Рабочая программа по музыке 3-4

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени трижды Героя Советского Союза
Александра Ивановича Покрышкина станицы Должанской
муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08. 2023года протокол N 1
Председатель педагогического совета
________________ Барабаш О.Н

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По музыке
Уровень образования (класс)начальное общее образование ( 3-4 классы)
Количество часов - 68 часов
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и ФООП
с учётом авторской программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С.
Шмагиной, М:Просвещение, 2019 г.

Ι. Планируемые результаты освоения учебного курса по музыке.
Личностные
В результате изучения музыки на уровне начального общего образованияу
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) в области гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальныхсимволов и
традиций республик Российской Федерации;
проявление
интереса к освоению
музыкальных
традиций
своего края,
музыкальной культуры народов России;
уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
стремление
участвовать
в творческой
жизни
своей школы,
города,
республики;
2) в области духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности;
3) в области эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству
своего и других народов;
умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
4) в области научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной
картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в познании;
5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде и готовность к их выполнению;
бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в
музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей
музыкотерапии;
6) в области трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности;
7) в области экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения музыки на уровне начального общего образованияу
обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия,
универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные
действия.
Познавательные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать

основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому
признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения,
исполнительские составы);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить
по
предложенному
плану
опыт,
несложное
исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и
явлениями (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных
явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно илина основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности припоиске информации в Интернете;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую,информациюв соответствии
с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремитьсяпонять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (солоили в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;осознанно пользоваться
интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение
интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис целями и

условиями общения в знакомой среде;
проявлять
уважительное
отношение
к собеседнику,
соблюдать
правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;корректно и
аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к текстувыступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповойи
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболееэффективные
формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять
совместные
проектные,
творческие
задания
с
опорой на
предложенные образцы.
Универсальные регулятивные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;выстраивать
последовательность выбранных действий.
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесияи т.д.).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном
отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся,
освоившие
основную образовательную программу по музыке:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают
правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных
музыкальных инструментах;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают
разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут
назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,
аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к
расширению своего музыкального кругозора.
К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному

фольклору, русской музыке, народной музыке различныхрегионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения:
духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментовк
композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов –
народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при
исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождениеми без
сопровождения;
участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной,
танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:
различать на слух произведения классической музыки, называть автораи
произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и
называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях
композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения
(камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности,
приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и
чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от
музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на
основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы,исполнять песни,
посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие
красоту родной природы, выражающие разнообразныеэмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать
обобщённые жанровые сферы:
напевность (лирика), танцевальность
и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли,
эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке,
стремиться к развитиюи удовлетворению эстетических потребностей
К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других
стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам
духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных
традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные),
вычленять и называть типичные жанровые признаки.
К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится: определять
характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её

жизненное предназначение;исполнять доступные образцы духовной музыки;
рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной
традиции).
К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет,
оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее),
узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры
человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в
творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец,
художник и другие.
К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся
научится:
различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к
расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений,
исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады,
мюзикла, джаза);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной
характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально- выразительными
средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие,
низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и
различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые
музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастнуюрепризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать
различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Содержание учебного предмета
3 класс
Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности.
Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и
навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной
грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся,
педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников,
действующие лица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ.
Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и
т.д.).

Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта.
Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным
музыкально-театральным проектом.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание оркестровых
партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых
представлений в процессе работы над творческим проектом.
Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические каноны в сопровождении музыкального
проекта. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз в
размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато.
Слушание игры на элементарных музыкальных инструментах. Совершенствование навыка
импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах.
Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Широка страна моя родная
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре,
национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения.
Элементы двухголосия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров,
песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов.
Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.
Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в
сопровождении народных инструментов. Пение acapella, канонов, включение элементов двухголосия.
Разучивание песен по нотам.
Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших
инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных
инструментов в создании музыкального образа.
Хоровая планета
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление
хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски
Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хорап/у
А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого;
Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский,
женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический,
народный.
Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков, эмоциональновыразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых
произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия.
Мир оркестра
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды
инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано,
гитары и др.) и оркестра.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в
исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных

оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский
«Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и
другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка,
виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра
различных инструментов и оркестровых групп.
Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения
под фонограмму.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов.
Интервалы и трезвучия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные
трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в
коллективноммузицировании.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и
трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур
различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание
пройденных интервалов и трезвучий.
Формы и жанры в музыке
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение соединений
формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондопесня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых произведений,
написанных в форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное
слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной
и простой трехчастной формах и др.
Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх.
Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный аккомпанемент с применением
ритмического остинато, интервалов и трезвучий.
Слушание игры на элементарных музыкальных инструментах.
Сочинение элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах с применением пройденных
мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.
Я – артист
Сольное музицирование (вокальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта,
годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных
программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях,
посвященных праздникам, торжественным событиям.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо
совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и
т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические
эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Слушание
игры на элементарных музыкальных инструментах. Совершенствование навыка
импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального
материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша
школьная планета», «Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых уроков,
концертов.Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых
произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных
представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров,
реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение
ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
4 класс
Песни народов мира
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание,
структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей
песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм)
и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Слушание игры на элементарных музыкальных инструментах. Исполнение оркестровых партитур с
относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато /
партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и
др.).
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по
нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной
выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и
оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших
мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Слушание игры на элементарных музыкальных инструментах. Сочинение ритмических рисунков в
форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах.
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и

