Рабочая программа по кубановедению 3-4 класс

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 ст.Должанской
муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года протокол№1
Председатель педагогического совета
_______________ О.Н.Барабаш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По кубановедению

Уровень образования (класс) начальное общее образование ( 3-4 классы)

Количество часов - 135 часов

Программа разработана в соответствии на основе ФГОС НОО, программы
для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края
«Кубановедение». Авторы – составители Ерёменко, Е.Н., Зыгина Н.М.,
Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. допущенной
департаментом образования и науки Краснодарского края.- Краснодар:
Перспективы образования, 2017г.

1

Ι.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Кубановедение»
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего
образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые
обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской,
проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к
памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении
своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися
социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о
литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе
бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т.
е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое
практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края,
изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в
обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания
как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе,
которая непосредственно окружает ребёнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников,
и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных
поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно
ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта
нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных
результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же
тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры
трудности изучаемого материала.

2

Планируем
ые
результаты
Личностны
е
результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

-формирование
основ
российской
гражданской
индентичности,
чувства гордости
за свою малую
родину,
российский
народ и историю
России, за свою
семью;
-положительное
отношение к
школе ,принятие
роли «хорошего
ученика»;
-понимание
чувств других
людей и
сопереживание
им;
-умение не
создавать
конфликтов и
находить
выходы из
спорных
ситуаций;

-осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности;
- развитие
этических чувств,
доброжелательност
и и эмоционально нравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей;
-формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни, наличие
мотивации к
творческому труду,
работе на
результат,
бережному
отношению к
материальным и
духовным
ценностям;
-формирование
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других
народов;
-наличие
мотивации к
творческому труду,
работе на
результат,
бережному
отношению к
материальным и
духовным
ценностям

-формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на свой
род в его
историческом и
культурном
ракурсе;
-развитие
самостоятельност
и и личной
ответственности
за свои поступки,
в том числе в
информационной
деятельности, на
основе
представлений о
нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения не
создавать
конфликтов и
находить выходы
из спорных
ситуаций
формирование
уважительного
отношения к
иному мнению,
истории и
культуре других
народов;

-формирование
уважительного
отношения к
иному мнению,
истории и
культуре
других
народов,
населяющих
Краснодарский
край;
формирование
целостного,
социально
ориентированн
ого взгляда на
мир в его
органичном
единстве и
разнообразии
природы,
народов,
культур и
религий
- развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения не
создавать
конфликтов и
находить
выходы из
спорных
ситуаций;
-развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
3

Регулятив
ные
универсаль
ные
учебные
действия

-проговаривать
последовательно
сть действий на
уроке;
-определять и
формулировать
цель
деятельности на
уроке с
помощью
учителя;

Познава
тельные
универсаль
ные
учебные
действия

-ориентироваться в
учебнике (на
развороте, в
оглавлении, в
условных
обозначениях);
-находить
ответы на
вопросы в
тексте,
иллюстрациях;

-использование
знаковосимволических
средств представления информации
для создания
моделей изучаемых
объектов и
процессов, схем
решения учебных и
практических
задач;
-использовать
пошаговый
контроль по
результату
-формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в ходе
исследовательской
деятельности в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации;
-установление
причинноследственных
связей;
-поиск и выделение
необходимой
информации из
различных
источников;
-устанавливать
аналогию;
-соблюдать нормы

-овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления;
-определять
наиболее
эффективные
способы
исследования для
достижения
результата;

-проводить
сравнение,
сериацию
,классификацию
по заданным
критериям;
-применение и
представление
информации;
-передача
информации(устн
ым, письменным,

чувствам
других людей,
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
социальных
ситуациях,
связанных с
исследовательс
кой
деятельностью
-принимать и
сохранять
учебную
задачу;
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспех
а учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать
даже в
ситуациях
неуспеха

-оценка
информации
(критическая
оценка, оценка
достоверности)
-строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных
4

-делать выводы
в результате
совместной
работы класса и
учителя;
-составлять
рассказы по
иллюстрации;
-освоение
начальных форм
познавательной
и личностной
рефлексии

информационной
изобретательности,
этики и этикета
-овладение
логическими
действиями
анализа, синтеза,
обобщения,
классификации по
родовидовым
признакам,
установлений
аналогий и
причинноследственных
связей, построения
рассуждений,
отнесения к
известным
понятиям

цифровым
способом)
-использование
знаковосимволических
средств
представления
информации для
создания
родового дерева,
герба семьи,
плана своего
населенного
пункта(улицы,
района)
-использование
различных
способов поиска(в
справочных
источниках и
открытом
учебном
информационном
пространстве сети
Интернет), сбора,
обработки,
анализа,
организации,
передачи и
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативны
ми,
познавательными
и
исследовательски
ми задачами, в
том числе умение
вводить текст с
помощью
клавиатуры,
фиксировать(запи
сывать) в
цифровой форме
измеряемые
величины и
анализировать
изображения,
звуки, готовить
свое выступление
и выступать с
аудио-,видео-

связей;
-активное
использование
речевых
средств и
средств
информационн
ых и
коммуникацио
нных
технологий для
решения
исследовательс
ких задач
-освоение
доступных
способов
изучения
природы и
истории
Кубани(наблюд
ение, запись,
сравнение,
классификация,
с получением
информации из
семейных
архивов, от
окружающих
людей, в
открытом
информационн
ом
пространстве)

5

Коммуника
тивные
универсаль
ные
учебные
действия

-слушать и
понимать речи
других;
-задавать
вопросы;
-осознанное
построение
речевых
высказываний в
соответствии с
задачами
коммуникации

