химия 11 класс

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25имени трижды Героя Советского Союза
Александра Ивановича Покрышкина станицы Должанской
муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «30» августа 2023 года протокол №1
Председатель педагогического совета
__________________Барабаш О.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По химии
Уровень образования (класс) среднее общее образование (11 класс)
Количество часов 68 (2 ч в неделю)
Учитель Минина Надежда Евгеньевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО
с учётом Примерной ООП СОО и авторской программы по химии В.В. Ерёмина, А.А.
Дроздова, Э.Ю. Керимова к линии УМК В.В. Лунина. Авторы-составители В. В. Еремин,
А. А. Дроздов, И. В. Еремина, Э. Ю. Керимов. - М.: Дрофа, 2017.
С учётом УМК: Химия: Базовый уровень: 11 класс: учебник. Авторы: В.В. Еремин, Н.Е.
Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. - М.: Дрофа, 2020.

1. Планируемые результаты освоения курса химии
Освоение учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования
должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов:
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание)
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта;
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания):
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
8. Экологическое воспитание:
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения курса химии основного общего образования
должны отражать:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах,
их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений неорганических и органических
веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление
представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и
окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также
зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ:
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов
с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и
экологических катастроф.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на
базовом уровне
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего

образования
выпускник на базовом уровне научится:
— раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
— демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
— раскрывать на примерах положения теории химического строения А. М. Бутлерова;
— понимать физический смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и на его
основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими
веществ от электронного строения атомов;
— объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их
составе и строении;
— применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
— составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
— характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
— приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и
объяснения области применения;
— прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о
типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
— использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
— приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
— проводить опыты по распознаванию органических веществ — глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков — в составе пищевых продуктов и косметических средств;
— владеть правилами и приемами безопасной работы при работе с химическими
веществами и лабораторным оборудованием;
— устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
— приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
— приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
— приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические
свойства простых веществ — металлов и неметаллов;
— проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов,
входящих в его состав;
— владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
— осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
— критически
оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета,

научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях
выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
— представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на
различных исторических этапах ее развития;
— использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических
веществ;
— объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной с целью определения химической активности
веществ;
— устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования
принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
— находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и
фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
химических знаний.
2. Содержание курса химии
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная
конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация
химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических
уровней атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической
связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от
типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации
реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия
катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных
факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для
создания оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсные системы.
Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах
электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение
гидролиза в биологических обменных процессах. Окислительновосстановительные
реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ - металлов главных и
побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы,
азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты
металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в
промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование
химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного

познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и
факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с
бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и
косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства
защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и
попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка.
Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при
нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники
энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных
материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического
загрязнения.
11 КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (68 ч)
Вещество (16 ч)
Строение вещества. Важнейшие понятия химии: атом, молекула, относительная
атомная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, молярная масса
вещества. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Неорганические и
органические вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Современная модель строения атома. Ядро атома. Протоны. Нейтроны. Изотопы.
Атомная орбиталь. s-, p-, d-, /-орбитали. Строение электронных оболочек атома.
Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов.
Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения
энергетических уровней атомов d-элементов.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Периодический
закон Д. И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д. И. Менделеева.
Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений (высших
оксидов и гидроксидов) по периодам и группам Периодической системы (на примере
элементов малых периодов и главных подгрупп).
Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Типы
химической связи (ковалентная, ионная, металлическая). Ковалентная связь (неполярная и
полярная). Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной
связи. Ионная связь и механизм ее образования. Металлическая связь. Кристаллические и
аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная,
металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической
решетки. Водородная связь. Причины многообразия веществ.
Растворы. Растворимость твердых веществ, жидкостей и газов в воде.
Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Понятие о кристаллогидратах.
Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля растворенного вещества.

Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Истинные растворы. Взвеси (суспензии и
эмульсии). Золи, гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Примеры коллоидных систем в
повседневной жизни.
Электролитическая диссоциация. Электролиты. Ионы (катионы и анионы). Степень
диссоциации. Сильные и слабые электролиты, особенность их диссоциации. Определение
важнейших классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей) в
свете теории электролитической диссоциации. Диссоциация воды. Кислотность среды
(кислотная, нейтральная и щелочная среда). Водородный показатель. pH раствора как
показатель кислотности среды. Индикаторы (универсальный, лакмус, метилоранж и
фенолфталеин).
Химические реакции (20 ч)
Уравнения химических реакций и расчеты по ним. Расчет молярной массы
вещества. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества
по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации
реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия
катализатора. Катализ. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием
различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление,
температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов.
Принцип Ле Шателье.
Реакции в растворах электролитов. Реакции ионного обмена. Условия протекания
реакций ионного обмена. Качественные реакции. Понятие об аналитической химии.
Гидролиз солей. Гидролиз по катиону, по аниону, по катиону и по аниону. Реакция
среды водных растворов солей. Обратимый и необратимый гидролиз солей. Значение
гидролиза в биологических обменных процессах.
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления.
Окислитель и восстановитель. Типичные окислители и восстановители. Гальванические
элементы и аккумуляторы. Окислительно-восстановительные реакции в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Электролиз растворов и
расплавов. Применение электролиза в промышленности.
Демонстрации. 25(1)4 Различные формы Периодической системы Д. И.
Менделеева. 26(2). Получение и перекристаллизация иодида свинца (II) («золотой
дождь»). 27(3). Эффект Тиндаля. 28(4). Электропроводность растворов электролитов.
29(5). Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от
разбавления раствора. 30(6). Определение кислотности среды с помощью универсального
индикатора. 31(7). Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа
или воды. 32(8). Гидролиз солей. 33(9). Медно-цинковый гальванический элемент. 34(10).
Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов
различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами)
цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором
соляной кислоты. 35(11).
Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ и
температуры на примере взаимодействия растворов серной кислоты с растворами
тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. 36(12). Зависимость
скорости реакции от катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью
неорганических катализаторов и природных объектов, содержащих каталазу.
Лабораторные опыты. 12(1). Водородный показатель. 13(2). Признаки протекания
химических реакций. 14(3). Условия протекания реакций ионного обмена. 15(4). Качественные реакции. 16(5). Окислительно-восстановительные реакции. 17(6). Скорость
химической реакции. 18(7). Химическое равновесие.

Контрольная работа № 3(1). «Вещество. Химические реакции».
1
В скобках указана нумерация для 11 класса.
Неорганическая химия (14ч)
Классификация неорганических веществ.
Простые вещества — неметаллы. Физические свойства неметаллов. Аллотропия.
Химические
свойства
неметаллов
на
примере
галогенов.
Окислительновосстановительные свойства водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами.
Неметаллы как типичные окислители. Свойства неметаллов как восстановителей.
Простые вещества — металлы. Положение металлов в Периодической системе.
Физические свойства металлов. Общие свойства металлов. Сплавы. Химические свойства
металлов. Окислительно-восстановительные свойства металлов главных и побочных
подгрупп (медь, железо). Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и
растворами солей. Электрохимический ряд напряжений металлов Н. А. Бекетова (ряд
стандартных электродных потенциалов). Окраска пламени соединениями металлов.
Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс. Виды коррозии.
Способы защиты металлов от коррозии.
Металлы в природе. Получение металлов. Металлургия. Черная и цветная
металлургия. Производство чугуна, алюминия.
Демонстрации. 37(13). Взаимодействие бромной воды с иодидом калия. 38(14).
Взаимодействие алюминия с иодом. 39(15). Взаимодействие меди с концентрированной
азотной кислотой. 40(16). Алюмотермия.
Лабораторные опыты. 19(8). Ознакомление со свойствами неметаллов. 20(9).
Вытеснение галогенов из растворов их солей. 21(10). Ознакомление со свойствами
металлов и сплавов. 22(11). Окраска пламени солями металлов.
Научные основы химического производства (10 ч)
Научные принципы организации химического производства. Производство серной
кислоты.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и
переработка. Перегонка и крекинг нефти. Нефтепродукты. Понятие о пиролизе и
риформинге. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке
и транспортировке нефтепродуктов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и
использова ние. Топливо, его виды. Твердые виды топлива: древесина, древесный, бурый
и каменный уголь, торф. Альтернативные источники энергии.
Химия и жизнь (8 ч)
Химия и здоровье. Химия пищи. Рациональное питание. Пищевые добавки.
Лекарственные средства. Понятие о фармацевтической химии и фармакологии.
Лекарства: противовоспалительные (сульфаниламидные препараты, антибиотики),
анальгетики ненаркотические (аспирин, анальгин, парацетамол) и наркотические,
вяжущие средства, стероидные. Гормоны. Ферменты, витамины, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и
факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Косметические и парфюмерные средства.
Бытовая химия. Моющие и чистящие средства. Мыло. Стиральные порошки.
Отбеливатели. Средства личной гигиены. Средства борьбы с бытовыми насекомыми:
репелленты, инсектициды. Правила безопасной работы с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Химия в строительстве. Гипс. Известь. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных
строительных материалов в практической деятельности человека.
Химия в сельском хозяйстве. Минеральные и органические удобрения. Средства
защиты растений.
Неорганические материалы. Стекло и керамика.