минорного трезвучий.
Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование
знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура.
Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых
возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры:
оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в
исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для
баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
Слушание игры на элементарных музыкальных инструментах.Слушание игры оркестровых партитур
с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями.
Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл.Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием
музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение
особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере.
Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство
художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А.
Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен.
Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки»,
английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о
композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоциональнообразного содержания музыкального сопровождения:
 характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
 создание эмоционального фона;
 выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры:
фильмы-сказки
«Морозко»
(режиссер
А.
Роу,
композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков),
«Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней
«Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссерованиматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др.
Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин),
«Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных
(ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.
Учимся, играя
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам,

конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение
на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей,
подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного
соревнования.
Я – артист
Сольное музицирование (вокальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта,
годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря
и другие), подготовка
концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам,
торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и музицирования и
отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах
и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические
эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных
ритмоформул.
Слушание игры на элементарных музыкальных инструментах.
Импровизация на элементарных музыкальных инструментах. Соревнование: «солист –солист».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкальнотеатрального репертуара, пройденных за весь период обучения.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального
материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических
композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты.
Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев,
подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание
музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты»,
«художники» и т.д

Тематическое планирование
3 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
учебного предмета

Количество
часов

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Модуль № 1 «Народная музыка России»
Край, в котором ты
1.1
1
живёшь

1.2

Русский фольклор

1

Программное
содержание

Музыкальные традиции
малой Родины. Песни,
обряды, музыкальные
инструменты

Русские народные песни
(трудовые, хороводные).
Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки,
считалки, прибаутки)

Основные виды деятельности обучающихся

Разучивание, исполнение образцов традиционного
фольклора своей местности,песен, посвящённых
своей малой родине, песен композиторовземляков; диалог
с учителем о музыкальных традициях своегородного
края; вариативно: просмотр видеофильма о культуре
родного края;
посещение краеведческого музея, концерта
этнографического спектакля
Разучивание, исполнение русских народныхпесен
разных жанров;
участие в коллективной традиционной
музыкальной игре;
сочинение мелодий, вокальная импровизацияна
основе текстов игрового детского фольклора;
вариативно: ритмическая импровизация,исполнение
аккомпанемента на простыударных (ложки) и духовых
(свирель) инструментах к изученным народным
песням

1.3

Русские народные
музыкальные
инструменты

1

Народные музыкальные
инструменты (балалайка,
рожок, свирель, гусли,
гармонь,ложки).
Инструментальные
наигрыши. Плясовые
мелодии

1.4

Жанры музыкального
фольклора

1

Фольклорные жанры, общие
для всех народов:
лирические, трудовые,
колыбельные песни,
танцы и пляски.
Традиционные
музыкальные
инструменты

Знакомство с внешним видом, особенностями
исполнения и звучания русских народных
инструментов; определение на слух тембров
инструментов;
классификация на группы духовых, ударных,
струнных;
музыкальная викторина на знание тембров
народных инструментов;
двигательная игра – импровизация-подражаниеигре на
музыкальных инструментах;
слушание фортепианных пьес композиторов,
исполнение песен, в которых присутствуют
звукоизобразительные элементы, подражание голосам
народных инструментов;
вариативно: просмотр видеофильма о русских
музыкальныхинструментах; посещение музыкального
или краеведческого музея; освоение простейших
навыков игры на свирели, ложках
Различение на слух контрастных по характеру
фольклорных жанров: колыбельная, трудовая,
лирическая, плясовая;
определение, характеристика типичных элементов
музыкального языка (темп, ритм,мелодия,
динамика), состава исполнителей;определение
тембра музыкальных инструментов, отнесение к
одной из групп (духовые, ударные, струнные);
разучивание, исполнение песен разных жанров,
относящихся к фольклору разных народов
Российской Федерации;
импровизации, сочинение к ним ритмических
аккомпанементов (звучащими жестами,
на ударных инструментах);
вариативно: исполнение на клавишных или духовых

инструментах (свирель) мелодий народных песен,
прослеживание мелодии по нотной записи
1.5

Фольклор народов
России

1

Музыкальные традиции,
особенности народной
музыки республик
Российской Федерации (по
выбору учителя может быть
представлена культура 2–3
регионов Российской
Федерации.Особое внимание
следует уделить как наиболее
распространённым чертам,
так и уникальным
самобытным явлениям,
например: тувинское
горловое пение,
кавказская лезгинка,
якутский варган,
пентатонные лады
в музыке республик
Поволжья, Сибири). Жанры,
интонации, музыкальные
инструменты,
музыканты-исполнители

Знакомство с особенностями музыкального фольклора
различных народностей РоссийскойФедерации;
определение характерных черт, характеристика
типичных элементов музыкального языка (ритм, лад,
интонации);
разучивание песен, танцев, импровизация ритмических
аккомпанементов на ударных инструментах;
вариативно: исполнение на доступных клавишных или
духовых инструментах(свирель) мелодий народных
песен, прослеживание мелодии по нотной записи;
творческие, исследовательские проекты, школьные
фестивали, посвящённые музыкальному творчеству
народов России

1.6

Фольклор в творчестве
профессиональных
музыкантов

Итого по модулю
6
Модуль № 2 «Классическая музыка»

1

Собиратели фольклора.
Народные мелодиив
обработке композиторов.
Народные жанры, интонации
как основадля
композиторского творчества

Диалог с учителем о значении фольклористики;чтение
учебных, популярных текстов
о собирателях фольклора;
слушание музыки, созданной композиторамина
основе народных жанров и интонаций; определение
приёмов обработки, развития народных мелодий;
разучивание, исполнение народных песенв
композиторской обработке; сравнение
звучания одних и тех же мелодий в народноми
композиторском варианте; обсуждение
аргументированных оценочных суждений
на основе сравнения; вариативно: аналогии с
изобразительным
искусством
–
сравнение
фотографий подлинных образцов народных
промыслов (гжель, хохлома, городецкая
роспись) с творчеством современных
художников, модельеров, дизайнеров,
работающих в соответствующих техниках
росписи

