Рабочая программа по окружающему миру 3-4

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени
трижды Героя Советского Союза
Александра ИвановичаПокрышкина
станицы Должанской
муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
____________ 2023 года протокол № 1
Председатель педагогического совета
_____________
Барабаш О.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень образования (класс)-начальное общее образование
( 3-4 классы)
Количество часов - 136 часов

Программа разработана в соответствии ФГОС НОО и ФООП
с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования,
авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова - М.: Просвещение,2023 г.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют
готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения
и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; пониманиеособой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родногокрая;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,уважения к
своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознаниеправ и
ответственности человека как члена общества;

2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;

3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интересак разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной) приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различнымпрофессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических нормповедения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числес использованием различных
информационных средств.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:

проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведениеживотных)
по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делатьвыводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведенияи условиями
жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия
«век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезнуюи
интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны,
воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать
несложные
планы,
соотносить
условные
обозначенияс
изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках: текстах, таблицах,
схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные
универсальные учебные действия
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейныйбюджет,
памятник культуры);
понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли,
царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравненияобъектов
природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки
(характеризовать)
животного
(растения)
как живого
организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны(в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия(при
небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректироватьсвои действия.
Совместная деятельность
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и
замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с
учётом этики общения.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать
в учебных и игровых ситуациях
правила безопасного
поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки,форма
поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природнойзоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;определять
разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования
электронных образовательных и информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем миресловари,
справочники, энциклопедии, в том числе и информационно- телекомуникационную сеть
«Интернет» (в условиях контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов;
объяснять
особую
роль
нервной
системыв деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости, доброты,
справедливости и других; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основесезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РоссийскойФедерации»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашейстраны (в рамках
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированиюумений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;предвидеть трудности
и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректироватьучебные
действия при необходимости;
адекватно
принимать
оценку
своей
работы;
планировать
работу
над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей:
руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования

инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизнидругих людей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальныеучебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироватьсяв изменяющейся
действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливатьсвязи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в
пространстве);
сравнивать объекты
окружающего
мира,
устанавливать
основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицироватьпредложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данныхи
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачина основе
предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;определять
разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное
развитие
процессов,
событий
и
последствияв аналогичных или
сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результатыи другое);
проводить
по предложенному плану опыт,
несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое,
причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать
различные
источники
для поиска информации,
выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явномвиде,
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно илина основе
предложенного учителем способа её проверки;

находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему,таблицу,
иллюстрацию;
соблюдать
правила
информационной
безопасности
в
условиях
контролируемого
доступа
в информационно-телекоммуникационную
сеть
«Интернет» (с помощью учителя);
анализировать
и создавать
текстовую,
видео-, графическую,
звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оцениватьвыступления
участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текстао природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и другое) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решениюучебной
задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;находить ошибки в
своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях,опасных для здоровья и жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя; оценивать
целесообразность
выбранных
способов
действия,
при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределятьроли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила
совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого; ответственно
выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять
уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;приводить
примеры
памятников
природы,
культурных
объектов
и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РоссийскойФедерации с
богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре
народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;различать
расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опытыс природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессеколлективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;соблюдать
правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемогодоступа в
информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
ориентироваться
в возможных мошеннических действиях при
общениив
мессенджерах.