-допускать
возможность
существования у
людей различных
точек зрения;
-готовность
слушать
собеседника и
вести диалог,
готовность
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою позицию

,фото,графическим
сопровождением
-строить
монологическое
высказывание;
-учитывать
разные мнения и
стремиться к
координации
различных
позиций;
-аргументация
своей точки
зрения и оценка
событий

-строить
понятные для
партера
высказывания,
учитывающие,
что партнер
знает и видит, а
что нет

Предметные результаты
1 класс
учащиеся должны знать/понимать:
• свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
• адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и
месторасположение;
• традиции своей школы;
• улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в
школу и обратно;
• основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего
населённого пункта;
• основные достопримечательности родного населённого пункта;
• профессии жителей своего города (села, станицы и др.);
• основных представителей растительного и животного мира своей местности
(ближайшее окружение);
учащиеся должны уметь
• выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях,
опасных для жизни;
• составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
• находить географические объекты на карте-схеме;
• реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект
2 класс
учащиеся должны знать:
• особенности времён года, характерные для своей местности;
• особенности рельефа своей местности;
• названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;
• названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей
местности, правила защитников природы;
• значение Красной книги Краснодарского края;
• особенности труда и быта земляков;
• родственные связи в семье, уклад семьи;
• герб, флаг, гимн Краснодарского края;
6

• кубанские песни, пословицы и поговорки;
• основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на
дорогах, у водоёмов, в школе;
• имена выдающихся людей своего района;
учащиеся должны уметь
• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые
объекты, свой населённый пункт;
• рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
• различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники;
лекарственные и ядовитые растения);
• выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия
флага, а также у водоёмов, в лесу, в горах.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для поиска и обработки дополнительной информации о растительном
и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на
Кубани, и т. д.; планирования и реализации индивидуального проекта.
3 класс
учащиеся должны знать:
• связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на
Кубани;
• природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и
культуры населения Краснодарского края;
• формы земной поверхности края;
• разновидности водоёмов края;
• особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
• названия и отличительные признаки наиболее распространённых в
Краснодарском крае растений и животных;
• герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города
(станицы), района;
• фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.;
учащиеся должны уметь
• определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для
человека животных;
• различать особо охраняемые растения и редких животных;
• ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
• объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия,
культурных и исторических достопримечательностей.
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью
наблюдения над особенностями труда и быта людей;
• выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
• соблюдения правил сбора грибов в своей местности;
• правильного поведения у водоёма в разное время года;
• бережного отношения к растениям и животным.
4 класс
учащиеся должны знать:
• природные зоны Краснодарского края;
• различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная,
историческая) и их отличительные особенности;
• природные богатства родного края и их использование человеком;
• символику Краснодарского края;
• органы местного самоуправления:
7

• даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);
• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию
Краснодарского края;
• достопримечательности края, своего района;
• наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и
культурной жизни Краснодарского края;
• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории
края;
• важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
• заповедники и заказники, находящиеся на территории края;
• фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;
учащиеся должны уметь
• определять местоположение Краснодарского края на карте России;
• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения;
• определять хронологическую последовательность основных событий
(исторических, культурных, спортивных);
• правильно называть памятники культуры и истории края;
• исполнять гимн Краснодарского края.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
• правильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна
Краснодарского края,
• соблюдения изученных правил безопасного поведения,
• исполнения знакомых народных песен,
• выполнения исследовательских и творческих проектов.
ΙΙ.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 часа)
Введение. Мой родной край (1 час)
Раздел 1.Я и моя семья (7 часов)
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и
увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.
Будем жить одной семьей ( творческий проект)
Раздел 2.Я и моя школа(6 часов)
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей
школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила
школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект)
Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов)
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на
которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд
жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. Какой я житель (исследовательский
проект)
Раздел 4.Я и природа вокруг меня (7 часов)
Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет. Забота о комнатных
растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники
о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок»
Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 часа)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи.
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час)
Раздел 1. «Природа моей местности» (12 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений
8

Часть 1: «Уж небо осенью дышало»
Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоемы моей
местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. Растительный мир моей
местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных
растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников
природы. Растения и животные в природе и жизни людей (исследовательский проект).
Раздел 2. «Населенные пункты» (6 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений
Часть 2: «3имушка-зима, зима снежная была»
Мой родной город(станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта.
История образования города (района). Глава города (района). Населённые пункты
Краснодарского края. Где я могу проводить свободное время (исследовательский проект).
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (11 часов)
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта.
Уклад кубанской семьи. Ремесла на Кубани. Труженики родной земли.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Профессии и место работы членов семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной
войны. Семья и семейные традиции.
Труд в моей семье (творческий проект)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!»
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа)
Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные
традиции моих земляков. Красный угол. Икона. «Нет больше той любви, чем жизнь отдать за
други своя»
3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край (1 час)
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила
безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир
Кубани Кубань-территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота
окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей
(творческий проект)
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте.
Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края: история
и современность. Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея. Без прошлого нет
настоящего(исследовательский проект)
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из
истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики.
Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет
переводу (проектная работа).
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа)
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины.
Подвиг материнства.
4 класс (34 часа)
Введение. Мой край на карте России (1 час)
Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» (9 часов)
9

Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные
лесничества. Естественные и искусственные водоемы. Использование и охрана водоёмов
Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса.
Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина,
мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных
богатств Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (13 часов).
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние
жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи
рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы.
Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические
источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные
письменные источники. Как изучают историю Кубани. Устная история родного края.
Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар –
административный центр Краснодарского края. Губернатор.
Проектная работа «Земля отцов - моя земля».
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (7 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки –
гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа)
Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и
духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани.
ΙΙΙ. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1 класс
Содержание
темы)

(разделы, Количество часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на
уровне универсальных учебных
всего ауд неауд
действий)
Введение
1
Мой родной край
1
1
Объяснять, что изучает кубановедение.
Характеризовать понятие «малая родина».
Называй край, район, населённый пункт, в
котором проживают.
Я и моя семья
7
Будем знакомы! Кто я? 1
1
Называть своё имя (полное, сокращённое,
Какой я?
уменьшительно-ласкательное),
называть
имена родных, одноклассников. Описывать
свой характер, рассказывать о своей мечте.
Анализировать способы разгадывания
ребусов. Составлять ребус своего имени
одним из способов.
Любимые занятия.
2
2
Составлять рассказ о своём любимом
занятии,
иллюстрировать
рассказ
рисунком, фотографией, видеозаписями.
Рассказывать
о
своём
участии
в
коллективных занятиях, анализировать
правила взаимодействия во время этих
занятий.
Моя семья.
1
1
Составлять рассказ о своей семье, называть
10

Обязанности
увлечения
семье.

и 1
в нашей

1

Семейные
традиции. 1
Праздники, которые мы
отмечаем вместе.

1

Будем
семьей
проект)

1

жить
одной 1
(творческий

Я и моя школа
6
Наша школа. Правила 1
поведения в школе.

1

Знакомство со школой. 1
Традиции нашей школы.

Школьные поручения и 1
обязанности.
Мой
режим дня.

её членов, описывать их. Изображать свою
семью.
Рассказывать
о
любимых
совместных занятиях, семейных играх.
Характеризовать понятия «обязанность» и
«увлечение».
Перечислять
домашние
обязанности
членов
своей
семьи.
Рассказывать о домашней работе, которую
умеют
выполнять.
Демонстрировать
умение
пользоваться
различными
инструментами,
предметами
быта.
Составлять рассказ об увлечениях в своей
семье.
Характеризовать
понятие
«традиция».
Сопоставлять семейные традиции с
временами года. Рассказывать о любимом
семейном празднике. Иллюстрировать
рассказ
рисунком,
фотографией.
Сопоставлять и сравнивать традиции
празднования одного и того же праздника в
разных семьях.
Участвовать в коллективном проекте.
Рассказывать о своей работе, анализировать
качество выполнения действий. Описывать
коллективный проект, оценивать участие
каждого.

1

1

Рассказывать о своей школе. Называть
отличия
различных
видов
школ
(спортивной, музыкальной, воскресной и
др.).
Рассказывать
о
школьных
принадлежностях, классифицировать их,
анализировать
способы
бережного
отношения к ним. Анализировать своё
поведение и других детей в школе,
сопоставлять с нормами. Составлять
правила поведения во время экскурсии по
школе.
Ходить
на
экскурсию
вместе
с
одноклассниками.
По
результатам
экскурсии записывать адрес школы,
отмечать
различные
кабинеты
и
помещения, объяснять их предназначение.
Обсуждать
с
одноклассниками
и
изображать символическое обозначение
своего кабинета. Анализировать своё
поведение во время экскурсии. Слушать
рассказ об истории своей школы, её
традициях.
Характеризовать понятие «поручение».
Анализировать деятельность в ходе
выполнения
школьных
поручений.
Оценивать
свои
возможности
и
обосновывать своё желание выполнять то
11

Мои
одноклассники. 2
Правила
школьной
дружбы.

2

Мы такие разные, но так 1
похожи
(творческий
проект)

1

или иное поручение. Анализировать
учебное и свободное время. Составлять
режим дня, сопоставлять свой режим с
нормами здорового образа жизни.
Называть имена своих одноклассников.
Характеризовать
общие
интересы,
совместные
занятия.
Обсуждать
с
одноклассниками
правила
школьной
дружбы. Анализировать своё поведение в
соответствии с этими правилами.
Объединяться в группы, руководствуясь
общими интересами. Участвовать в
групповом проекте. Определять свою часть
работы,
анализировать
качество
её
выполнения.

Я и мои родные места
8
Главный
город 1
Краснодарского края.

1

Достопримечательности. 1

1

Мой адрес. Улица, на 1
которой я живу.

1

Правила поведения в 2
общественных местах,
на улице, в транспорте.

1

1

Труд жителей моего 2
населённого
пункта.
Труд моих родных.

1

1

Слушать
рассказ
о
Краснодаре.
Рассказывать о своих впечатлениях с
опорой на фотографии, картинки, рисунки.
Характеризовать
понятие
«достопримечательность». Рассказывать об
известных
достопримечательностях
краснодарского края и своего района.
Описывать места отдыха своей семьи.
Участвовать в составлении плана рассказа
«Достопримечательности
нашего
населённого пункта».
Называть свой адрес. Описывать свою
улицу,
опираясь
на
наблюдения,
иллюстративный материал.
Анализировать опасности, подстерегающие
на
улице.
Проговаривать
правила
поведения пешехода. Описывать знаки
дорожного движения. Классифицировать
различные виды транспорта, описывать их.
Анализировать правила поведения в
общественном транспорте. Сопоставлять
своё поведение с нормами. Обсуждать
правила перехода через дорогу в
зависимости
от
вида
транспорта.
Составлять план безопасного движения из
дома в школу и обратно.
Описывать труд людей разных профессий.
Называть профессии своих родных,
рассказывать
об
особенности
их
деятельности.
Слушать
рассказы
представителей различных профессий.
Характеризовать
понятия
«индивидуальный» и «коллективный» труд.
Обсуждать с одноклассниками тему
бережного отношения к труду других
людей.
12

Какой
я
житель 1
(исследовательский
проект)

Я и природа вокруг 7
меня.
Растения и животные 2
вокруг меня. Что где
растет, кто, где живет?