2.1

Композитор
исполнитель
слушатель

–
–

2.2

Композиторы – детям

1

Композитор.
Исполнитель.
Особенности их
деятельности,
творчества. Умение
слушать музыку.
Концерт, концертный зал.
Правила поведенияв
концертном зале

1

Детская музыка П.И.
Чайковского,С.С.
Прокофьева,
Д.Б. Кабалевского
и других композиторов.
Понятие жанра. Песня,
танец, марш

Просмотр видеозаписи концерта; слушание
музыки, рассматривание иллюстраций; диалог с
учителем по теме занятия; «Я – исполнитель»
(игра – имитацияисполнительских движений);
игра «Я – композитор» (сочинение небольших
попевок, мелодических фраз);
освоение правилповедения на концерте; вариативно: «Как
на концерте» – выступление учителя илиодноклассника,
обучающегося в музыкальнойшколе, с исполнением
краткого музыкальногопроизведения; посещение
концерта классической музыки
Слушание музыки, определение основного характера,
музыкально-выразительных средств,использованных
композитором;
подбор эпитетов, иллюстраций к музыке;
определение жанра;
музыкальная викторина;
вариативно: вокализация, исполнение мелодий
инструментальных пьес со словами;
разучивание, исполнение песен;
сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью
звучащих жестов или ударных и шумовых
инструментов) к пьесам маршевого итанцевального
характера

2.3

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано

1

2.4

Вокальная музыка

1

Рояль и пианино. История
изобретения фортепиано,
«секрет»названия
инструмента(форте +
пиано).
«Предки» и
«наследники» фортепиано
(клавесин,синтезатор)

Знакомство с многообразием красок фортепиано;
слушание фортепианных пьесв исполнении
известных пианистов;
«Я – пианист» – игра-имитация исполнительских
движений во время звучаниямузыки;
слушание детских пьес на фортепианов исполнении
учителя; демонстрация возможностей инструмента
(исполнение однойи той же пьесы тихо и громко, в
разных регистрах, разными штрихами);
вариативно: посещение концерта фортепианной музыки;
разбираем инструмент – наглядная демонстрация
внутреннего устройства акустического пианино;
«Паспорт инструмента» – исследовательская работа,
предполагающая подсчёт параметров (высота, ширина,
количество клавиш, педалей)
Человеческий голос –
Определение на слух типов человеческих голосов
самый совершенный
(детские, мужские, женские), тембровголосов
инструмент. Бережное
профессиональных вокалистов;
отношение к своему
знакомство с жанрами вокальной музыки; слушание
голосу. Известные певцы.
вокальных произведений композиторов-классиков;
Жанры вокальной музыки:
освоение комплекса дыхательных, артикуляционных
упражнений;
песни, вокализы, романсы,
арии из опер. Кантата., песня, вокальные упражнения на развитие гибкости голоса,
расширения его диапазона; проблемная ситуация: что
романс, вокализ, кант
значит красивое пение;
музыкальная
викторина
на
знание
вокальных
музыкальных произведений и их авторов;
разучивание, исполнение вокальных произведений
композиторов-классиков;
вариативно: посещение концерта вокальной музыки;
школьный конкурс юных вокалистов

2.5

Инструментальная
музыка

1

Жанры камерной
инструментальной
музыки: этюд, пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита.
Соната. Квартет

2.6

Русские композиторыклассики

1

Творчество выдающихся
отечественных
композиторов

Знакомство с жанрами камерной инструментальной
музыки; слушание произведений композиторовклассиков; определение комплекса выразительных
средств;описание своего впечатления от восприятия;
музыкальная викторина;
вариативно: посещение концерта инструментальной
музыки;
составление словарямузыкальных жанров
Знакомство с творчеством выдающихся композиторов,
отдельными фактами из ихбиографии;
слушание музыки;
фрагменты вокальных, инструментальных,симфонических
сочинений;
круг характерных образов (картины природы, народной
жизни, истории);
характеристика музыкальных образов, музыкальновыразительных средств; наблюдение за развитием
музыки; определение жанра, формы;
чтение учебных текстов и художественной литературы
биографического характера;
вокализация тем инструментальных сочинений;
разучивание, исполнение доступных вокальных
сочинений;
вариативно: посещение концерта; просмотр
биографического фильма

2.7

Европейские
композиторы-классики

2.8

Мастерство
исполнителя

1

1

Итого по модулю
8
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»

Творчество выдающихся
зарубежных
композиторов

Знакомство с творчеством выдающихся
композиторов, отдельными фактами из их
биографии; слушание музыки;
фрагменты вокальных, инструментальных,
симфонических сочинений;
круг характерных образов (картины природы,
народной жизни, истории);
характеристика музыкальных образов,
музыкально-выразительных средств;
наблюдение за развитием музыки; определениежанра,
формы; чтение учебных текстов и художественной
литературы биографического характера;
вокализация тем инструментальных сочинений;
разучивание, исполнение доступных вокальных
сочинений; вариативно: посещение концерта;
просмотр биографического фильма
Творчество выдающихся
Знакомство с творчеством выдающихся
исполнителей-певцов,
исполнителей классической музыки; изучение
инструменталистов,
программ, афиш консерватории,филармонии;
сравнение нескольких интерпретаций одногои того же
дирижёров.
Консерватория, филармония, произведения в исполнении разных музыкантов;
Конкурс имени П.И.
беседа на тему «Композитор – исполнитель –
Чайковского
слушатель»;
вариативно: посещение концерта классическоймузыки;
создание коллекции записей любимого
исполнителя

3.1

Музыкальные пейзажи

3.2

Танцы, игры и веселье

1

Образы природы
в музыке. Настроение
музыкальных пейзажей.
Чувства человека,
любующегося природой.
Музыка – выражение
глубоких чувств, тонких
оттенков настроения,
которые трудно
передать словами