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своегонарода и
других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объектыРоссии (горы,
равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;находить
место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить
изученные исторические события и исторических деятелей веками
и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятеляхразных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своегорегиона;
проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану иливыдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектамиприроды с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельновыбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейшихявлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года,сезонных изменений в
природе своей местности, причины смены природных зон);называть наиболее значимые
природные объекты Всемирного наследия в
России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать
по заданному плану собственные
развёрнутые
высказыванияо
природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлеченияинформации,
ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах
отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате идругих
средствах индивидуальной мобильности;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культуройи
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина ‒
Российская Федерация. Уникальные
памятники
культуры России, родного края.
Государственная символика Российской Федерации и своегорегиона. Города Золотого
кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родногокрая, их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран,в которых они
находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и
хозяйственной жизни человека. Круговорот водыв природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезныеископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях.
Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений.
Зависимость
жизненного
цикла
организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности

питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет,тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного
цикла
организмовот
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы,звери).
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые дляжизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:растения ‒
пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов исемян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природныесообщества родного края (2–3 примера
на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы),
закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровьеи безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки
безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта
(правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на
борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий,
защита
персональной
информации,
правила
коммуникациив мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства.
Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые
соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных историческихсобытий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.

История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страныв разные
исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР,
Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции
людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследияв России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участиев охране памятников
истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимоот их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения,опыты по
исследованию природных объектов и явлений.
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи
на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.Обращение Земли вокруг Солнца и
смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основенаблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водныйпоток;
использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России,моря, омывающие её
берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияниечеловека на природу
изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека
и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры
города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях
культуры).
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки,
сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств
индивидуальной мобильности.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание
государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов)в условиях
контролируемого доступа в Интернет.

3 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
учебного предмета

Раздел 1. Человек и общество
Наша родина –
1.1
Российская
Федерация

Количество
часов

14

Программное содержание

Общество как совокупность людей,
которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя
общей цели.
Наша Родина ‒ Российская Федерация.
Уникальные памятникикультуры России,
родного края.
Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города
Золотого кольца России. Народы
России. Уважение
к культуре, традициям своего народаи
других народов, государственным
символам России.
Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность
в культуре народов России.
Особенности труа людей родного
края, их профессии

Характеристика деятельности
обучающихся

Рассказ учителя, рассматривание
иллюстраций на тему «Что такое
общество?»
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов идругих материалов
(по выбору) на тему «Жизнь народов
нашей страны».
Ролевая игра по теме, например,
«Встречаем гостей из разных республик
Российской Федерации»:рассказы гостей
об их крае и народах, рассказы для гостей
о родном крае.
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов идругих материалов
(по выбору) по теме, например,
«Уникальные памятники культуры
России».
Работа в группе: чтение текстов
учебника и использование

полученной информации
для подготовки собственного рассказа
о памятниках культурыРоссии.
Моделирование маршрутапо
Золотому кольцу
с использованием фотографий,
достопримечательностей, сувенирови т. д.
Составление сообщения о городах
Золотого кольца России с
использованием дополнительных
источников информации
(дифференцированное задание)

1.2

Семья – коллектив
близких, родных
людей

2

Семья – коллектив близких, родных
людей. Семейный бюджет, доходы и
расходы семьи. Уважение
к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения
в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, забота о них

Учебный диалог по теме, например,
«Для чего создаётся семья»,
«Почему семью называют
коллективом».
Работа в группах: коллективныйответ
на вопрос: «Какие бываютсемьи?»
Рассказ учителя «Что такое
семейный бюджет».
Беседа по теме, например, «Доходы
и расходы семьи».

Практическая работа по теме,
например, «Моделирование
семейного бюджета»
(дифференцированное задание)
Страны и народы
мира

4

Итого по разделу:
Раздел 2. Человек и природа
Методы изучения
2.1
природы.
Разнообразие
веществ в
окружающем мире

20

1.3

11

Страны и народы мира.
Памятники природы и культуры –
символы стран, в которых они
находятся

Практическая работа с картой:
страны мира.
Работа в группах: самостоятельное
составление описания любой страныили
народа мира (с использованием
дополнительной литературы и ресурсов
Интернета).
«Путешествие по странам мира»
(достопримечательности отдельныхстран
мира, по выбору детей): рассматривание
видеоматериалов, слайдов, иллюстраций.
Символы
стран, с которыми знакомятся дети

