РП химия 8-9

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени трижды Героя Советского Союза
Александра Ивановича Покрышкина станицы Должанской
муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года протокол № 1
Председатель педагогического совета
О. Н. Барабаш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии
Уровень образования: основное общее образование

8– 9 классы

Количество часов: 136
Учитель: Минина Надежда Евгеньевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО

с учётом Примерной ООП ООО и авторской программы по химии В.В. Ерёмина, А.А.
Дроздова, Э.Ю. Керимова к линии УМК В.В. Лунина. Химия 8-9 классы. Москва. Дрофа,
2017 г.
С учётом УМК: Химия:8 класс. Учебник. Авторы: В.В. Ерёмин, Н.Е. Кузьменко, А.А.
Дроздов, В.В. Лунин. М.: Просвещение, 2021.
Химия:9 класс: учебник. Авторы: В.В. Ерёмин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин. М.: Просвещение, 2021.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» на уровне основного
общего образования
1. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Химия»
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания
- представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков.
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание)
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
- мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
- познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
- познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
- интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
- осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности
при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
- коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий
2

и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний по химии,
осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей;
6. Экологического воспитания
- экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
- способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
- экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
2. Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия»
Межпредметные понятия.
Условием формирования межпредметных понятий, таких как «система», «факт»,
«закономерность», «феномен», «анализ», «синтез», является овладение обучающимися
основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.
При изучении химии обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией. Они смогут работать с текстами, преобразовывать
и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне
овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в
том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные универсальные учебные действия
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
– анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
– идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
– выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
– ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
– формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

3

– обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая
и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
– определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачейи составлять алгоритм их выполнения;
– обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
– определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
– выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее;
– выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
– составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
– определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
– описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
– планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траектори.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
– определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
– систематизировать критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
– отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
– оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
– находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
– работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
– устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Обучающийся сможет:
– определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
– анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
– оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
4

– обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
– фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора и учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
– наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
– соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
– принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
– самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– ретроспективно определить, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
– демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения, эффекта восстановления, эффекта активизации.
Познавательные универсальные учебные действия
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся сможет:
– подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
– выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
– выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
– объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– выделять явления из общего ряда других явлений;
– определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
– строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
– строить рассуждение на основе сравнений предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
– излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
– самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
– вербализировать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
– объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
– выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
– делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
5

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
– обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
– определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
– создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
– строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа её решения;
– создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
– преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
– переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного представления в текстовое, и наоборот;
– строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
– строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
– анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукты/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
– находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
– ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
– устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
– резюмировать главную идею текста;
– преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
– критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
– определять свое отношение к природной среде;
– анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
– проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
– прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
– распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
– выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
– определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
– осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
– формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
– соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
6

Коммуникативные универсальные учебные действия
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
– определять возможные роли в совместной деятельности;
– играть определенную роль в совместной деятельности;
– принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
– строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
– корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
– критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
– выделять общую точку зрения в дискуссии;
– договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
– организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
– устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
– определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
– отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
– представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
– соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
– высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
– принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
– создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
– использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
– использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
– делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Обучающийся сможет:
– целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
7

– выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
– выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
– использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач в том числе вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
– использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
– создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Химия»
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования
выпускник научится:
– характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
– описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
– раскрывать смысл основных химических понятий: «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая
реакция», используя знаковую систему химии;
– раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
– различать химические и физические явления;
– называть химические элементы;
– определять состав веществ по их формулам;
– определять валентность атома элемента в соединениях;
– определять тип химических реакций;
– называть признаки и условия протекания химических реакций;
– выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
– составлять формулы бинарных соединений;
– составлять уравнения химических реакций;
– соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
– пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
– вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
– вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
– вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
– характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и
водорода;
– получать и собирать кислород и водород;
– распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
– раскрывать смысл закона Авогадро;
– раскрывать смысл понятий: «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
– характеризовать физические и химические свойства воды;
– раскрывать смысл понятия «раствор»;
– вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
– приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
– называть соединения изученных классов неорганических веществ;

8

– характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
– определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
– составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
– проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
– распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски
индикаторов;
– характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
– раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
– объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева;
– объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
– характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
– составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы
Д.И. Менделеева;
– раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрициательность»;
– характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
– определять вид химической связи в неорганических соединениях;
– изображать схемы строения молекул веществ образованных разными видами химических связей;
– раскрывать смысл понятий: «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
– определять степень окисления атома элемента в соединении;
– раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
– составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
– объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного
обмена;
– составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена;
– определять возможность протекания реакций ионного обмена;
– проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
– определять окислитель и восстановитель;
– составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
– называть факторы влияющие на скорость химической реакции;
– классифицировать химические реакции по различным признакам;
– характеризовать связь между составом, строением и свойствами неметаллов;
– проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
– распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
– характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
– называть органические вещества по их формуле: метан, этан, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
– оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
– грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
– определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
9

 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов
и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