1

Музыка – игра звуками.
Танец – искусство и радость
движения.
Примеры популярных
танцев

Слушание произведений программной музыки,
посвящённой образам природы;
подбор эпитетов для описания настроения,
характера музыки;
сопоставление музыки с произведениями
изобразительного искусства;
двигательная импровизация, пластическое
интонирование;
разучивание, одухотворенное исполнение песено
природе, её красоте;
вариативно: рисование «услышанных» пейзажей и (или)
абстрактная живопись – передача настроения цветом,
точками, линиями; игра-импровизация «Угадай моё
настроение»
Слушание, исполнение музыки скерцозного
характера;
разучивание, исполнение танцевальных
движений; танец-игра; рефлексия собственного
эмоционального состояния после участия
в танцевальных композициях и импровизациях;
проблемная ситуация: зачем люди танцуют;
ритмическая импровизация в стиле
определённого танцевального жанра

3.3

Музыка на войне,
музыка о войне

1

Итого по модулю

Чтение учебных и художественных текстов,
посвящённых песням Великой Отечественнойвойны;
слушание, исполнение песен Великой Отечественной
войны, знакомство с историейих сочинения и
исполнения;
обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства
вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка,
песни помогали российскому народу одержать победу в
ВеликойОтечественной войне?

3

Количество часов
по инвариантным модулям

17

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
4.1
Диалог культур
4

Итого по модулю
Модуль № 5 «Духовная музыка»

Военная тема в музыкальном
искусстве. Военные песни,
марши, интонации, ритмы,
тембры (призывная кварта,
пунктирный ритм, тембры
малого барабана, трубы).
ПесниВеликой Отечественной
войны – песни Великой
Победы

4

Образы, интонации фольклора Знакомство с творчеством композиторов; сравнение их
других народов и стран
сочинений с народной музыкой; определение формы,
в музыке отечественных и принципа
развития
фольклорного
музыкального
зарубежных композиторов
материала;
(в том числе образы других вокализация наиболее ярких тем инструментальных
культур в музыке русских сочинений;
композиторов
и
русские разучивание,
исполнение
доступных
вокальных
музыкальные
цитаты
в сочинений;
творчестве зарубежных
вариативно: исполнение на клавишных или духовых
композиторов)
инструментах композиторских мелодий, прослеживание
их по нотной записи; творческие, исследовательские
проекты, посвящённые выдающимся композиторам

5.1

Религиозные праздники

2

Итого по модулю
2
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
6.1
Патриотическая и народная 2
тема в театре и кино

Праздничная служба,
Слушание музыкальных фрагментов праздничных
богослужений, определение характера музыки, её
вокальная (в том числе
хоровая) музыка религиозного религиозного содержания;
содержания (по выбору: на
разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение
религиозных праздниках той доступных вокальных произведений духовной музыки;
конфессии, которая наиболее вариативно:
просмотр
фильма,
посвящённого
почитаема в данном регионе религиозным праздникам; посещение концерта духовной
Российской Федерации. В
музыки; исследовательские проекты, посвящённые
рамках православной
музыке религиозных праздников
традиции возможно
рассмотрение традиционных
праздников с точки зрения,
как религиозной символики,
так и фольклорных традиций
(например: Рождество,).
Рекомендуется знакомство с
фрагментами литургической
музыки русских
композиторов- классиков
(С.В. Рахманинова,
П.И. Чайковского
и других композиторов)

История создания, значение
музыкально- сценических и
экранных произведений,
посвящённых нашему народу,
его истории, теме служения
Отечеству. Фрагменты,

Чтение учебных и популярных текстов об истории
создания патриотических опер, фильмов, о творческих
поисках композиторов, создававших к ним музыку;
диалог с учителем;
просмотр
фрагментов
крупных
сценических
произведений, фильмов;

6.2

Сюжет музыкального
спектакля

6.3

Кто создаёт музыкальный
спектакль?

2

1

обсуждение характера героев и событий;
отдельные номера
проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка;
из опер, балетов, музыки к
разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране,
фильмам (например, опера
«Иван Сусанин» М.И. Глинки, исторических событиях и подвигах героев;
опера «Война и мир», музыка вариативно: посещение театра (кинотеатра) – просмотр
спектакля (фильма) патриотического содержания;
к кинофильму «Александр
Невский» С.С. Прокофьева,
участие в концерте, фестивале патриотической тематики
оперы «Борис Годунов»
и другие произведения)
Профессии
Диалог с учителем по поводу синкретичного характера
музыкального театра:
музыкальногоспектакля;
дирижёр, режиссёр, оперные знакомство с миром театральных профессий,
творчеством театральных режиссёров, художников;
певцы, балерины и
просмотр фрагментов одного итого же спектакля в
танцовщики,художники и
разных
постановках; обсуждение различий в
другие
оформлении, режиссуре;
создание эскизов костюмов и декораций к одному из
изученных музыкальныхспектаклей;
вариативно: виртуальный квест по музыкальному
театру
Профессии музыкального
театра: дирижёр, режиссёр,
оперные певцы, балерины и
танцовщики, художники и
другие

Диалог с учителем по поводу синкретичного характера
музыкального спектакля;
знакомство с миром театральных профессий, творчеством
театральных
режиссёров,
художников;
просмотр
фрагментов одного и того же спектакля в разных
постановках;
обсуждение различий в оформлении, режиссуре; создание
эскизов костюмов и декораций
к одному из изученных музыкальных
спектаклей;
вариативно:
виртуальный
квест
по
музыкальному театру

Итого по модулю
5
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
7.1
Исполнители современной 2
Творчество одного или
музыки
нескольких исполнителей
современной музыки,
популярных у молодёжи