Пигменты и краски.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.
«Зеленая» химия.
Методы научного познания. Источники химической информации. Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Наблюдение,
описание, измерение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент.
Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как
методы научного познания.
Демонстрации. 41(17). Модель «кипящего слоя».
Лабораторные опыты. 23(12). Ознакомление с нефтью и нефтепродуктами. 24(13).
Знакомство с минеральными удобрениями и изучение их свойств.
Контрольная работа № 4(2). «Неорганическая химия. Научные основы химического
производства».

3. Тематическое планирование
11 класс (68 часов)
Вещество

16

Атомы, молекулы,
вещества
Расчеты
по
химическим
формулам
Строение атома
Химическая связь
Агрегатные
состояния вещества
Периодический
закон Д. И. Менделеева
Растворы
Решение задач по
теме «Растворы»
Электролитическая
диссоциация
Кислотность среды.
Индикаторы
Обобщающее
повторение по теме
«Вещество»

1
1

2
3
1
2

1
1
1
1
1

Называть и объяснять причины многообразия веществ 1, 2, 5, 8
на основе общих представлений об их составе и
строении. Обобщать понятия «атом», «молекула»,
«вещество» , «массовое число», «относительная
атомная масса», «относительная молекулярная масса».
«химический
элемент»,
«порядковый
номер»,«изотоп»,«электронная
оболочка»,«электронный
слой»,«электронная
орбиталь»,«s-орбиталь»,«р-орби таль», «d-орбиталь»,
«ковалентная неполярная связь», «ковалентная
полярная связь», «ионная связь», «металлическая
связь», «водородная связь», «ионная кристаллическая
решетка», «атомная кристаллическая решетка»,
«молекулярная
кристаллическая
решетка»,
«металлическая кристаллическая решетка». понятия
«водородный показатель», «индикатор». Определять
кислотность среды с помощью индикаторов.
Описывать электронное строение атома с помощью
электронной конфигурации и характеризовать
структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», Определять
понятия «электролиты», «неэлектролиты», «катионы»,
«анионы», «степень диссоциации». Описывать
процессы,
происходящие
при
растворении
электролитов в воде. Формулировать основные
положения тео рии электролитической диссоциации.
Записывать
уравнения
электролитической
диссоциации. Сравнивать электронное строение
атомов малых и больших периодов, процессы,
происходящие при растворении веществ в воде.
Конкретизировать понятие «химическая связь»,

«кристаллическая решетка». Классифицировать типы
химической связи и объяснять их механизмы,
вещества в соответствии с типами кристаллических
решеток. Прогнозировать возможность протекания
химических реакций на основе знаний о типах
химической связи в молекулах реагентов и их
реакционной способности. Предсказывать тип
химической связи, зная формулу или физические
свойства вещества, тип кристаллической решетки,
зная формулу или физические свойства вещества.
Демонстрировать понимание физического смысла
Периодического закона Д. И. Менделеева. На основе
Периодического закона объяснять зависимость
свойств химических элементов и образованных ими
веществ
от
электронного
строения
атомов.
Характеризовать Периодическую систему химических
элементов Д. И. Менделеева как графическое
отображение
Периодического
закона.
Характеризовать коллоидные растворы. Понимать
отличие коллоидных растворов от истинных.
Понимать сущность процессов коагуляции и
синерезиса. Характеризовать роль великого русского
химика Д. И. Менделеева в развитии науки.
Объяснять закономерности изменения свойств
элементов, простых веществ, высших оксидов и
гидроксидов в группах и периодах Периодической
системы. Определять понятия «раствор» и «растворимость». Наблюдать демонстрируемые опыты и описывать их с помощью родного языка и языка химии.
Проводить расчеты по химическим формулам.
Рассчитывать массовые и мольные доли элементов в
химическом соединении. Объяснять природу и
способы образования химической связи: ковалентной