Методы изучения природы.
Вещество. Разнообразие веществв
окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный
газ. Твёрдые тела,
жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами,

Практические работы (наблюдениеи
опыты) с веществами: текучесть,
растворимость, окрашиваемость и
другое.
Упражнения: классификация тел и
веществ, сравнение естественных и
искусственных тел; классификация

2.2

Бактерии, грибы и их
разнообразие

2

жидкостями, газами. Воздух – смесьгазов.
Свойства воздуха. Значение воздуха для
растений, животных, человека. Вода.
Свойства воды.
Состояния воды, её распространениев
природе, значение для живых организмов
и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды
в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы.
Полезные ископаемые, их значениев
хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва,её
состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни
человека

твёрдых, жидких и газообразных
веществ.
Демонстрация учебных
экспериментов: состояния воды,
свойства воздуха. Рассказ учителя,
анализ схемы круговорота воды
в природе.
Практические работы: горные породы
и минералы — название,сравнение,
описание.
Экскурсия: почвы (виды, состав,
значение для жизни природы и
хозяйственной деятельности людей)

Первоначальные представленияо
бактериях.
Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные

Рассказ учителя (чтение текста
учебника) о бактериях.
Рассматривание и описание
особенностей внешнего вида
бактерий.
Работа с иллюстративным
материалом по теме, например,
«Какие грибы мы не положим

в корзинку». Рисование схемы
«Шляпочный гриб».
Рассказ учителя «Чем грибы
отличаются от растений»
2.3

Разнообразие
растений

7

Разнообразие растений. Зависимость
жизненного цикла организмов
от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений.
Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе ижизни
людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода).
Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Растения
родного края, названия и краткая
характеристика на основе
наблюдений. Охрана растений

Работа в группе: классификация
растений из списка, который
предложили одноклассники.
Коллективное создание схемы
по теме, например, «Условия жизни
растений». Рассказ-рассуждение
о жизни растений.
Практическая работа в паре по теме,
например, «Размножения растений
(побегом, листом, семенами)».
Охраняемые растения родного края
(наблюдение, рассматривание
иллюстраций)

2.4

Разнообразие
животных

7

Разнообразие животных. Зависимость
жизненного цикла организмов от условий
окружающейсреды. Размножение и
развитие
животных (рыбы, птицы, звери).
Особенности питания животных.Цепи
питания. Условия,

Дидактическая игра по теме,
например, «Каких животных мы
знаем».
Коллективное составление схемыпо
теме, например, «Разнообразие
животных».
Упражнения: опиши животное,

2.5

Природные
сообщества

3

необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека
к животным. Охрана животных.
Животные родного края, их названия,
краткая характеристикана основе
наблюдений

узнай животное, найди ошибкув
классификации животных.
Учебный диалог по теме, например,
«Как животные питаются».
Составление и анализ цепей
питания.
Работа в парах: характеристика
животных по способу размножения(на
основе справочной литературы),
подготовка презентации.
Моделирование стадий
размножения животных (на примере
земноводных, рыб).
Рассказ учителя по теме, например,
«Как человек одомашнил
животных».
Рассказы детей по теме, например,
«Мой домашний питомец». Просмотр
и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов идругих материалов
(по выбору)
на тему «Охрана животных»

Природные сообщества: лес, луг, пруд.
Взаимосвязи в природном сообществе:
растения ‒ пища и укрытие для
животных; животные –

Работа со словарём: определение
значения слова «сообщество».
Рассказ учителя по теме, например,
«Что такое природное сообщество».