7.2

Джаз

7.3

Электронные
музыкальные
инструменты

1

1

Просмотр видеоклипов современных исполнителей;
сравнение их композиций с другими направлениями и
стилями (классикой, духовной, народной музыкой);
вариативно: составление плейлиста, коллекции записей
современной музыки для друзей-других обучающихся
(для проведения совместного досуга);
съёмка собственного видеоклипа на музыку одной из
современных популярных композиций

Особенности джаза:
Знакомство с творчеством джазовых музыкантов;
импровизационность, ритм. узнавание, различение на слух джазовых композиций в
Музыкальные инструменты отличие от других музыкальных стилей и направлений;
джаза, особые приёмы игры на определение на слух тембров музыкальных инструментов,
них. Творчество джазовых
исполняющих джазовую композицию;
музыкантов (по выбору
вариативно: разучивание, исполнение песен в джазовых
учителя могут быть
ритмах;
представлены примеры
сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с
творчества всемирно
джазовым ритмом, синкопами;
известных джазовых)
составление плейлиста записей джазовых музыкантов
Современные
слушание музыкальных композиций в исполнении на
«двойники»
электронных музыкальныхинструментах;
классических
сравнение их звучания с акустическими инструментами,
музыкальных
обсуждениерезультатов сравнения; подбор электронных
инструментов: синтезатор,
тембров для создания музыки к фантастическому фильму;
электроннаяскрипка, гитара, вариативно: просмотр фильма об электронных
барабаны. Виртуальные
музыкальныхинструментах; создание электронной
музыкальные инструменты
композиции в компьютерных программах
в компьютерных
с готовыми семплами (например, Garage Band)
программах

Итого по модулю

4

Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
8.1
Интонация
1

8.2

Ритм

Итого по модулю
Количество часов
по вариативным модулям
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Выразительные и
изобразительные
интонации

1

2
17
34

Звуки длинные и
короткие (восьмые и
четвертные
длительности), такт,
тактовая черта

определение на слух, прослеживание по нотной
записи кратких интонаций изобразительного(ку-ку,
тик-так и другие) и выразительного(просьба, призыв
и другие) характера;
разучивание, исполнение попевок, вокальных
упражнений, песен, вокальные и инструментальные
импровизации на основе данных интонаций;
слушание фрагментов музыкальных произведений,
включающих примеры изобразительных интонаций
определение на слух, прослеживание по нотнойзаписи
ритмических рисунков, состоящих из различных
длительностей и пауз;
исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов
простых ритмов;
игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам, проговаривание
с использованием ритмослогов;
разучивание,исполнение на ударных инструментах
ритмической партитуры;
слушание музыкальных произведений с ярко
выраженным
ритмическим
рисунком,
воспроизведение ритма по памяти (хлопками)

4

КЛАСС

№ п/п Наименование
Количество
разделов и тем учебного часов
предмета
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Модуль № 1 «Народная музыка России»
1.1
Край, в котором ты живёшь
1

1.2

Первые артисты, народный
театр

1

1.3

Русские
народные
музыкальные инструменты

1

Программное содержание
Основные виды деятельности обучающихся

Музыкальные традиции малой Разучивание, исполнение образцов традиционного
Родины.
Песни,
обряды, фольклора своей местности, песен, посвящённых своей
музыкальные инструменты
малой родине, песен композиторов-земляков;
диалог с учителем о музыкальных традициях своего
родного края; вариативно: просмотр видеофильма о
культуре родного края; посещение краеведческого музея;
посещение этнографического спектакля, концерта
Скоморохи.
Ярмарочный Виды деятельности обучающихся: чтение учебных,
балаган. Вертеп
справочных текстов по теме; диалог с учителем;
разучивание, исполнение скоморошин;
вариативно: просмотр фильма (мультфильма), фрагмента
музыкального спектакля; творческий
проект – театрализованная постановка
Народные
музыкальные Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения
инструменты
(балалайка, и звучания русских народных инструментов; определение
рожок,
свирель,
гусли, на слух тембров инструментов;
гармонь, ложки).
классификация на группы духовых, ударных, струнных;
Инструментальные наигрыши. музыкальная викторина на знание тембров народных
Плясовые мелодии
инструментов; двигательная игра – импровизацияподражание игре на музыкальных инструментах;
слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение
песен, в которых присутствуют звукоизобразительные
элементы, подражание голосам народных инструментов;
вариативно:
просмотр
видеофильма
о
русских
музыкальных инструментах; посещение музыкального

или краеведческого музея; освоение простейших
навыков игры на свирели, ложках

1.4

Жанры
фольклора

музыкального

1.5

Фольклор народов России

1

1

Музыкальные
традиции, Знакомство с особенностями музыкального фольклора
особенности народной музыки различных народностей Российской Федерации;
республик
Российской
определение характерных черт, характеристика типичных
Федерации (по выбору учителя
может
быть
представлена элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации);
разучивание песен, танцев, импровизация ритмических
культура 2–3 регионов
Российской
Федерации. аккомпанементов на ударных инструментах;
Особое внимание следует вариативно: исполнение на доступных клавишных или
уделить
как
наиболее духовых инструментах (свирель) мелодий народных
распространённым чертам, так
песен, прослеживание мелодии по нотной записи;
иуникальным
самобытным
явлениям,
например: творческие, исследовательские проекты, школьные
фестивали, посвящённые музыкальному творчеству
тувинское горловое пение,
кавказская лезгинка, якутский народов России.
варган, пентатонные лады
в музыке республик Поволжья,
Сибири). Жанры, интонации,
музыкальные инструменты,
музыканты-исполнители
Музыкальные
традиции, Знакомство с особенностями музыкального фольклора
особенности народной музыки различных народностей Российской Федерации;
республик
Российской определение характерных черт, характеристика типичных
Федерации (по выбору учителя элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации);
может
быть
представлена разучивание песен, танцев, импровизация ритмических
культура 2–3 регионов
аккомпанементов на ударных инструментах;
Российской
Федерации. вариативно: исполнение на доступных клавишных или
Особое внимание следует духовых инструментах (свирель) мелодий народных
уделить
как
наиболее песен, прослеживание мелодии по нотной записи;
распространённым чертам, так творческие, исследовательские проекты, школьные
и уникальным самобытным фестивали, посвящённые музыкальному творчеству
явлениям,
например: народов России
тувинское горловое пение,
кавказская лезгинка, якутский
варган, пентатонные лады