Химические реакции

20

Уравнения
химических
реакций и расчеты
по ним
Реакции
ионного
обмена
Гидролиз солей
Качественные
реакции
Решение задач по
теме
«Уравнения
химических
реакций и расчёты
по ним»
Окислительновосстановительные
реакции
Электролиз
Решение задач по
теме

3

2
1
2
1

3

2
2

(полярной, неполярной), ионной, металлической,
водородной с целью определения химической активности веществ. Делать выводы по результатам
проведенных химических опытов. Демонстрировать
знание правил безопасного обращения с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами
бытовой химии. Соблюдать правила и пользоваться
приемами безопасной работы при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Составлять обобщающие схемы. Осуществлять
познавательную рефлексию в отношении собственных
достижений в процессе решения учебных и познавательных задач
Обобщать понятия «молярная масса», «количество 5, 8
вещества», «молярный объем газа». Проводить
расчеты по химическим уравнениям. Предсказывать
реакцию среды водных растворов солей. Приводить
примеры гидролиза солей в повседневной жизни
человека. Использовать алгоритмы при решении
задач, знание качественных реакций на ионы.
Характеризовать условия протекания реакций в
растворах электролитов до конца, окислительновосстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов.
Составлять
уравнения
окислительновосстановительных реакций с помощью метода
электронного баланса, схемы электролиза в растворах
электролитов. Объяснять процессы, протекающие при
электролизе расплавов и растворов. Раскрывать
практическое значение электролиза. Описывать
принцип
действия
гальванического
элемента,
аккумулятора. Приводить примеры окислительновосстановительных реакций в природе, производ-

Неорганическая
химия

14

«Окислительновосстановителъные
реакции»
Практическая
работа № 1. Решение
экспериментальных задач
по
теме
«Химические
реакции»
Обобщающее
повторение
по
темам «Вещество»
и
«Химические
реакции»
Контрольная работа
№ 1. «Вещество.
Химические
реакции»
Анализ
контрольной работы №
1 и работа над
ошибками
Классификация
неорганических веществ. Простые
вещества —
неметаллы
Простые вещества
— металлы.
Физические
свойства металлов.
Сплавы

1

1

1

ственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Осуществлять расчеты по химическим уравнениям.
Использовать алгоритмы при решении задач.
Проводить
химический
эксперимент
по
идентификации веществ с помощью качественных
реакций.
Составлять
обобщающие
схемы.
Осуществлять
познавательную
рефлексию
в
отношении собственных достижений в процессе
решения учебных и познавательных задач Наблюдать
демонстрируемые и самостоятельно проводимые
опыты. Наблюдать и описывать химические реакции с
помощью родного языка и языка химии. Делать
выводы по результатам проведенных химических
опытов. Демонстрировать знание правил безопасного
обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии. Соблюдать
правила и пользоваться приемами безопасной работы
при работе с химическими веществами и
лабораторным оборудованием

1

3

2

Классифицировать
неорганические
вещества. 5, 7
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях
изменений свойств неметаллов в периодах и группах
Периодической системы. Прогнозировать свойства
неизученных элементов и их соединений на основе
знаний о Периодическом законе. Характеризовать
нахождение в природе, свойства, биологическую роль
и области применения неметаллов, особенности
сплавов, химические свойства металлов как
восстановителей,
коррозию
металлов
как

Химические
свойства металлов
Металлы в природе.
Получение
металлов.
Металлургия
Практическая
работа № 2. «Получение
медного
купороса»
Решение задач
Обобщающее
повторение по теме
«Неорганическая
химия»

Научные
основы 10
химического
производства

2
2

1

2
2

Время в химии. 2
Скорость
химических реакций
Химическое
2
равновесие
и
факторы, на него

окислительно-восстановительный
процесс.
Характеризовать
нахождение
в
природе,
биологическую роль и области применения металлов.
Характеризовать способы получения металлов в
соответствии с их химической активностью
Приводить
примеры
химических
реакций,
раскрывающих общие химические свойства простых
веществ — неметаллов. металлов. \ Обосновывать
способы защиты от коррозии. Исследовать свойства
изучаемых
веществ.
Проводить
химический
эксперимент по получению медного купороса.
Осуществлять расчеты по химическим уравнениям.
Использовать алгоритмы при решении задач
Составлять обобщающие схемы. Осуществлять
познавательную рефлексию в отношении собственных
достижений в процессе решения учебных и
познавательных задач Наблюдать демонстрируемые и
самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и
описывать химические реакции с помощью родного
языка и языка химии. Делать выводы по результатам
проведенных химических опытов. Демонстрировать
знание правил безопасного обращения с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами
бытовой химии. Соблюдать правила и пользоваться
приемами безопасной работы при работе с
химическими
веществами
и
лабораторным
оборудованием
Характеризовать скорость химической реакции. 1,2,5,7,8
Объяснять
условия,
влияющие
на
скорость
химических реакций, влияющие на положение
химического равновесия. Определять понятия
«равновесие»
и
«химическое
равновесие».
Устанавливать зависимость скорости химической