1

1

Участвовать
в
групповом
проекте.
Отвечать на вопросы о своём населённом
пункте ( достопримечательности, памятные
места, парки и пр.). Рассказывать, как вести
себя на улице, в общественных местах, в
транспорте. Анализировать работу каждого
участника группы в соответствии с
поставленной целью.

1

Забота о комнатных 1
растениях и домашних
животных.

1

Красота природы моей 2
местности.
Поэты,
прозаики, художники о
красоте родного края.

1

1

Милый сердцу уголок 2
(творческая мастерская).

1

1

Духовные
истоки
Кубани
Семья.
Родители.
Родительская любовь и
благословение.
Традиции
казачьей
семьи
Наша
школа.
Воскресная
школа.
Светские
и
православные традиции
школы.
Достопримечательности.

Наблюдать во время экскурсии за погодой,
растительным
и
животным
миром.
Составлять
рассказ
об
увиденном.
Анализировать правила поведения во время
экскурсии на природу. Сопоставлять своё
поведение с нормами. Называть животных
своей местности. Составлять сообщение об
одном
из
них,
иллюстрировать
повествование рисунками, фотографиями.
Рассказывать об окружающих растениях,
классифицировать их.
Анализировать
способы
заботливого
отношения к комнатным растениям и
домашним животным. Наблюдать за
деятельностью ветеринара или слушать
рассказ о его деятельности.
Анализировать
различные
способы
описания красоты природы родного края.
Сопоставлять свои впечатления, мысли,
чувства с чувствами и мыслями других
людей.
Анализировать
произведения
художников, писателей, воспевающих
красоту родного края.
Выбирать для описания (рисования,
фотоизображения и др.) объект природы.
Анализировать
его
достоинства.
Использовать средства выразительности
речи и пр. для передачи своего отношения
к данному объекту.

4
1

1

Составлять рассказ о своей семье, называть
её членов, описывать их. Характеризовать
понятие «благословение».
Описывать традиции казачьей семьи.

1

1

1

1

Знать духовный смысл православных
традиций школы. Анализировать правила
поведения в воскресной школе.

1

1

Характеризовать

понятие

«духовные
13

Духовные святыни моей
малой Родины.

святыни». Анализировать святые места
Кубани.

2 класс
Содержание
(разделы, темы)
Введение
Символика района
(города), в
котором я живу.

Количество часов
Основные виды деятельности обучающихся (на
всего ауд неауд уровне универсальных учебных действий)
1
1
1
Осознать духовно-нравственный смысл понятия
«малая родина», характеризовать понятия
«гимн»,
«флаг»,
«герб».
Анализировать
символику своего района. Изображать флаг и
герб своего района(или делать аппликацию).
Демонстрировать знания правил поведения во
время слушания гимна.
моей 12

Природа
местности
Времена года на 1
Кубани

Годовой
1
исследовательский
проект
№1
сезонных
изменений. Часть
1:
«Уж
небо
осенью дышало».
Формы
земной
поверхности моей
местности
Водоемы моей
1
местности и их
обитатели. Правила
поведения у
водоёмов.

1

1

1

Растительный мир 2
моей местности

1

Лекарственные
растения. Правила
сбора и
использование
лекарственных

1

1

1

Анализировать сезонные изменения в природе и
жизни человека. Перечислить дары осени,
классифицировать
их
и
описывать.
Анализировать картины художников, составлять
натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его.
Совместно с учителем и одноклассниками
составлять план экскурсии. Анализировать
задания экскурсионного листа. Фиксировать
свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями
одноклассников.
Характеризовать
понятия:
горная и равнинная часть Краснодарского края,
физическая
карта
Краснодарского
края,
условные обозначения.

Перечислять названия известных водоёмов,
описывать занятия людей у водоёмов.
Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать
их основные характеристики. Показывать моря
на карте. Узнавать по описанию реку Кубань,
находить и называть города, расположенные на
её берегах. Называть водоёмы своей местности,
составлять
о
них
рассказ
по
плану.
Анализировать правила поведения у водоёмов.
Перечислять названия растений соей местности.
Классифицировать растения на группы.
Характеризовать культурные и дикорастущие
растения. Описывать растения различными
способами (научное описание, художественнопоэтическое). Иллюстрировать свой рассказ
фотографиями или рисунками.
Характеризовать
понятие
«лекарственные
растения». Перечислять лекарственные растения,
произрастающие на Кубани, анализировать
правила их сбора. Описывать способы
применения лекарственных растений.
14

растений.
Ядовитые
1
растения. Первая
помощь при
отравлении
ядовитыми
растениями.
Животный
мир 2
моей местности.

Красная
книга 1
Краснодарского
края.

Правила
защитников
природы.

1

Характеризовать понятие «ядовитые растения».
Определять их основные признаки. Перечислять
действия при оказании первой помощи при
отравлении растениями.