в музыке республик Поволжья,
Сибири). Жанры, интонации,
музыкальные инструменты,
музыканты-исполнители

1.6

Фольклор
в
творчестве
профессиональных
музыкантов

Итого по модулю
7
Модуль № 2 «Классическая музыка»
2.1
Композиторы – детям

Собиратели фольклора.
Народные мелодии в
обработке композиторов.
Народные жанры, интонации
как основа для
композиторского творчества

2

1

Диалог с учителем о значении фольклористики; чтение
учебных, популярных текстов
о собирателях фольклора; слушание музыки, созданной
композиторами на основе народных жанров и интонаций;
определение приёмов обработки, развития народных
мелодий; разучивание, исполнение народных песен
в композиторской обработке;
сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и
композиторском
варианте;
обсуждение
аргументированных оценочных суждений на основе
сравнения; вариативно: аналогии с изобразительным
искусством – сравнение фотографий подлинных образцов
народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая
роспись) с творчеством современных художников,
модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих
техниках росписи

Детская музыка П.И.
Слушание музыки, определение основного характера,
Чайковского, С.С. Прокофьева, музыкально-выразительных средств, Использованных
Д.Б. Кабалевского и других
композитором; подбор эпитетов, иллюстраций к музыке;
композиторов. Понятие жанра. определение жанра; музыкальная викторина; вариативно:
Песня, танец, марш
вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес
со словами; разучивание, исполнение песен; сочинение
ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих
жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам
маршевого и танцевального характера

2.2

Оркестр

1

2.3

Вокальная музыка

1

2.4

Инструментальная музыка

1

2.5

Программная музыка

1

Оркестр – большой
коллектив музыкантов.
Дирижёр, партитура,
репетиция. Жанр
концерта – музыкальное
соревнование солиста
с оркестром

Слушание музыки в исполнении оркестра; просмотр
видеозаписи;
диалог с учителем о роли дирижёра,
«Я – дирижёр» – игра-имитация дирижёрских жестов во
время звучания музыки; разучивание и исполнение песен
соответствующей тематики;
вариативно: знакомство с принципом расположения
партий в партитуре; работа по группам – сочинение своего
варианта ритмической партитуры
Человеческий голос – самый Определение на слух типов человеческих голосов
совершенный инструмент.
(детские,
мужские,
женские),
тембров
голосов
Бережное отношение к своему профессиональных вокалистов;
голосу. Известные певцы.
знакомство с жанрами вокальной музыки; слушание
вокальных произведений
Жанры вокальной музыки:
песни, вокализы, романсы,
композиторов-классиков;
освоение
комплекса
арии из опер. Кантата. Песня, дыхательных, артикуляционных упражнений; вокальные
романс, вокализ, кант
упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его
диапазона; проблемная ситуация: что значит красивое
пение;
музыкальная
викторина
на
знание
вокальных
музыкальных произведений и их авторов; разучивание,
исполнение вокальных произведений композиторовклассиков; вариативно: посещение концерта вокальной
музыки; школьный конкурс юных вокалистов
Жанры камерной
Знакомство с жанрами камерной инструментальной
инструментальной музыки:
музыки;
этюд, пьеса. Альбом. Цикл.
слушание произведений композиторов- классиков;
Сюита. Соната. Квартет
определение комплекса выразительных средств;
описание своего впечатления от восприятия;
музыкальная викторина; вариативно: посещение концерта
инструментальной музыки;
составление словаря музыкальных жанров
Программное
название, Слушание
произведений
программной
музыки;
известный
сюжет, обсуждение музыкального образа, музыкальных средств,
литературный эпиграф
использованных композитором; вариативно: рисование
образов программной музыки; сочинение небольших
миниатюр (вокальные или инструментальные
импровизации) по заданной программе

2.6

Симфоническая музыка

2.7

Русские
классики

1

композиторы- 1

Симфонический
оркестр. Знакомство с составом симфонического оркестра,
Тембры, группы инструментов. группами инструментов; определение на слух тембров
Симфония,
симфоническая инструментов симфонического оркестра; слушание
картина
фрагментов симфонической музыки;
«дирижирование» оркестром; музыкальная викторина;
вариативно: посещение концерта симфонической музыки;
просмотр фильма об устройстве оркестра
Творчество выдающихся
Знакомство с творчеством выдающихся композиторов,
отечественных
отдельными фактами из их биографии; слушание музыки:
композиторов
фрагменты вокальных, инструментальных,
симфонических сочинений;
круг характерных образов (картины природы,
народной жизни, истории);
характеристика музыкальных образов, музыкальновыразительных средств;
наблюдение за развитием музыки;
определение жанра, формы;
чтение учебных текстов и художественной литературы
биографического характера;
вокализация тем инструментальных сочинений;
разучивание, исполнение доступных вокальных
сочинений;
вариативно: посещение концерта; просмотр
биографическогофильма

2.8

Европейские
композиторы-классики

2.9

Мастерство исполнителя

1

1

Итого по модулю
9
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
3.1
Искусство времени
1

Итого по модулю

1

Творчество выдающихся
зарубежных композиторов

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов,
отдельными фактами из их биографии; слушание музыки:
фрагменты вокальных, инструментальных,
симфонических сочинений;
круг характерных образов (картины природы, народной
жизни, истории);
характеристика музыкальных образов, музыкальновыразительных средств;
наблюдение за развитием музыки; определение жанра,
формы; чтение учебных текстов и художественной
литературы биографического характера; вокализация тем
инструментальных сочинений;
разучивание,
исполнение
доступных
вокальных
сочинений;
вариативно: посещение концерта;
просмотр биографического фильма