10

Содержание учебного предмета «Химия» на уровне
основного общего образования
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает
важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием
многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии,
выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их
свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей
химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомномолекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о
строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других
наук о природе.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература»,
«Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика»,
«Экология».
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества.
Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая
доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические
уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль –
единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой
эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород –
химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода.
Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение
водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
11

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства
воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля
растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства
оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические
свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические
свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны,
нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы
Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их
соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения
атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени
окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель.
Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические
и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная,
сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная
кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV),
угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения

12

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства
металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и
гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и
соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан,
этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные
вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1.
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических
элементов.
2.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Примерные темы практических работ:
1.
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2.
Очистка загрязненной поваренной соли.
3.
Признаки протекания химических реакций.
4.
Получение кислорода и изучение его свойств.
5.
Получение водорода и изучение его свойств.
6.
Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества.
7.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
8.
Реакции ионного обмена.
9.
Качественные реакции на ионы в растворе.
10.
Получение аммиака и изучение его свойств.
11.
Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их
соединений».
13.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
8 класс (2ч в неделю, всего 68 часов)
Тема 1. Первоначальные химические понятия (16 часов)
Место химии среди естественных наук. Предмет химии.
Тело и вещество. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества.
Индивидуальные (чистые) вещества и смеси. Методы разделения смесей (фильтрование,
отстаивание, выпаривание, перегонка). Физические и химические явления. Изменения
происходящие с веществами. Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Химические свойства. Химические процессы в окружающем нас мире.
Работа в химической лаборатории. Газовые горелки (горелки Бунзена и Теклю),
спиртовки. Пламя и его строение. Электрические плитки. Основные методы познания:
наблюдение, измерение, эксперимент.
Атомы. Химический элемент как вид атомов. Символы (знаки) химических элементов. Распространенность элементов на Земле и в космосе.
13

Атомно-молекулярное учение. Значение работ Дж. Дальтона и М. В. Ломоносова для
формирования атомистического мировоззрения.
Молекула как мельчайшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Химические формулы. Индексы. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения.
Закон постоянства состава веществ, имеющих молекулярное строение.
Классификация веществ. Простые и сложные вещества. Понятие об аллотропии и
аллотропных модификациях. Металлы и неметаллы. Органические и неорганические вещества.
Массы атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и молекулярной массе.
Качественный и количественный состав вещества. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Массовая доля химического элемента в химическом
соединении и её вычисление по формуле соединения.
Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Уравнение химической реакции. Коэффициенты. Типы химических реакций: соединение, разложение, замещение, обмен.
Демонстрации Образцы индивидуальных веществ (металлы, неметаллы, сложные
вещества) и смесей (растворы, гранит). Разделение смеси медного купороса и серы растворением. Горение магния. Кипение спирта. Горение спирта. Опыты, подтверждающие
закон сохранения массы веществ. Образование аммиака при растирании смеси гашеной
извести с хлоридом аммония. Опыты, демонстрирующие появление окраски при смешении двух растворов (таннина и сульфата железа (II), сульфата меди (II) и аммиака, желтой
кровяной соли и хлорида железа (III), нитрата свинца (II) и иодида калия, фенолфталеина
и щелочи).
Лабораторные опыты
1. Изучение свойств веществ.
2. Разделение смесей.
3. Физические явления и химические реакции
4. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
5. Окисление медной проволоки.
6. Разложение малахита.
7. Взаимодействие железа с раствором медного купороса.
Практические работы
1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в
химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
Тема 2. Кислород. Оксиды. Валентность (7 часов)
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон – аллотропная модификация кислорода. Кислород, его распространенность в природе. Физические свойства
кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с серой, фосфором, углем,
водородом, натрием, алюминием, железом, метаном, сероводородом. История открытия
кислорода. Получение кислорода в лаборатории (разложением бертолетовой соли, перекиси водорода и перманганата калия) и в промышленности. Качественная реакция на газообразный кислород. Применение кислорода. Понятие о катализе и катализаторах.
Валентность. Составление формул по валентности. Оксиды металлов и неметаллов.
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Выделение кислорода из воздуха. Понятие о
благородных (инертных) газах. Токсичные вещества в воздухе. Горение веществ на воздухе. Горючие вещества. Температура воспламенения. Медленное окисление. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая
химическая грамотность. Тушение пожаров. Огнетушитель.
Демонстрационные опыты. Горение угля, серы, фосфора и железа в кислороде.
Приемы тушения пламени.
14