2

Перечислять
названия животных соей
местности. Классифицировать их. Составлять
рассказы о диких и домашних животных, искать
энциклопедической литературе необходимые
сведения о них. Анализировать внешний ид и
повадки животных, опираясь на художественные
произведений.
Катины
художников,
скульптурные
произведения.
Составлять
рассказы о своём любимом животном,
иллюстрируя рисунком или фотографией.
Знать названия некоторых растений и животных,
занесённых в Красная книга Краснодарского
края. Слушать рассказ учителя об исчезающих
животных
и
растениях
своего района.
Составлять сообщения об одном и них,
иллюстрируя
рассказ
фотографиями
или
рисунками.
Анализировать с одноклассниками правила
защитников
природы.
Рисовать
(делать
аппликации. Фотографии) условные обозначения
к данным правилам в виде запрещающих и
разрешающих знаков. Понимать важность
размещения таких знаков в различных
общественных местах.
Планировать и выполнять индивидуальный
проект. Анализировать значение растений и
животных в жизни человека. Создавать рекламу
какому-то изделию или продукту.

1

1

Растения
и 1
животные
в
природе и жизни
людей
(исследовательский
проект).
Населенные
6
пункты
Годовой
2
исследовательский
проект сезонных
изменений. Часть
2: «Зимушка-зима,
зима
снежная
была».
Улицы
моего населенного
пункта

1

1

1

1

Фиксировать
наблюдения
за
погодными
условиями. Перечислять признаки зимы,
описывать особенности зимы в Краснодарском
крае. Анализировать зимние занятия земляков.
Изучать произведения художников. писателей о
зиме. Называть улицы своего населённого
пункта, главную улицу . Классифицировать
названия по различным признакам.. Называть
фамилии людей, в честь которых названы
улицы. Рассказывать об одном из них.
Соотносить
различные
учреждения
(образовательные, спортивные. Культурные)с их
местом расположения. Выстраивать вместе с
учителем маршруты по улицам своего
15

История
1
образования города
(района).
Глава
города (района).
Населённые
1
пункты
Краснодарского
края.

1

Где
я
могу 2
проводить
свободное
время
(исследовательский
проект).
Труд и быт моих
11
земляков
Казачья станица. 1
Религиозные
традиции
моих
земляков.

1

Особенности
казачьего быта.

2

1

кубанской 1

1

Ремесла на Кубани. 1

1

Труженики родной 1
земли.

1

Уклад
семьи.

Годовой
1
исследовательский
проект
сезонных
изменений. Часть
3: «Ласточка с
весною в сени к
нам летит».

1

1

1

1

1

населённого пункта.
Слушать рассказ об истории образования своего
района, фиксировать дату образования с этими
событиями. Назвать главу района, описывать его
деятельность.
Характеризовать типы населённых пунктов:
«район», «город», «станица», «село», «хутор»,
«аул». Классифицировать населённые пункты
своего района. Находить различные типы
населённых пунктов на карте своего района,
называть их.
Участвовать в групповом проекте, выбрав
группу по схожим интересам. Описывать место
свободного времяпровождения, режим работы,
направленность.

Характеризовать понятия «станица», «хата».
Перечислить материалы для строительства хат
на Кубани, объяснять их выбор. Составлять
рассказ о строительстве турлучных и саманных
хат. Назвать храмы, культовые сооружения
религиозных конфессий своей местности.
Перечислять
календарные
православные
праздники. Составлять рассказ об одном из них.
Перечислять и описывать предметы казачьего
быта. Оценивать духовно-нравственный смысл
понятия
«кубанское
гостеприимство».
Исполнять
народную
песню.
Составлять
рецепты блюд кубанской кухни.
Характеризовать понятие «кубанская семья».
Рассказывать о её традициях и укладе.
Составлять рассказ о своей семье по плану,
иллюстрируя рисунком или фотографией.
Перечислять ремёсла, распространенные в своей
местности. Составлять рассказ об одном из
предметов быта, выполненном кубанскими
мастерами.
Описывать виды деятельности жителей своего
района.
Перечислять
основные
виды
производства. Профессии своих земляков.
Характеризовать их деятельность. Перечислять
знаменитых земляков. Определять понятие
«Доска почёта».
Фиксировать
наблюдения
за
погодными
условиями. Перечислять признаки весны,
описывать особенности весны в Краснодарском
крае.
Фиксировать
свои
наблюдения,
сопоставлять с наблюдениями одноклассников.
Перечислять предприятия, на которых побывал
во время экскурсии, профессии людей,
16

Профессии и место
работы
членов
семьи.

работающих на этих предприятиях. Описывать
деятельность одного из них. Анализировать
занятия земляков весной. Изучать произведения
художников. писателей о весне.
Слушать рассказы о Великой Отечественной
войне. Планировать беседу с родными и
близкими.

Мои земляки в
годы
Великой
Отечественной
войны.
Семья и семейные
традиции.

Рассказывать
своей семье, используя план.
Анализировать пословицы о семье. Выбирать
стихотворения кубанских поэтов о семье.
Выполнять
индивидуальный
проект.
Планировать свои действия, выполнять по
плану, анализировать и оценивать полученные
результаты.
Анализировать изученные темы, перечислять
темы, особа заинтересовавшие, а так же, которые
вызвали затруднение. Ставить цели изучения
кубановедения на следующий учебный год.
Планировать
самостоятельную
экскурсию,
анализируя экскурсионный лист.

Труд в моей семье
(творческий
проект)
Годовой
исследовательский
проект
сезонных
изменений. Часть
4:
«Здравствуй,
лето!»
Духовные истоки
Кубани
Родная
земля.
Родина.
Поклонные кресты.
Духовные родники
жизни.
Религиозные
традиции
моих
земляков.
Красный
угол.
Икона.