влияющие
Научные принципы
организации
химического
производства
Нефть. Природный
газ и энергетика
Обобщающее
повторение
по
темам
«Неорганическая
химия»
и
«Научные основы
химического производства»
Контрольная
работа
№
2.
«Неорганическая
химия.
Научные
основы химии
Анализ
контрольной работы №
2 и работа над
ошибками

Химия и жизнь

8

1

1
2

1

1

Химия пищи. Ле- 2
карственные
средства
Косметические
и 2
парфюмерные

реакции от различных факторов с целью определения
оптимальных условий протекания химических
процессов. Определять понятия «катализ», «катализатор». Характеризовать общие принципы и экологические
проблемы
химического
производства.
Предсказывать направление смещения химического
равновесия при изменении условий проведения
обратимой химической реакции. Приводить примеры
практического использования продуктов переработки
нефти и природного газа. Понимать химические
способы получения энергии. Представлять пути
решения глобальных проблем, стоящих перед
человечеством:
экологических,
энергетических,
сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Составлять обобщающие схемы. Осуществлять
познавательную рефлексию в отношении собственных
достижений в процессе решения учебных и
познавательных задач. Наблюдать демонстрируемые и
самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и
описывать химические реакции с помощью родного
языка и языка химии. Делать выводы по результатам
проведенных химических опытов. Демонстрировать
знание правил безопасного обращения с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами
бытовой химии. Соблюдать правила и пользоваться
приемами безопасной работы при работе с
химическими
веществами
и
лабораторным
оборудованием
Характеризовать биологическую роль различных 1,2,5,6,7,8
питательных веществ.
Характеризовать свойства гипса, извести, цемента и
бетона и область их применения. Описывать
химические реакции, лежащие в основе получения

средства. Бытовая
химия
Химия в сельском
хозяйстве
Химия в строительстве
Неорганические
материалы. Пигменты и краски
«Зеленая» химия

1
1
1

1

изучаемых веществ.Приводить примеры продуктов,
богатых теми или иными природными веществами.
Характеризовать различные ингредиенты, входящие в
состав важнейших продуктов питания, используя
информацию о составе продукта, размещенную на
этикетке. Осваивать нормы экологического и безопасного обращения с лекарственными препаратами.
Различать органические и основные минеральные
(азотные,
калийные,
фосфорные)
удобрения.
Описывать химические реакции, лежащие в основе
получения изучаемых веществ. Описывать средства
защиты растений. Использовать полученные знания
при применении различных веществ в быту.
Пропагандировать
здоровый
образ
жизни,
последствия нарушений правил безопасной работы со
средствами
бытовой
химии.
Использовать
полученные знания при применении различных
веществ в быту. Определять понятие «“зеленая”
химия». Характеризовать общие принципы «зеленой»
химии. Рассуждать о риске загрязнения окружающей
среды при использовании многих традиционных
технологий. Представлять пути решения глобальных
проблем,
стоящих
перед
человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых и роль
химии в решении этих проблем. Описывать
химические реакции, лежащие в основе получения
изучаемых веществ. Демонстрировать понимание
роли важнейших групп лекарственных средств,
знание правил безопасного обращения с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами
бытовой химии. Рассуждать о вреде алкоголя,
курения, о недопустимости наркотических средств.
Использовать методы научного познания при

выполнении проектов и учебно-иссле- дователъских
задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ. Находить
взаимосвязи между структурой и функцией, причиной
и следствием, теорией и фактами при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знанийНаблюдать
самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и
описывать химические реакции с помощью родного
языка и языка химии. Делать выводы по результатам
проведенных химических опытов. Демонстрировать
знание правил безопасного обращения с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами
бытовой химии. Соблюдать правила и пользоваться
приемами безопасной работы при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественно-научного цикла
От « ___ » ________ 20__ года № __
___________
(Воронкова А.В.)
подпись руководителя МО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
Подпись __________ (Виноградова Е.Е)
от «__ » _________20__ года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».