2.6

Человек – часть
природы

Итого по разделу:

5

35

распространители плодов и семян
растений. Влияние человека
на природные сообщества. Природные
сообщества родного края(2–3 примера на
основе наблюдений). Правила
нравственного поведения
в природных сообществах

Учебный диалог по теме, например,
«Особенности леса (луга, водоёма)как
сообщества».
Сравнение понятий: естественные
сообщества, искусственные
сообщества.
Беседа по теме, например,
«Для чего человек создает новые
сообщества?»
Обсуждение ситуаций,
раскрывающих правила
положительного и отрицательного
отношения к природе

Человек – часть природы. Общее
представление о строении тела
человека. Системы органов
(опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств),
их роль
в жизнедеятельности организма.
Измерение температуры тела
человека, частоты пульса

Обсуждение текстов учебника,
объяснения учителя «Строение тела
человека». Рассматривание схемы
строения тела человека: называние,
описание функций разных систем
органов.
Практическая работа по теме, например,
«Измерение температурытела и частоты
пульса»

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ
Здоровый образ жизни: двигательная
3.1
2
активность (утренняя зарядка,
жизни
динамические паузы), закаливание и
профилактика заболеваний. Забота
о здоровье и безопасности
окружающих людей
3.2

Правила безопасного
поведения
пассажира.
Безопасность в сети
«Интернет»

5

Безопасность во дворе жилого дома
(правила перемещения внутри двораи
пересечения дворовой проезжей части,
безопасные зоны
электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов
инженерной
инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки
безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и
авиатранспорта (правила безопасного
поведения на вокзалах ив аэропортах,
безопасное поведение в вагоне, на борту
самолёта, судна; знаки безопасности)
Безопасность в Интернете
(ориентирование в признаках

Обсуждение результатов проектной
деятельности по теме, например,
«Что такое здоровый образ жизни икак
его обеспечить»

Практическая работа по теме, например,
«Рассматривание знаков (опасно,
пожароопасно, взрывоопасно; внимание –
автопогрузчик; электрический ток;
малозаметное препятствие; падение с
высоты), коллективное объяснениеих
значения». Анализ ситуаций
по теме, например, «Что может
произойти, если…»,
Ролевая игра по теме, например,
«Расскажи малышу, как нужно вести себя
на игровой и спортивнойплощадке».
Рассказ учителя по теме, например,
«Правила поведения в транспорте, на
вокзалах, в аэропортах, на борту
самолета, судна».
Работа в группах: составление

мошеннических действий, защита
персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях
контролируемого доступав
информационнотелекоммуникационную сеть
«Интернет»

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

7
6
68

памятки по теме, например,
«Правила поведения в аэропортах, на
борту самолета, судна (по выбору
группы)».
Учебный диалог по теме, например,
«Как обеспечить безопасность при
работе в информационнотелекоммуникационной сети
«Интернет»

4 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
учебного предмета

Раздел 1. Человек и общество
1.1 Наша родина –
Российская
Федерация

Количество
часов

10

Программное содержание

Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской
Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства.
Политико-административная карта
России.
Общая характеристика родного края,
важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов
России. Главный город родного края:
достопримечательности,
история и характеристика отдельных
исторических событий, связанных
с ним.
Праздник в жизни общества как средство
укрепления общественной солидарности и
упрочения духовныхсвязей между
соотечественниками.
Новый год, День защитника

Характеристика деятельности
обучающихся

Работа с политико- административной
картой Российской Федерации:
определение местонахождения
республик Российской Федерации,
краёв, крупнейших областей и городов
России.
Чтение статей Конституции Российской
Федерации о правах граждан Российской
Федерации. Рассказ учителя по теме,
например,
«Забота о детстве – главная
особенность нашего государства».
Чтение о обсуждение текстов учебника,
объяснения учителя.
Игра-соревнование по теме,
например, «Знаем ли мы свой
родной край?».
Рассказ учителя о важнейших
страницах истории родного края.
Обсуждение докладов и

1.2

История Отечества.
«Лента времени» и
историческая карта

17

Отечества, Международный
женский день, День весны и труда,День
Победы, День России, День народного
единства, День
Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории,
традициям своего народа и других
народов, государственным символам
России