Творчество
выдающихся Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей
исполнителей-певцов,
классической музыки; изучение программ, афиш
инструменталистов,
консерватории, филармонии;
дирижёров.
сравнение нескольких интерпретаций одного и того же
Консерватория, филармония, произведения в исполнении разных музыкантов;
Конкурс
имени
П.И. беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»;
Чайковского
вариативно: посещение концерта классической музыки;
создание коллекции записей любимого
исполнителя

Музыка
–
временное Слушание, исполнение музыкальных произведений,
искусство. Погружение в поток передающих образ непрерывного движения; наблюдение
музыкального
звучания. за своими телесными реакциями (дыхание, пульс,
Музыкальные
образы мышечный тонус) при восприятии музыки; проблемная
движения,
изменения
и ситуация: как музыка воздействует на человека;
развития
вариативно:
программная
ритмическая
или
инструментальная импровизация «Поезд»,
«Космический корабль»

Количество часов
по инвариантным модулям

17

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Модуль №4 «Музыка народов мира»
4.1
Музыка стран
2
ближнего зарубежья

Знакомство с особенностями музыкального фольклора
Фольклор и
музыкальные традиции стран народов других стран; определение характерных черт,
ближнего зарубежья (песни, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад,
танцы, обычаи,
интонации); знакомство с внешним видом, особенностями
музыкальные
инструменты). исполнения и звучания народных инструментов;
Музыкальные традиции и определение на слух тембров инструментов;
праздники,
народные классификация на группы духовых, ударных, струнных;
инструменты и жанры.
музыкальная викторина на знание тембров народных
Славянские музыкальные
инструментов;
традиции. Кавказские мелодии двигательная игра – импровизация-подражание игре
и ритмы. Композиторы и
на музыкальных инструментах; сравнение интонаций,
музыканты-исполнители стран жанров, ладов, инструментов других народов с
ближнего зарубежья. Близость фольклорными элементами народов России;
музыкальной культуры этих разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение,
стран с российскими
импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с
республиками
помощью
звучащих
жестов
или
на
ударных
инструментах); вариативно: исполнение на клавишных
или
духовых
инструментах
народных мелодий,
прослеживание их по нотной записи;
творческие, исследовательские проекты, школьные
фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов
мира

дальнего

2

Итого по модулю
Модуль № 5 «Духовная музыка»

4

4.2

Музыка
стран
зарубежья

Музыка народов Европы.
Танцевальный и песенный
фольклор европейских
народов. Канон.
Странствующие музыканты.
Карнавал. Музыка Испании и
Латинской Америки.
Фламенко. Искусство игры на
гитаре, кастаньеты,
латиноамериканские ударные
инструменты. Танцевальные
жанры (по выбору учителя
могут быть представлены
болеро, фанданго, хота, танго,
самба, румба, ча-ча-ча, сальса,
босса-нова и другие).
Смешение традиций и культур
в музыке Северной Америки.
Музыка Японии и Китая.
Древние истоки
музыкальной культуры стран
Юго-Восточной Азии.
Императорские церемонии,
музыкальные инструменты.
Пентатоника.
Музыка Средней Азии.
Музыкальные традиции и
праздники, народные
инструменты и современные
исполнители Казахстана,
Киргизии, и других
стран региона

Знакомство с особенностями музыкального фольклора
народов других стран; определение характерных черт,
типичных элементов музыкального языка (ритм, лад,
интонации);
знакомство с внешним видом, особенностями исполнения
и звучания народных инструментов; определение на слух
тембров инструментов;
классификация на группы духовых, ударных, струнных;
музыкальная викторина на знание тембров народных
инструментов; двигательная игра – импровизацияподражание игре на музыкальных инструментах;
сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов
других народов с фольклорными элементами народов
России;
разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение,
импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с
помощью
звучащих
жестов
или
на
ударных
инструментах);
вариативно: исполнение на клавишных или духовых
инструментах народных мелодий,
прослеживание их по нотной записи; творческие,
исследовательские проекты, школьные фестивали,
посвящённые музыкальной культуре народов мира

5.1

Религиозные праздники

1

Итого по модулю
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
6.1
Музыкальная сказка
на сцене, на экране

1
1

Праздничная служба,
Слушание музыкальных фрагментов праздничных
вокальная (в том числе
богослужений, определение
хоровая) музыка религиозного характера музыки, её религиозного содержания;
содержания (по выбору:
разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение
на религиозных праздниках
доступных вокальных произведений духовной музыки;
той конфессии, которая
вариативно:
просмотр
фильма,
посвящённого
наиболее почитаема в данном религиозным праздникам; посещение концерта духовной
регионе Российской
музыки; исследовательские проекты, посвящённые
Федерации. В рамках
музыке религиозных праздников
православной традиции
возможно рассмотрение
традиционных праздников с
точки зрения, как религиозной
символики, так и фольклорных
традиций (например:
Рождество, Троица, Пасха).
Рекомендуется знакомство
с фрагментами литургической
музыки русских композиторовклассиков(С.В. Рахманинов,
П.И. Чайковский и других
композиторов)

Видео просмотр музыкальной сказки;
Характеры персонажей,
музыкально-выразительных
отражённые в музыке. Тембр обсуждение
средств,
голоса. Соло. Хор, ансамбль передающих повороты сюжета, характеры героев; игравикторина «Угадай по голосу»;
разучивание, исполнение отдельных номеров из детской
оперы, музыкальной сказки; вариативно: постановка
детской музыкальной сказки, спектакль для родителей;
творческийпроект «Озвучиваем мультфильм»