Лабораторные опыты. 8. Получение кислорода разложением пероксида водорода.
Практические работы. 3. Получение и свойства кислорода.
Тема 3.Водород. Кислоты. Соли (7 часов)
Водород – химический элемент и простое вещество. Распространенность водорода в
природе. Физические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Водород –
взрывоопасное вещество. Качественная реакция на газообразный водород. История открытия водорода. Химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой,
хлором, оксидами меди и свинца. Меры безопасности при работе с водородом. Получение
водорода в промышленности. Применение водорода. Понятие о ряде активности металлов.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Неорганические и органические кислоты.
Бескислородные и кислородсодержащие кислоты. Кислотный остаток. Основность кислот.
Одно-, двух- и трехосновные кислоты. Физические свойства кислот. Химические свойства
кислот: взаимодействие с активными металлами. Представление о кислотно-основных индикаторах. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Соли (средние). Составление формул солей. Номенклатура. Физические свойства солей. Кристаллогидраты. Химические свойства солей: взаимодействие с металлами. Применение солей.
Кислотные оксиды и ангидриды кислот. Взаимодействие кислотных оксидов с водой.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, горение водорода на воздухе. Восстановление оксида металла водородом. Взрыв гремучего газа. Образцы неорганических и органических кислот. Действие кислот на индикаторы. Меры безопасности при
работе с кислотами. Образцы различных солей. Обезвоживание медного купороса. Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой.
Лабораторные опыты. 9. Взаимодействие кислот с металлами. 10. Получение водорода и изучение его свойств. 11. Восстановление оксида меди (II) водородом. 12. Ознакомление со свойствами соляной и серной кислот.
Тема 4. Вода. Растворы. Основания (8 часов)
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические свойства воды. Гигроскопичность. Минеральные воды. Перегонка (дистилляция) воды. Дистиллированная и деионизированная вода. Очистка воды. Сточные воды.
Растворы. Вода как растворитель. Растворимость веществ в воде. Классификация
веществ по растворимости. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. Приготовление растворов.
Химические свойства воды: реакция с натрием, железом, оксидом кальция, оксидом
углерода (IV), оксидом фосфора (V). Электролиз воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов неметаллов с водой. Понятия об основаниях. Получение щелочей при взаимодействии с водой активных металлов или их оксидов.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Щелочи и нерастворимые в воде основания. Получение оснований. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании. Применение оснований. Правила безопасной работы со щелочами.
Демонстрации. Перегонка воды. Увеличение объема воды при замерзании. Растворение окрашенной соли (медного купороса) в воде. Зависимость растворимости соли от
температуры. Выпадение кристаллов при охлаждении насыщенного раствора. Взаимодействие натрия с водой. Меры безопасности при работе с щелочами.
Лабораторные опыты. 13. Растворимость твердых веществ в воде. 14. Ознакомление со свойствами щелочей. 15. Дегидратация гидроксида меди (II).

15

Практические работы. 4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Тема 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений
(11 часов)
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические
свойства оксидов: взаимодействие с водой, кислотами и основаниями, взаимодействие
между кислотными и основными оксидами. Получение и применение оксидов.
Кислоты. Химические свойства кислот: взаимодействие с основными оксидами, основания и солями. Получение и применение кислот.
Основания. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотными оксидами, кислотами и солями. Реакция нейтрализации.
Соли. Классификация. Номенклатура. Получение солей. Химические свойства солей:
реакции с кислотами, щелочами и другими солями. Понятие о кислых и основных солях.
Условия протекания реакций обмена в водных растворах.
Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений. Классификация неорганических веществ.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов. Химические свойства растворов
кислот, солей и щелочей. Реакция нейтрализации. Взаимодействие оксида меди с серной
кислотой. Взаимодействие карбоната магния с серной кислотой. Осаждение и растворение
осадков солей и нерастворимых гидроксидов.
Лабораторные опыты. 16. Ознакомление с образцами оксидов. 17. Реакция нейтрализации. 18. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 19. Реакции обмена в водных растворах.
Практические работы. 5. Экспериментальное решение задач по теме «Генетическая
связь между важнейшими классами неорганических веществ».
Тема 6. Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. (5 часов)
Первые попытки классификации химических элементов. Группы элементов со сходными свойствами: щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, халькогены, благородные (инертные) газы.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Основы классификации химических элементов Д.И. Менделеева. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева как
естественнонаучная классификация химических элементов. Порядковый номер элемента.
Структура Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева: периоды
(малые и большие), группы и подгруппы (главные и побочные). Короткий и длинный варианты Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Лантаноиды и
актиноиды.
Научный подвиг Менделеева. Предсказание свойств еще не открытых элементов.
Значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации. Получение гидроксидов цинка и меди, их отношение к кислотам и
основаниям.
Лабораторные опыты. 20. Получение гидроксида цинка и изучение его свойств.
Тема 7. Строение атома. Современная формулировка периодического закона (4
часа)
Ядро атома. Элементарные частицы: протоны, нейтроны и электроны. Планетарная
модель строения атома. Изотопы. Физический смысл порядкового номера химического
элемента. Современная формулировка Периодического закона.