презентаций учащихся
(дифференцированное задание) по
теме, например, «Мой роднойкрай».
Учебный диалог по теме, например,
«Государственные праздники
России».
Работа в парах по теме, например,
«Рассказ о любимом празднике
Российской Федерации или своего
региона»

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта. Наиболее важные и
яркие событияобщественной и
культурной жизнистраны в разные
исторические периоды: Государство
Русь,
Московское государство, Российская
империя, СССР, Российская Федерация.
Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные
традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиесялюди разных эпох
как носители базовых национальных
ценностей

Практическая работа по теме, например,
«Определение по «ленте времени»
времени (века), в которомпроисходили
исторические события».
Работа в паре: анализ исторической
карты, нахождение мест важнейших
исторических событий в жизни России.
Обсуждение рассказов учителя, текста
учебника о быте, традициях,культуре
Древней Руси.
Экскурсия в художественный музей(при
наличии условий), просмотр
видеофрагментов, иллюстраций и

других материалов на темы
«Искусство Древней Руси»,
«Ремёсла в Древней Руси»,
«Образование от Древней Русидо
XIX века», «Московское
государство», «Искусство ХIХ
века», «Искусство ХХ века» (по
выбору).
Учебный диалог по теме, например,
«Как выполняли свой долг защиты
Отечества в разные исторические
времена граждане России
(на примере Отечественной войны1812
г., Великой Отечественной
войны (1941–1945)».

1.3

Человек – творец
культурных
ценностей.
Всемирное
культурное наследие

6

Наиболее значимые объекты списка
Всемирного культурного наследия в
России и за рубежом. Охрана
памятников истории и культуры.
Посильное участие в охране
памятников истории и культуры
своего края.
Личная ответственность каждого
человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в

Просмотр видеофрагментов,
иллюстраций, чтение текстов
учебников (по выбору) на тему
«Объекты Всемирного культурного
наследия в России и за рубежом».
Рассказ учителя о памятниках
Всемирного наследия (например,в
России – Московский Кремль,
памятники Новгорода, Кижи,
в мире – Великая Китайская стена,
Колизей в Риме, Акрополь

социуме, отношение к людям
независимо от их национальности,
социального статуса, религиозной
принадлежности

в Греции).
Учебный диалог по теме, например,
«Как охраняются памятники
истории и культуры».
Обсуждение докладов учащихся о
значимых объектах культурного
наследия России (дифференцированное
задание)

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы познания
2.1
окружающей природы.
Солнечнаясистема

33
5

Методы познания окружающей природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты по исследованиюприродных
объектов и явлений.
Солнце – ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего
живого на Земле. Характеристика
планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как причина
смены дня и ночи. Обращение Земли
вокруг Солнца и смена времён года

Игра-соревнование по теме,
например, «Клуб астрономов»:
зададим друг другу вопросы
о Солнечной системе.
Обсуждение выступлений учащихся
(дифференцированное задание)
о планетах.
Рассматривание и обсуждение схемы
«Вращение Земли вокруг своей оси –
причина смены дня иночи»

Формы земной
поверхности.
Водоемы и их

9

Формы земной поверхности:
равнины, горы, холмы, овраги
(общее представление, условное

Работа с картой: равнины и горына
территории Российской
Федерации, крупнейшие реки и

2.2

разнообразие

2.3

Природные зоны
России: общее
представление,
основные природные
зоны

5

обозначение равнин и гор на карте).
Равнины и горы России.
Особенности поверхности родногокрая
(краткая характеристика на основе
наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море,
озеро, пруд, болото); река какводный
поток; использование рек
и водоёмов человеком. Крупнейшиереки
и озёра России, моря, омывающие её
берега, океаны.
Водоёмы и реки родного края
(названия, краткая характеристикана
основе наблюдений)

озёра; моря, омывающие Россию.
Описание объектов родного края:
название, место расположения, общая
характеристика Учебный диалог по
теме, например, «Как люди
используют водоёмы и рекидля
хозяйственной деятельности»