«Нет больше той
любви, чем жизнь
отдать за други
своя»

Содержание
(разделы, темы)
Введение
Изучаем родной
край

Нет в мире
краше Родины

4
1

1

1

1

1

1

1

1

Раскрывать значение родина. Определять
назначение
поклонных
крестов
и
их
происхождение.
Описывать религиозные традиции казаков.
Приводить примеры, высказывать своё мнение и
аргументировать его.

Определять понятия «красный угол», «икона».
Анализировать их значение для человека.
Рассказывать о значении веры в жизни каждого
человека.
Раскрывать значение дружбы. Определять роль
взаимопомощи по отношению друг к другу.

3 класс
Всего Количество Характеристика деятельности обучающихся
часов часов
ауд неауд
1
1
1
Знать название своего края. Рассказывать о том,
что было изучено. Знакомиться с учебным
пособием,
с
условными
обозначениями.
Составлять вопросы для викторины.
10
17

нашей.
Рельеф
Краснодарского
края

1

1

Природные
явления и
стихийные
бедствия. Правила
безопасного
поведения.

1

1

Водоёмы
Краснодарского
края

2

2

Растительный и
животный мир
Кубани.

2

1

Кубань –
1
территория
здоровья. Курорты
Краснодарского
края. Спорт,
туризм.
Красота
1
окружающего
мира: талантливые
люди о нашем
крае.
Нет в мире краше 2
Родины
нашей(проектная
работа)

1

Без прошлого нет 9
настоящего
Прошлое и
1
настоящее.

1

1

1

1

Характеризовать
рельеф
Краснодарского
края(возвышенности, низменности, равнины,
горы). Показывать на карте горную и равнинную
часть Краснодарского края.
Перечислять и характеризовать природные
явления, характерные для Краснодарского края
(дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Описывать
одно их них. Составлять календарь народных
примет;
перечислять
и
характеризовать
стихийные бедствия ( землетрясение, смерч,
наводнение, сель, бора). Обсуждать безопасное
поведение во время стихийного бедствия.
Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.
Перечислять водоёмы(
моря, реки, озёра,
плавни,
лиманы)Краснодарского
края,
показывать их на карте. Классифицировать
водоёмы ( солёные и пресные) Составлять
рассказ об одном из них с опорой на план.
Описывать растительный и животный мир с
опорой
на
карты-схемы;
сравнивать
растительность и животный мир равнинной и
горной
частей
Краснодарского
края;
характеризовать понятие «культурное растение»,
классифицировать
культурные
растения;
составлять рассказ об одном из них. Называть
грибы,
распространённые
на
территории
Краснодарского края. Рассказывать о правилах
сбора
Перечислять
и
характеризовать
курорты
Краснодарского края; показывать их на карте.
Составлять сообщение об одном из курортов,
используя свои наблюдения, материалы в СМИ
(в том числе Интернет).
Анализировать
творчество
писателей,
художников, которые старались передать
красоту родного края; характеризовать понятие
«талант».

1

Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире
краше Родины нашей». Анализировать картину
художника, высказывать своё мнение и
аргументировать его.

Характеризовать понятие «лента времени»;
определять последовательность исторических
18

«Лента времени»
Древние города.

1

1

История на карте. 2
Переселение
казаков на Кубань.

1

С верою в сердце.

1

1

Символика
Краснодарского
края. История и
современность.

1

1

Добрые соседи.
МайкопРеспублика
Адыгея.

1

1

Без прошлого нет
настоящего(иссле
довательская
работа)

2

1

Казачьему роду
нет переводу.
Твоя родословная.
История твоей
семьи.
Ты и твоё имя,
имена в твоей
семье.

10

Из истории
кубанских
фамилий.

1

1

1

1

1

1

1

1

событий, фиксировать их на «ленте времени».
Показывать
на
карте
местонахождение
древнегреческих
городов
(Горгиппия
и
Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени»
годы их основания. Описывать их, опираясь на
иллюстрацию, энциклопедический материал
.Показывать на исторической карте путь
переселения казаков с опорой на текст учебника.
Описывать
переселение
казаков
по
представлению. Называть новые станицы и
показывать их на карте. Рассказывать историю
основания своего населённого пункта. Чертить
план (схему) своего населённого пункта
(микрорайона, квартала, улицы), используя
условные обозначения.
Анализировать отличия православного храма от
культовых сооружений иных религий и других
архитектурных сооружений.
Рассказывать о
святом (или православном празднике), во имя
которого освящён храм (празднуется праздник) в
своём городе (районе).
Анализировать исторические факты, предметы,
традиции, отражённые в символике края. Знать
текст гимна Краснодарского края, правила
поведения во время исполнения гимна, поднятия
и спуска флага.
Осознавать
духовно-нравственный
смысл
понятия «дружба народов» Показывать на карте
Республику Адыгея и её столицу. Описывать
маршрут из своего населённого пункта в
Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год
основания Майкопа.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект «Лента
времени» Анализировать картину художника,
высказывать своё мнение и аргументировать его.

Составлять рассказ об истории своей семьи с
опорой на план. Рисовать
генеалогическое
дерево. Оформлять альбом «Моя родословная»
Рассказывать о своём имени, о его значении.
Слушать
рассказы
одноклассников
о
происхождении их имён. Составлять календарь
с именами родных и друзей.
Анализировать кубанские фамилии., фамилии
одноклассников. Классифицировать фамилии по
различным признакам. Рассказывать о значении
своей фамилии по результатам опроса родных,
.изучения словарей. Делать записи в альбоме»
19

Семейные
ценности. Мама.

1

1

Твои землякитруженики.

1

1

Кубанские
умельцы.

1

1

Народные обычаи
и традиции.

