская
символика. Крест
Христов. Православная
художественная
культура. Православная
икона, виды икон.
Церковное пение.
Церковное прикладное
искусство.
Православный
календарь. Праздники и
посты в православном
календаре.
Двунадесятые
праздники.
Воскресение Христово
(Пасха). Рождество
Христово. Праздники
святым.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно
храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме,
общения с мирянами и священнослужителями, богослужениях в храмах,
Таинствах, о монашестве и монастырях в православной традиции. Проверять
себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Использование электронных форм учебника (ЭФУ).

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
и значение в православной культуре.
Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о
церковном пении, иконописи, особенностях икон в сравнении с картинами.
Называть православные праздники, объяснять их значение (не менее трёх,
включая Воскресение Христово и Рождество Христово), о православных
постах, назначении поста в жизни православных христиан.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Использование электронных форм учебника (ЭФУ. Православные
праздники: «Воскресение Христово (Пасха)», «Рождество Христово», «День
славянской письменности и культуры», «День семьи, любви и верности.

14

10

Христианская
семья и её
ценности (3 ч)

11

Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонациональ
ного и
многоконфессио
нального народа
России (2 ч)

Семья в православной
традиции — Малая
Церковь. Таинство
Венчания. Любовь в
отношениях родителей,
членов семьи.
Взаимное прощение и
терпение членов семьи.
Семейные традиции,
праздники. Образцы
православной семьи,
отношений в семье.

Служение человека
обществу, Родине.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионально
го народа России.
Война справедливая —
оборонительная.
Святые защитники
Отечества.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная
семья, Таинство
Венчания, о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий
святых, литературных произведений.
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.
Раскрывать основное содержание норм отношений в православной в семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей и
родителей.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Праздник «День семьи, любви и верности».
Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях
многонационального народа России, духовном мире человека, религии,
религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества.
https://easyen.ru Проводить соотношение между религией и Отечеством, объяснять
/load/orkseh/294 отношение православных христиан к Отечеству, защите Родины,
патриотизму.
Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f410de8

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ№25
от ______2023 года № 1
___________
Юрьева И.В.

Заместитель директора по УР
___________ Новак Н.И.
________2023года

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».