Природные зоны России: общее
представление, основные природныезоны
(климат, растительный и
животный мир, особенности труда ибыта
людей, влияние человека
на природу изучаемых зон, охрана
природы). Связи в природных зонах

Учебный диалог по теме, например,
«Почему меняются природные зоны?».
Коллективное формулирование вывода:
причинойсмены природных зон является
разная освещённость Солнцем
поверхности Земли.
Работа с текстом учебника: особенности
разных природных зон.Работа в паре:
анализ схем, иллюстраций по теме,
например,
«Какие организмы обитают

в природных зонах», составление
рассказа-рассуждения по теме,
например, «Как животные
приспосабливаются к условиям
жизни». Учебный диалог по теме,
например, «Экологические связи
в природной зоне». Моделирование
характерных цепей питания
в изучаемой природной зоне. Рассказ
учителя об освоении природных
богатств в природных
зонах и возникших вследствие этого
экологических проблемах.
Работа в группах: создание описания
одной из природных зон по
самостоятельно составленному плану (с
использованием дополнительной
информации, в томчисле из
информационнотелекоммуникационной сети
«Интернет»)

2.4

Природные и
культурные объекты
Всемирного наследия.
Экологические

5

Наиболее значимые природные
объекты списка Всемирного
наследия в России и за рубежом(2–3
объекта).
Некоторые доступные

Рассказ учителя, работа
с иллюстративным материалом:
природные объекты списка
Всемирного наследия в России и
за рубежом (например, в России –

проблемы

для понимания экологические проблемы
взаимодействия человекаи природы.
Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых,
растительного и
животного мира. Правила
нравственного поведения
в природе. Международная Краснаякнига
(отдельные примеры)

Итого по разделу:
24
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1 Здоровый образ
1
Здоровый образ жизни:
жизни: профилактика
профилактика вредных привычек.
вредных привычек
Влияние курения, употребления
алкоголя и наркотиков на жизнь и
здоровье человека

озеро Байкал, остров Врангеля,
вулканы Камчатки, Ленские столбы;в
мире – остров Пасхи (Чили); дорога
гигантов (Северная Ирландия); бухта
Халонг (Вьетнам);национальный парк
Тонгариро (Новая Зеландия).
Обсуждение результатов проектной
деятельности по теме, например,
«Объекты Всемирного наследияв
России и в мире».
Рассказ учителя о Международной
Красной книге. Работа в группах по
теме, например, «Составление памятки
«Правила поведения
в природе»

Учебный диалог по теме, например,
«Послушаем друг друга: как я
выполняю правила безопасной
жизни».
Анализ ситуаций по теме, например,
«Что может произойти, если…».
Обсуждение результатов работы
групп

Безопасностьв
городе.
Безопасность в сети
«Интернет»

4

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

5
6

3.2

Безопасность в городе (планирование
маршрутов с учётомтранспортной
инфраструктуры города; правила
безопасного поведения в общественных
местах,зонах отдыха, учреждениях
культуры).
Правила безопасного поведения
велосипедиста с учётом дорожных
знаков и разметки, сигналов и средств
защиты велосипедиста, правила
использования самоката идругих
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в Интернете
(поиск достоверной информации,
опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов)
в условиях контролируемого
доступа в Интернет

68

Работа в группах: составление текста
по теме, например, «Какиеопасности
можно встретить
на улице, в зонах отдыха,в
общественных местах».
Ролевая игра по теме, например,
«Знаем ли мы правила ездына
велосипеде» (роли:
велосипедисты, сотрудники ГИБДД,
маленькие дети).
Рассказ учителя по теме, например,
«Чем может быть опасна
информационнотелекоммуникационная сеть
«Интернет». Как правильно искать
информацию в информационнотелекоммуникационной сети
«Интернет»

СОГЛАСНОВАНО
Протокол заседания
МО учителей начальных классов
От ___________2023 года № 1
_____________ Юрьева И.В.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВ
______________ Новак Н.И.
_____________2023 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».