16

Природа электрона: свойства частицы и волны. Атомная орбиталь и электронное облако. s-, p-, d-, f- орбитали. Форма s- и p- орбиталей. Энергетический уровень. Максимальное число электронов на энергетических уровнях (емкость энергетического уровня).
Распределение электронов в электронных слоях атомов химических элементов 1-3го периодов. Характеристика первых двадцати химических элементов на основании их
положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строения
их атомов. Валентные электроны.
Металлы и неметаллы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие об ионе (катионе, анионе). Закономерности изменения свойств атомов химических элементов на основе положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и
строения атома. Электроотрицательность атомов химических элементов. Изменение радиуса атома, электроотрицательности, металлических свойств в периодах и главных подгруппах.
Тема 8. Химическая связь. (10 часов)
Химическая связь. Энергия химической связи. Условия возникновения химической
связи по Льюису.
Ковалентная связь. Одинарная, двойная и тройная химическая связь. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Полярная и неполярная
ковалентная связь. Полярность молекулы. Понятие о диполе. Длина химической связи.
Направленность ковалентной связи. Валентный угол.
Ионная связь. Координационное число. Свойства веществ с ионной связью. Отличие
ионной и ковалентной связи.
Металлическая связь. Свойства металлов, обусловленные металлической связью.
Валентность и степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Строение твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Понятие о кристаллической решетке. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная,
металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Демонстрации. Модели молекул (воды, углекислого и сернистого газов, пентахлорида фосфора, гексафторида серы). Образцы ионных и ковалентных соединений. Кристаллическая решетка хлорида натрия. Модели кристаллических решеток ковалентных и
ионных соединений.
Лабораторные опыты. 21. Составление моделей молекул. 22. Возгонка иода.
9 класс (2ч в неделю, всего 68 часов)
Тема 1. Стехиометрия. Количественные отношения в химии (10 ч)
Моль — единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса.
Закон Авогадро. Молярный объем газа. Нормальные и стандартные условия.
Расчеты по уравнениям реакций. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из реагентов или продуктов. Расчеты объемных отношений газов в химических реакциях. Вычисление количества молекул по известному количеству вещества.
Демонстрации. Показ некоторых соединений количеством вещества 1 моль. Демонстрация молярного объема идеального газа.

Тема 2. Химическая реакция (17 ч)
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Понятие о гидратированном ионе.
Диссоциация кислот, солей и оснований. Определение кислот, оснований и солей с
точки зрения теории электролитической диссоциации.
17

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.
Кислотность среды. Водородный показатель. Определение кислотности среды с помощью индикаторов и рН- метров.
Реакции ионного обмена и условия их протекания.
Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации.
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления-восстановления.
Окислитель. Восстановитель. Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций. Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Химические источники тока. Гальванический элемент. Электроды (катод и анод) в
гальваническом элементе. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Электролиз. Процессы протекающие на катоде и аноде при электролизе. Применение электролиза в промышленности.
Тепловой эффект химической реакции. Понятие о термохимии. Термохимическое
уравнение. Экзо- и эндотермические реакции. Расчеты по термохимическому уравнению:
расчет количества теплоты по массе, количеству вещества или объему исходного вещества.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализатор и ингибитор. Понятие о каталитических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: по числу и составу
исходных и образующихся веществ; по изменению степени окисления атомов химических
элементов; по тепловому эффекту, по признаку обратимости, по наличию или отсутствию
катализатора.
Демонстрации. Электропроводность воды и водных растворов различных соединений. Определение кислотности среды при помощи универсального индикатора и рНметра. Разложение дихромата аммония. Экзотермические и эндотермические реакции (горение магния, разложение малахита). Влияние различных факторов (температура, концентрация, степень измельчения твердого вещества) на скорость взаимодействия цинка с соляной кислотой. Влияние катализатора на скорость реакции разложения пероксида водорода.
Лабораторные опыты. 1. Сравнение окраски индикаторов в различных средах.
Определение кислотности среды. 2. Реакции обмена в растворах электролитов. 3. Окислительно-восстановительные реакции.
Практические работы. 1. Экспериментальное решение задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 3. Неметаллы (22 ч)
Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности электронного строения неметаллов. Общие свойства неметаллов.
Галогены — элементы главной подгруппы VII группы. Общая характеристика подгруппы. Возможные степени окисления. Физические и химические свойства галогенов.
Особенности фтора. Плавиковая кислота и её соли. Хлор, его распространенность в природе, получение (в промышленности и в лаборатории), физические и химические свойства, применение. Хлороводород, получение, свойства. Соляная кислота и ее соли. Применение соляной кислоты и её солей. Качественная реакция на хлорид-ион. Определение
иода крахмалом. Порядок вытеснения одного галогена другим из растворов галогенидов.
Сера, ее нахождение в природе, аллотропия, физические и химические свойства. Сероводород. Сероводородная кислота. Сульфиды. Оксид серы (IV) (сернистый газ), сернистая кислота, сульфиты. Оксид серы (VI) (серный ангидрид). Серная кислота. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сульфаты. Получение и применение серной кислоты (без технологической схемы). Качественная реакция на сульфат-ион.
Химическое загрязнение окружающей среды оксидами серы. Кислотные дожди.
18