1

1

Казачий
фольклор.

1

1

Казачьему роду
нет
переводу(проектн
ая работа)

1

1

Духовные истоки
Кубани»
Святые источники
Кубани
Храмы.
Внутреннее и
внешнее
устройство
Именины.

4

Подвиг
материнства.

1

1

1

1

1

1

1

1

Моя родословная»
Характеризовать понятия «семейные ценности»,
«честь семьи и рода» с этической точки зрения.
Описывать ситуации, в которых выражаются
семейные ценности. Приводить примеры , когда
отстаивалась честь рода, семьи, Родины.
Используя различные источники информации
(рассказы взрослых, материалы СМИ и пр)
составлять рассказ о подвиге солдатских матерей
своего района, о матерях-героинях. Составлять
рассказ о своей маме на основе беседы с ней.
Анализировать и устанавливать связь между
природно
климатическими
условиями
Краснодарского края и занятиями его жителей.
Рассказывать об известных людях трудаземляках, опираясь на заметки в СМИ . Сочинять
сказку.
Перечислять ремёсла, распространённые на
Кубани . Составлять рекламу изделиям народноприкладного искусства.
Рассказывать, какими ремёслами владеют
родные и близкие.
Характеризовать народные обычаи и традиции.
Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций,
пришедших из глубины веков и оставшихся в
нашей жизни до сегодняшних дней; делать
записи в альбоме «Моя родословная».
Перечислять
основные
виды
фольклора,
распространённые на Кубани.
Подбирать
примеры. Рассказывать правила народной игры.
Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Отвечать на вопросы,
выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и анализировать проект «Моя семья
в истории Кубани» Анализировать скульптуру,
высказывать своё мнение и аргументировать его.

Характеризовать понятие «святые источники».
Анализировать святые источники Кубани.
Характеризовать
внутреннее
и
внешнее
устройство храма. Рассказывать о значении
храма в жизни каждого человека.
Характеризовать
понятие
«именины».
Приводить примеры празднования именин на
Кубани.
Высказывать
своё
мнение
и
аргументировать его.
Характеризовать понятие «подвиг». Приводить
примеры подвига кубанских матерей в годы
ВОВ.
20

Составлять рассказ о подвиге солдатских
матерей своего района, о матерях-героинях.
Составлять рассказ о своей маме на основе
беседы с ней.

Содержание
(раздел, темы)

Введение
Мой край на карте России.

Класс 4
Количество часов

всег
о
1
1

ауд.

внеауд.

1

Определять
месторасположение
Краснодарского края по отношению к
другим регионам, странам. Определять
регионы,
соседствующие
с
Краснодарским краем. Знать о видах
связи (железнодорожная и воздушная) с
другими регионами нашей страны.

1

Перечислять
природные
зоны
Краснодарского края (степи, лесостепи,
леса, субтропики, субальпийские и
альпийские
луга,
вечные
снега).
Описывать одну из них. Выбирать способ
исследования и определять природную
зону своей местности, составлять рассказ
о природной зоне своей местности,
иллюстрируя
его
рисунками,
фотографиями.
Определять
по
карте территорию
Кавказского
государственного
природного биосферного заповедника.
Рассказывать о заказниках и их значении
для жизни животных. Анализировать
действия земляков по сохранению
лесных богатств края.
Называть и показывать на карте
Краснодарского
края
водоёмы.
Анализировать их роль в жизни людей
(перевозка людей и грузов, ловля рыбы,
разведение птицы, отдых людей).
Определять
пользу
водоёмов.
Характеризовать
понятия
«естественный»
и
«искусственный»
водоёмы.
Находить
и
обсуждать
причины,
которые
приводят
к
загрязнению водоёмов. Анализировать и
определять степень своего участия в
очистке водоёмов.
Характеризовать основные типы почв,

Береги землю родимую,
как мать любимую
Природные зоны края.

9

Заказники. Школьные
лесничества.

1

Роль водоёмов в природе и
жизни человека.
Использование и охрана
водоёмов.

1

1

Типы почв. Защита и

1

1

1

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне универсальных
учебных действий)

21

охрана почв.

Полезные ископаемые края,
их использование.

1

1

Значение природных
богатств Краснодарского
края для жителей России.

2

1

1

Береги землю родимую, как
мать любимую (проектная
работа).

2

1

1

Земля отцов – моя земля
Как изучают историю
Кубани: исторические
источники.

13
1

1

История Кубани в
архитектуре. Жилища
людей разных эпох.

1

1

распространённые в Краснодарском крае.
Показывать
территорию
их
распространения
на
карте-схеме.
Собирать и анализировать образцы почв.
Характеризовать значение почвы для
человека, пользу которую приносят
почвы Краснодарского края стране.
Анализировать
различные
меры,
принимаемые в борьбе с ветровой и
водной эрозией (в том числе лесополоса).
Составлять письменный рассказ –
заметку в газету об охране и защите почв
с иллюстрациями.
Перечислять полезные ископаемые и
показывать их местонахождение на карте
(нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс,
известняк).
Описывать
области
применения
полезных
ископаемых.
Показывать на карте районы, где
найдены целебные источники и грязи.
Характеризовать понятие «природные
богатства». Анализировать их значение
для
жителей
страны.
Объяснять
необходимость бережного отношения
человека к природным богатствам.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом
учебника, своими наблюдениями и
исследованиями.
Планировать
и
реализовывать проект «Книга для гостей
нашего края». Оформлять выставку
плакатов «Защитим природу родного
края».
Анализировать
скульптуру
художника, высказывать своё мнение и
аргументировать его.
Исследовать
и
характеризовать
исторические источники. Объяснять
понятие «вещественные исторические
источники», приводить примеры таких
источников. Рассказывать о работе
археологов,
понимать
значение
археологических
исследований
для
исторической науки. Называть наиболее
известные археологические раскопки на
территории
края.
Представлять
современные
вещи
в
качестве
вещественных источников для будущих
исследователей.
Анализировать архитектурный объект с
точки
зрения
вещественного
исторического источника. Показывать на
карте значимые в истории края объекты:
22

Екатеринодар – Краснодар.
Современный облик
административного центра.