6.2

Театр оперы и балета

1

Особенности музыкальных
спектаклей. Балет. Опера.
Солисты, хор, оркестр,
дирижёр в музыкальном
спектакле

6.3

Балет.
Хореография
искусство танца

–

2

6.4

Опера. Главные герои и
номера оперного спектакля

2

Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами;
просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с
комментариями учителя;
определение особенностей балетного и оперного
спектакля;
тесты или кроссворды на освоение специальных
терминов;
танцевальная импровизация под музыку фрагмента
балета;
разучивание и исполнение доступного фрагмента,
обработки песни (хора из оперы);
«игра в дирижёра» – двигательная импровизация во время
слушания
оркестрового
фрагмента
музыкального
спектакля; вариативно: посещение спектакля или
экскурсия в местный музыкальный театр;
виртуальная экскурсия по Большому театру; рисование по
мотивам музыкального спектакля, создание афиши
Сольные номера и массовые Просмотр и обсуждение видеозаписей – знакомство с
сцены балетного спектакля. несколькими яркими сольными номерами и сценами из
Фрагменты, отдельные номера балетов русских композиторов;
из балетов отечественных
музыкальная викторина на знание балетной музыки;
композиторов
(например, вариативно: пропевание и исполнение ритмической
балеты П.И. Чайковского, С.С. партитуры – аккомпанемента к фрагменту балетной
Прокофьева, А.И. Хачатуряна, музыки; посещение балетного спектакля или просмотр
В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина) фильма- балета
Ария, хор, сцена, увертюра – Слушание фрагментов опер;
оркестровое
вступление. определение характера музыки сольной партии, роли и
Отдельные номера из опер выразительных средств оркестрового сопровождения;
русских и зарубежных
знакомство с тембрами голосов оперных певцов;
композиторов (по выбору освоение терминологии;
учителя
могут
быть звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний;
представлены фрагменты из разучивание, исполнение песни, хора из оперы;
опер Н.А. Римскогорисование героев, сцен из опер;
Корсакова («Садко»,«Сказка о вариативно: просмотр фильма-оперы; постановка детской
царе Салтане»,«Снегурочка»), оперы
М.И. Глинки («Руслан и
Людмила»), К.В. Глюка
(«Орфей и Эвридика»), Дж.

Верди и других композиторов)

6.5

Патриотическая и народная
тема в театре и кино

1

История создания, значение чтение учебных и популярных текстов об истории
музыкально- сценических и создания патриотических опер, фильмов, о творческих
экранных произведений,
поисках композиторов, создававших к ним музыку;
посвящённых нашему народу, диалог с учителем; просмотр фрагментов крупных
его истории, теме служения сценических произведений, фильмов;
Отечеству.
Фрагменты, обсуждение характера героев и событий;
отдельные номера из опер, проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка;
балетов, музыки к фильмам разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране,
(например,
опера
«Иван исторических событиях и подвигах героев;
Сусанин» М.И. Глинки, опера вариативно: посещение театра (кинотеатра) – просмотр
«Война и мир», музыка к спектакля (фильма) патриотического содержания; участие
кинофильму
«Александр в концерте, фестивале,конференции патриотической
Невский»С.С.
Прокофьева, тематики
оперы «Борис Годунов» и
другие произведения)

Итого по модулю
7
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
7.1
Современные обработки
1
Понятие
обработки, Различение музыки классической и её современной
творчество
современных обработки;
классической музыки
композиторов исполнителей, слушание обработок классической музыки, сравнение их с
обрабатывающих
оригиналом;
классическую
музыку. обсуждение
комплекса
выразительных
средств,
Проблемная ситуация: зачем наблюдение за изменением характера музыки; вокальное
музыканты делают
исполнение классических тем в сопровождении
обработки классики?
современного ритмизованного аккомпанемента

7.2

Джаз

1

Итого по модулю

2

Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
8.1
Интонация

8.2

Музыкальный язык

1

1

Особенности
джаза: Знакомство с творчеством джазовых музыкантов;
импровизационность,
ритм. узнавание, различение на слух джазовых композиций в
Музыкальные
инструменты отличие от других музыкальных стилей и направлений;
джаза, особые приёмы игры на определение на слух тембров музыкальных инструментов,
них. Творчество джазовых исполняющих джазовую композицию; вариативно:
музыкантов
(по
выборуразучивание, исполнение песен в джазовых ритмах;
учителя могут быть
сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с
представлены примеры
джазовым ритмом, синкопами; составление плейлиста,
творчества
всемирно коллекции записей джазовых музыкантов
известных джазовых)

Выразительные
изобразительные
интонации

и Определение на слух, прослеживание по нотной записи
кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и
другие) и выразительного(просьба, призыв и другие)
характера; разучивание, исполнение попевок, вокальных
упражнений, песен, вокальные и инструментальные
импровизации на основе данных интонаций; слушание
фрагментов музыкальных произведений, включающих
примеры изобразительных интонаций
Темп, тембр. Динамика (форте, Знакомство
с
элементами
музыкального
языка,
пиано,
крещендо, специальными терминами, их обозначением в нотной
диминуэндо).
Штрихи записи;
(стаккато, легато, акцент)
определение изученных элементов на слух при
восприятии музыкальных произведений;
наблюдение за изменением музыкального образа при
изменении элементов музыкального языка;
исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен
с ярко выраженными динамическими, темповыми,
штриховыми красками;
использование элементов музыкального языка для
создания определённого образа, настроения в вокальных и
инструментальных импровизациях;
вариативно: исполнение на клавишных или духовых
инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными
динамическими, темповыми, штриховыми красками;
исполнительская интерпретация на основе их изменения.
Составление музыкального словаря

Итого по модулю
Количество часов
по вариативным модулям
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического объединения
учителей начальных классов
от 29 августа 2023 г№ 1
_________________Юрьева И.В.

2
17
34

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
______________Новак Н.И.
29 августа
2023г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».