Азот, его нахождение в природе, валентные возможности атома азота. Азот как простое вещество. Физические и химические свойства азота, получение, применение. Проблема связывания атмосферного азота. Представление о минеральных удобрениях. Круговорот азота.
Аммиак. Строение молекулы, физические и химические свойства, получение (без
технологической схемы) и применение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония.
Оксиды азота. Азотная кислота: получение, физические и химические свойства.
Применение азотной кислоты. Нитраты.
Фосфор. Белый и красный фосфор. Физические и химические свойства фосфора. Получение и применение фосфора. Оксид фосфора (V) (фосфорный ангидрид). Фосфорная
кислота и её соли. Фосфорные удобрения.
Углерод. Алмаз и графит — аллотропные модификации углерода. Физические и химические свойства углерода. Аморфный углерод. Активированный уголь. Адсорбция.
Древесный уголь. Сажа. Каменный и бурый уголь. Угарный газ (оксид углерода (II)), его
свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ (оксид углерода (IV)),
его получение, свойства и применение. Парниковый эффект и его последствия. Угольная
кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV), кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Керамика.
Стекло — пример аморфного материала.
Демонстрации. Образцы простых веществ неметаллов. Качественная реакция на
хлорид-ионы. Реакция соединения серы и железа. Осаждение сульфидов металлов. Получение сернистого газа. Качественная реакция на сернистый газ. Растворение аммиака в
воде. Получение аммиака из хлорида аммония и его взаимодействие с хлороводородом.
Взаимодействие меди с разбавленной азотной кислотой. Знакомство с кристаллическими
решетками графита и алмаза. Поглощение активированным углем газов и веществ, растворенных в воде.
Лабораторные опыты. 4. Качественные реакции на соляную кислоту. 5. Изучение
свойств серной кислоты. 6. Изучение свойств водного раствора аммиака. 7. Изучение
свойств раствора карбоната натрия.
Практические работы. 2. Получение аммиака и изучение его свойств. 3. Получение
углекислого газа и изучение его свойств. 4. Экспериментальное решение задач по теме
«Неметаллы».
Тема 4. Металлы (9 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов металлов. Общие свойства металлов. Распространенность металлов в природе. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов: реакции с
неметаллами, кислотами, солями. Ряд активностей металлов (электрохимический ряд
напряжений металлов). Способы получения металлов. Понятие о металлургии. Значение
металлов в современном обществе.
Щелочные металлы. Общая характеристика подгруппы. Натрий: нахождение в природе, физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Окрашивание пламени солями натрия. Гидроксид натрия, его свойства, получение и применение. Правила
безопасной работы с гидроксидом натрия.
Кальций — представитель семейства щелочноземельных металлов. Нахождение
кальция в природе. Мел, мрамор, известняк и гипс. Физические свойства, взаимодействие
с неметаллами и водой. Соединения кальция. Оксид и гидроксид кальция. Известь. Строительные материалы: цемент и бетон. Окрашивание пламени солями кальция.
Алюминий. Распространенность алюминия в природе. Физические и химические
свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия. Дуралюмин как основа современной авиации.

19

Железо. Минералы железа. Физические и химические свойства (взаимодействие с
кислородом, кислотами, хлором). Соединения железа (II) и железа (III) и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли. Качественная реакция на ион железа (III). Чугун и сталь — важнейшие сплавы железа. Закаленная и отпущенная сталь. Коррозия железа.
Демонстрации. Коллекция простых веществ – металлов. Коллекция важнейших минералов металлов. Взаимодействие натрия и кальция с водой. Окрашивание пламени солями натрия и кальция. Коллекция «Алюминий и его сплавы». Взаимодействие алюминия
с водой, растворами кислот и щелочей. Коллекция «Железо и его сплавы». Получение железного купороса растворением железа в серной кислоте. Окисление гидроксида железа
(II) на воздухе. Коррозия железа.
Лабораторные опыты. 8. Физические свойства металлов. 9. Свойства гидроксида
натрия.
Практические работы. 5. Экспериментальное решение задач по теме «Металлы».
Тема 5. Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах (4 ч)
Закономерности изменения свойств элементов и простых веществ в главных подгруппах и в малых периодах. Закономерности изменения свойств сложных соединений
элементов – высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений.
Демонстрационные опыты. Образцы простых веществ – металлов и неметаллов 2го и 3-го периодов.
Лабораторные работы. 10. Сравнение кислотно-основных свойств водородных соединений неметаллов.
Тема 6. Начальные сведения об органических соединениях (5 ч)
Понятие об органической химии. Причины многообразия органических веществ.
Строение органических веществ. Изомерия. Классификация органических веществ.
Углеводороды (метан, этан, пропан, бутан, этилен и ацетилен): свойства и применение. Природные источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь.
Кислородсодержащие органические вещества. Спирты (метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин): свойства и применение. Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая,
олеиновая). Жиры. Углеводы (глюкоза, крахмал, целлюлоза). Аминокислоты (аминоуксусная кислота). Белки.
Лабораторные
опыты.
11.
Изучение
свойств
уксусной
кислоты.

20

Тематическое планирование
8 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Кол-во Основные виды деятельности обучающихся (на
часов
уровне универсальных учебных действий)

Раздел

Кол-во
часов

Тема

Первоначальные
химические понятия

16 ч

Предмет химии
Вещества. Агрегатные
состояния вещества.
Пр.р. № 1 «Правила безопасности при работе в
химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием»
Индивидуальные вещества и смеси. Разделение
смесей
Пр.р. № 2 «Очистка загрязненной поваренной
соли»
Физические и химические явления
Атомы. Химические
элементы
Молекулы. Атомномолекулярная теория
Закон постоянства состава веществ молекулярного строения
Классификация веществ.
Простые и сложные ве-

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1

Анализ предмета изучения естественных наук
Анализ различий между понятиями «вещество» и
«тело»
Наблюдение за свойствами веществ и их изменением в ходе химических реакций. Изучение
строения пламени
Выявление различий между индивидуальным веществом и смесью
Разделение смесей
Анализ различий между физическими и химическими явлениями
Анализ различий между понятиями «атом» и «химический элемент»
Анализ различий между понятиями «атом» и «молекула». Формулирование основных положений атомно-молекулярного учения
Формулирование закона постоянства состава веществ молекулярного строения
Составление формул веществ и описание состава
вещества по его формуле, моделирование шаростержневых моделей простейших молекул
Расчет относительных молекулярных масс веществ
Расчет массовой доли химического элемента в соединении
Составление простейших химических реакций с помощью химических уравнений

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1-5

щества
Относительная атомная
и молекулярная массы
Количественный и качественный состав вещества
Закон сохранения массы
веществ. Уравнения химических реакций
Типы химических реакций
Обобщающее повторение по теме «Первоначальные химические понятия»
К.р. № 1
Кислород. Оксиды. Валентность.