1

1

Вещи рассказывают о
прошлом. Предметы быта
различных эпох.

2

1

Народные ремёсла и
промыслы на Кубани.

1

1

Письменные исторические
источники. История Кубани
в документах,
литературных, научных
источниках.
Символика Краснодарского
края: гербы городов и
районов.

1

1

1

1

Устная история родного
края.

1

1

Обычаи и традиции
народов, живущих на
Кубани.

1

1

Земля отцов – моя земля
(проектная работа).

2

1

1

1

стоянку древнего человека (п. Ильский),
меотское городище (ст. Елизаветинская),
выставочный
комплекс
«Атамань»
(ст.Тамань). Описывать и сравнивать
жилища людей разных эпох.
Рассказывать об истории главного города
Краснодарского
края,
используя
различные исторические источники.
Характеризовать
понятие
«административный центр». Понимать
значение
реконструкции
и
восстановления памятников архитектуры.
Описывать старинные архитектурные
здания своего района, рассказывать об
одном из них.
Знать
историю
образования
Краснодарского
государственного
историко-археологического
музеязаповедника
им.
Е.Д.
Фелицына.
Сопоставлять предметы быта различных
эпох.
Сопоставлять
место
проживания,
географические особенности с видом
народно-прикладного
искусства,
распространённого в данной местности.
Составлять вопросы для интервью с
народными умельцами. Наблюдать за их
работой и описывать её.
Исследовать
и
характеризовать
письменные исторические источники.
Представлять современные записи в
качестве данного вида источников в
будущем.
Анализировать
символические
изображения.
Понимать
значение
символов, изображённых на гербах
городов и районов Краснодарского края.
Знать и описывать герб своего района
(города).
Определять, каким образом отразились
культурные и исторические традиции в
устном народном творчестве.
Планировать и реализовывать проект «
Мы – дети Кубани» на основе изучения
обычаев и традиций народностей,
представители которых живут, работают
и учатся в данной школе.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом
учебника, своими наблюдениями и
исследованиями.
Планировать
и
реализовывать проект «Письменный
23

исторический источник». Анализировать
произведения живописи.
Жизнь дана на добрые
дела
Просветители земли
Кубанской.

8
1

1

Защитники Отечества.

1

1

Труженики полей.

1

1

Радетели земли кубанской.
Наши земляки – гордость
страны.

2

2

Ты – наследник земли
отцов.

1

1

Жизнь дана на добрые дела
(проектная работа).

2

2

Духовные истоки Кубани
Библия. Библиотеки.

4
1

1

Фиксировать на «ленте времени» год
основания первой школы на Кубани.
Сопоставлять
школьные
предметы,
принадлежности,
особенности
современной школы и той, в которой
учились
предки.
Анализировать
причины, изменившие школу.
Рассказывать
о
героях
Великой
Отечественной
войны,
тыла.
Планировать и реализовывать проект
«Книга славы». Фиксировать на «ленте
времени» дату освобождения края
(своего населённого пункта) от немецкофашистских захватчиков.
Составлять рассказ о людях труда.
Анализировать
качества
учёныхселекционеров,
позволивших
им
добиться
мировой
известности.
Составлять статью «Герои кубанских
полей» с опорой на СМИ, рассказы
очевидцев, свои наблюдения.
Характеризовать нравственный смысл
понятий «гордость страны», «радетели
земли
кубанской».
Составлять
энциклопедическую статью об одном из
выдающихся земляков, объединив статьи
одноклассников,
создавать
энциклопедию
«Радетели
земли
кубанской» ( по выбору: о выдающихся
деятелях науки, образования, искусства,
культуры,
космонавтах,
врачах,
спортсменах, политиках).
Определять и обосновывать цели на
будущее. Сопоставлять свои цели с
целями общества, в котором живёшь.
Обозначать степень ответственности за
сохранение культурно –исторического
наследия.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом
учебника, своими наблюдениями и
исследованиями.
Планировать
и
реализовывать проект «Письмо моим
наследникам». Анализировать картину
художника, высказывать своё мнение и
аргументировать его.
Характеризовать

понятия

«Библия»,
24

Культурное наследие
Кубани.

1

1

Музеи – хранители
материальной и духовной
культуры.

1

1

Я как хранитель духовного
наследия Кубани. 10
заповедей.

1

1

Итого

34

СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 заседания
методического объединения
учителей начальных классов СОШ №25
от 29 августа 2023 г.
___________________Юрьева И.В.

«библиотеки».
Анализировать
их
значение для человека. Объяснять
необходимость бережного отношения
человека к миру.
Характеризовать нравственный смысл
понятия «культурное наследие», отвечать
на вопросы, выполнять задания.
Определять и обосновывать цели на
будущее. Сопоставлять свои цели с
целями общества, в котором живёшь.
Обозначать степень ответственности за
сохранение культурно –исторического
наследия.
Составлять рассказ о духовном наследии.
Анализировать
свои
поступки.
Определять и обосновывать цели на
будущее.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_____ Новак Н.И.
29.08.2023г

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».