7ч

1
1

1

Анализ типов химических реакций
Осуществлять познавательную рефлексию в
шении собственных достижений в процессе
ния учебных и познавательных задач
Осуществлять познавательную рефлексию в
шении собственных достижений в процессе
ния учебных и познавательных задач

отнорешеотнореше-

1
1

1

Кислород

1

Получение кислорода в
лаборатории. Химические свойства кислорода
Пр.р. № 3
«Получение и свойства
кислорода»
Валентность. Составление формул оксидов
Воздух

1

Горение веществ на воздухе
Получение кислорода в
промышленности и его

1

1

1
1

1

Анализ различий между понятиями «простое веще- 1-6
ство» и «химический элемент»
Исследование свойств изучаемых веществ, наблюдение за химическими превращения ми изучаемых
веществ, их описание. Изучение методов собирания
газов вытеснением воды и воздуха
Описание проведенных экспериментов, формулирование выводов
Составление формул бинарных соединений по известной валентности атомов
Изучение состава воздуха
Анализ различий между горением и медленным
окислением.
Знакомство со способами тушения пламени
Изучение применения кислорода в связи с его свойствами

22

Водород. Кислоты. Соли

Вода. Растворы.
Основания

7ч

8ч

применение
Водород

1

Получение водорода в
лаборатории
Химические свойства
водорода
Применение водорода.
Получение водорода в
промышленности
Кислоты

1

Соли

1

Кислотные оксиды

1

Вода

1

Растворы. Растворимость
твердых веществ в воде.
Концентрация растворов.
Массовая доля растворенного вещества
Пр.р. №4.
«Приготовление раствора с заданной массовой
долей растворенного вещества»
Химические свойства
воды
Основания

1

Обобщающее повторение по темам «Кислород.

1

1
1

1

1

1

1

Сравнение распространенности кислорода и водо- 1-6
рода в земной коре и во Вселенной
Наблюдение и описание химических реакций водорода
Исследование свойств изучаемых веществ, формулирование выводов из результатов проведенных
экспериментов
Сопоставление свойств водорода с областями его
применения
Исследование свойств изучаемых веществ
Составление формул солей по валентности
Понимание генетической связи между кислотным
оксидом и кислотой
Характеристика изученных веществ по составу и 1-6
свойствам
Сравнение веществ по растворимости в воде с использованием таблицы растворимости
Расчет массовой доли растворенного вещества
Приготовление раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества, умение делать выводы из
результатов проведенных экспериментов
Наблюдение и описание химических реакций воды
Классификация веществ по составу и свойствам, составление формул оснований по валентности
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в процессе решения учебных и познавательных задач

1

23

Оксиды. Валентность»,
«Водород. Кислоты. Соли», «Вода. Растворы.
Основания»
К.р. № 2
Обобщение сведений о важнейших классах
неорганических
соединений.

11 ч

1

Общая характеристика
оксидов
Взаимодействие веществ, обладающих кислотными и основными
свойствами. Реакция
нейтрализации
Взаимодействие оксидов
с кислотами и основаниями. Взаимодействие оксидов между собой.
Реакции обмена в водных растворах
Свойства кислот

1

Свойства оснований

1

Свойства солей

1

Генетическая связь между важнейшими классами неорганических веществ
Решение задач по теме
«Генетическая связь
между важнейшими
классами неорганиче-

1

1

1

1
1

Классификация изучаемых веществ по составу
1-5
Наблюдение, описание и анализ превращения веществ
Формулирование свойств оксидов в соответствии с
их классификацией
Формулирование условий протекания реакций обмена в водных растворах
Наблюдение и описание химических реакций, классификация веществ по составу и свойствам
Наблюдение и описание химических реакций, классификация веществ по составу и свойствам, сопоставление свойств кислот и оснований
Наблюдение и описание химических реакций, классификация веществ по составу и свойствам
Анализ химических свойств различных классов неорганических веществ в их взаимосвязи
Анализ химических свойств различных классов неорганических веществ в их взаимосвязи
Формулирование выводов исходя из результатов
проведенных экспериментов
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в процессе решения учебных и познавательных задач

1

24

ских веществ»
Пр.р. №5 «Экспериментальное решение задач
по теме «Генетическая
связь между важнейшими классами неорганических веществ»
К.р. № 3
Периодический
закон и Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева

Строение атома. Современная формулировка периодического закона

5ч

4ч

Первые попытки классификации элементов
Амфотерные оксиды и
гидроксиды.
Периодический закон.
Периоды
Периодическая система
химических элементов
Д. И. Менделеева. Группы
Характеристика химического элемента по его
положению в Периодической системе
Ядро атома. Порядковый
номер элемента. Изотопы
Электроны в атоме. Орбитали.
Строение электронных
оболочек атомов.
Изменение свойств элементов в периодах и
главных подгруппах.

1

1
1
1
1
1

Анализ свойств веществ, поиск веществ со сходны- 1-4
ми свойствами
Классификация веществ
Классификация изученных химических элементов и
их соединений
Определение расположения периодов, главных и
побочных подгрупп в таблице Д. И. Менделеева
Сравнение свойств веществ, принадлежащих к разным классам химических элементов разных групп

1

1

1
1
1

Моделирование строения атома, определения поня- 1-6
тий «химический элемент», «порядковый номер»,
«массовое число», «изотоп», «Периодическая система химических элементов»
Определения понятий «электронная оболочка»,
«электронный слой». Формулирование двойственности природы электрона
Описание и характеристика структуры Периодической таблицы. Составление электронных
конфигураций элементов

25

Электроотрицательность

Химическая
связь

10 ч

Химическая связь и
энергия. Ковалентная
связь
Полярная и неполярная
ковалентная связь. Свойства ковалентной связи
Ионная связь

1

Металлическая связь

1

Валентность и степень
окисления
Твердые вещества

1

Подготовка к контрольной работе № 4
Итоговая контрольная
работа № 4
Повторение по теме
"Строение атома. Современная формулировка
периодического закона"
Повторение по теме
"Химическая связь"

1

1

1

1

1
1

1

Прогнозирование характера изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных
ядер
Раскрывать смысл понятия «химическая связь». 1-4
Объяснять электростатический характер химической
связи. Определять вид химической связи в неорганических соединениях. Изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей. Характеризовать механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Характеризовать влияние неподеленных электронных пар на геометрию молекул.
Наблюдать демонстрируемые модели. Составлять
модели молекул веществ Раскрывать смысл понятия
«валентность», используя знаковую систему химии.
Раскрывать смысл понятия «степень окисления».
Определять степень окисления атома элемента в соединении.Различать понятия «валентность» и «степень окисления»
Определять понятие «кристаллическая решетка».
Классифицировать кристаллические решетки по типам. Характеризовать зависимость физических
свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в процессе решения учебных и познавательных задач

26

Тематическое планирование
9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Основные виды деятельности обучающихся (на
Кол-во
уровне универсальных учебных действий)
часов

Раздел

Кол-во
часов

Тема

Стехиометрия.
Количественные
отношения
в
химии

10 ч

Повторение и обобщение
пройденного материала
Моль — единица количества вещества
Молярная масса
Расчеты по уравнениям
реакций
Решение расчетных задач
Закон Авогадро. Молярный объем газов
Расчеты по уравнениям
реакций с участием газов
Решение задач с использованием уравнений реакций
Обобщающее повторение по теме «Стехиометрия. Количественные отношения в химии»
К.р. № 1
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация
Диссоциация кислот, оснований и солей
Сильные и слабые элек-

Химическая
реакция

17 ч

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Описание веществ с помощью формул, а реакций — 1-4
с помощью уравнений
Определение различий между понятиями «масса» и
«количество вещества»
Понимание взаимосвязи между массой и количеством вещества
Проведение стехиометрических расчетов по уравнению реакции
Проведение стехиометрических расчетов по уравнению реакции
Осознание универсальности закона Авогадро применительно к любому (идеальному) газу
Проведение расчетов с использованием величины
молярного объема газа при н. у.
Проведение стехиометрических расчетов
Раскрытие смысла основного закона стехиометрии,
проведение стехиометрических расчетов по уравнению реакции

Классификация веществ, определения понятий 1-6
«электролит», «неэлектролит», «электролитическая
диссоциация»
Наблюдение за поведением веществ в растворах,
конкретизация понятий «ион», «катион», «анион»
Обобщение понятия «ион», классификация электро-

27

тролиты
Кислотность среды. Водородный показатель
Реакции ионного обмена
и условия их протекания
Решение задач на составление ионных уравнений реакций
Свойства важнейших
классов неорганических
соединений в свете теории электролитической
диссоциации
Пр.р. № 1. Экспериментальное решение задач
по теме «Электролитическая диссоциация»
Окисление и восстановление
Составление уравнений
окислительно-восстановительных реакций
Химические источники
тока. Электрохимический ряд напряжений
металлов
Электролиз
Обобщающее повторение по теме «Окислительновосстановительные реакции»
Тепловые эффекты хи-

1
1
1

1

1

1
1

1

литов по степени диссоциации
Исследование свойств растворов электролитов
Характеристика условий течения реакций ионного
обмена до конца
Исследование свойств растворов электролитов
Характеристика свойств основных классов неорганических соединений с позиций теории электролитической диссоциации
Исследование свойств растворов электролитов
Понимание диалектической связи понятий «окисление» и «восстановление», конкретизация понятий
«окислитель» и «восстановитель»
Характеристика окислительно-восстановительных
реакций как процесса переноса электронов от восстановителя к окислителю
Сопоставление металлов по химической активности
Характеристика процессов, протекающих при электролизе расплавов
Описание
и
анализ
окислительно-восстановительных реакций
Классификация реакций по тепловому эффекту
Определение способов увеличения (уменьшения)
скорости реакции
Классификация реакций по различным признакам

1
1

1

28

Неметаллы

22 ч

мических реакций
Скорость химических
реакций
Классификация химических реакций
К.р. № 2
Общая характеристика
неметаллов
Хлор
Хлороводород и соляная
кислота
Галогены
Сера и ее соединения
Серная кислота
Азот
Аммиак
Пр.р. № 2. «Получение
аммиака и изучение его
свойств»
Азотная кислота
Фосфор
Фосфорная кислота
Углерод
Уголь
Угарный и углекислый
газы
Пр.р. № 3. «Получение
углекислого газа и изучение его свойств»
Угольная кислота и ее
соли

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

Характеристика химических элементов-неметаллов 1-6
малых периодов по их положению в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева
Наблюдение демонстрируемых и самостоятельно
проводимых опытов
Наблюдение химических реакций и описание их с
помощью русского языка и языка химии
Обобщение знаний, формулирование выводов о закономерностях изменений свойств неметаллов в
группах Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева
Описание свойств изучаемых веществ на основе
наблюдений за их превращениями
Различение кислотных и окислительных свойств
Исследование и описание свойств изучаемых веществ
Различение восстановительных и основных свойств
Описание свойства изучаемых веществ на основе
наблюдений за их превращениями
Характеристика окислительных свойств азотной
кислоты
Сопоставление свойств элементов одной подгруппы
Изучение свойств кислот и их солей
Сравнение строения, физических и химических
свойств алмаза и графита
Изучение принципа действия угольного фильтра

29

Круговорот углерода в
природе
Кремний и его соединения
Пр.р. № 4. Экспериментальное решение задач
по теме «Неметаллы»
Обобщающий урок по
теме «Неметаллы»

Металлы

9ч

К.р. № 3
Общая характеристика
элементов-металлов.
Простые вещества – металлы.
Получение металлов.
Применение металлов в
технике.
Щелочные металлы
Кальций
Алюминий
Железо
Пр.р. №5. Экспериментальное решение задач
по теме «Металлы»
Обобщающее повторение по
теме «Металлы»

1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

Анализ и сравнение свойств угарного и углекислого
газов
Описание свойств изучаемых веществ на основе
наблюдений за их превращениями
Описание свойств солей угольной кислоты
Понимание закономерностей круговорота элементов
в природе на примере углерода
Сопоставление свойств углекислого газа и кварца,
угольной и кремниевой кислот
Наблюдение и описание химических реакций с помощью русского языка и языка химии
Обобщение знаний и умение делать выводы о закономерностях изменения свойств неметаллов в подгруппах и малых периодах
Обобщать знания и делать выводы о закономерно- 1-6
стях изменения свойств неметаллов в подгруппах и
малых периодах.
Характеризовать взаимосвязь между электронным
строением атомов, строением кристаллической решетки и свойствами металлов.
Характеризовать различные методы получения металлов. Сопоставлять свойства металлов с их применением.
Обобщение знаний и умение делать выводы о закономерностях изменения свойств щелочных металлов
в подгруппе
Наблюдение демонстрируемых и самостоятельно
проводимых опытов
Объяснение понятия «амфотерность» как возможность проявления противоположных свойств (кислотных и основных)
Наблюдение и описание химических реакций железа

30

Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах

Начальные
сведения об органических соединениях

4ч

6ч

Обобщающее повторение по
темам «Строение атома»
и «Периодический закон
и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
Закономерности изменения свойств элементов и
простых веществ
Закономерности изменения свойств соединений
элементов
Обобщающее повторение по теме «Обобщение
сведений об элементах и
неорганических веществах»
Классификация и строение органических веществ
Углеводороды
Кислородосодержащие
органические вещества
Обобщающее повторение по курсу «Химия. 9

1

1

1

и его соединений
Проводить реакции, подтверждающие качественный
состав соединений металлов. Исследовать свойств
соединений металлов.
Обобщение знаний и умение делать выводы
о закономерностях изменения свойств металлов в
подгруппах и малых периодах
Прогнозирование свойств неизученных элементов и 1-6
их соединений на основе знаний о
Периодическом законе
Обобщение и формулирование выводов о закономерностях изменения свойств элементов и простых
веществ в главных подгруппах
и малых периодах
Обобщение и формулирование выводов о закономерностях изменения свойств сложных
соединений элементов — высших оксидов
и гидроксидов, летучих водородных соединений

1

1

1
1
1

Характеризовать роль органических соединений в 1-6
природе и практической деятельности человека. Характеризовать общие свойства органических соединений. Объяснять причины многообразия органических веществ.
Называть органические вещества по их формуле:
метан, этан, пропан, бутан, этилен и ацетилен.
Определять возможность протекания реакций неко-

31

класс»
Итоговая контрольная
работа № 4
Повторение и обобщение
пройденного материала

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественнонаучного цикла
от ____________года №___
Мороз О.А.

1
1

торых представителей органических веществ с кислородом, водородом, галогенами.
Называть органические вещества по их формуле:
метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, уксусная
кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота,
глюкоза, аминоуксусная кислота.
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в процессе решения учебных и познавательных задач.
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в процессе решения учебных и познавательных задач.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
___________Новак Н.И.
_______________ года

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».