Муниципальное образование Ейский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 имени трижды героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина станицы Должанской муниципального образования Ейский район УТВЕРЖДЕНО решением педсовета протокол № 1 от 30 августа 2021 года председатель педсовета __________ директор О. Н. Барабаш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По изобразительному искусству Уровень образования основное общее образование, 5-8 классы Количество часов: 136 Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы: Кушнарева О.А. – учитель ИЗО Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО с учетом примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству для 5-8 классов образовательных организаций. С учетом УМК Б. М. Неменского-М.: Просвещение, 2018 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности. 1) Патриотическое воспитание. Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе собственной художественнопрактической деятельности обучающегося, который учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа. 2) Гражданское воспитание. Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности. 3) Духовно-нравственное воспитание. В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни. 4) Эстетическое воспитание. Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию. 5) Ценности познавательной деятельности. В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурноисторической направленности. 6) Экологическое воспитание. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественнотворческой работе. 7) Трудовое воспитание. Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям программы. 8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда. В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметнопространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий: сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления; сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий: использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях. Овладение универсальными коммуникативными действиями У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. Овладение универсальными регулятивными действиями У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий: осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть универсальных регулятивных учебных действий: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев. У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий: развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своё и чужое право на ошибку; работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. 3. Предметные результаты изучения предметной области "Изобразительное искусство": К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству: Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»: знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде; иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира; характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства; уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды; распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала; распознавать и называть техники исполнения произведений декоративноприкладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.; знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения; различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный; владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических; знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах; овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искус-ства; знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом; уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, матьземля); знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры; иметь практический опыт изображения предметов крестьянского быта; характерных традиционных освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм; осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности; знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом; иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративноприкладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей; объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни; рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства; называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов; характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов; уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.; различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора; объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов; иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов; уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов; характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа; понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики; уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение; ориентироваться в широком разнообразии современного декоративноприкладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.; овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников. К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству: Модуль № 2 « Изобразительное искусство в жизни человека»: характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей; объяснять причины деления пространственных искусств на виды; знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства: различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры; осознавать значение материала в создании художественного образа; уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства; иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художественные материалы; иметь представление о различных художественных использовании художественных материалов; понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности; иметь опыт учебного рисунка — светотеневого изображения объёмных форм; знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости; знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка; понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа; техниках в обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого; иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии; иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие; знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные цвета — и значение этих знаний для искусства живописи; определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью; иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных. Жанры изобразительного искусства: объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства. Натюрморт: характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени; рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников; знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа; знать об освещении как средстве выявления объёма предмета; иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности; иметь опыт создания графического натюрморта; иметь опыт создания натюрморта средствами живописи. Портрет: иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке; сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и Нового времени; понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника; узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.); уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.); знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы; иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике; иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете; иметь начальный опыт лепки головы человека; приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека; иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека; уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании художественного образа; иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета; иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и отечественном. Пейзаж: иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения; знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке; определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива; знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике; характеризовать особенности изображения разных состояний природы в романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов; иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского; иметь представление об особенностях пленэрной колористической изменчивости состояний природы; знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору); уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины; иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы; иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению; иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению; иметь опыт изображения представлению; обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа; понимать и объяснять роль культурного пространстве, задачи его охраны и сохранения. городского пейзажа — живописи по наследия памяти в и или городском Бытовой жанр: характеризовать роль изобразительного искусства представлений о жизни людей разных эпох и народов; в формировании уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины; различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине; иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения; объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни; осознавать многообразие форм организации одновременно единство мира людей; бытовой жизни и иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.); иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства; характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений европейского и отечественного искусства; обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности. Исторический жанр: характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства; знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина; иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.; уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру; узнавать и называть авторов таких Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли; знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом; иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией. произведений, как «Давид» Библейские темы в изобразительном искусстве: знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства; объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений; знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.; знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства; уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и др.; иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы; иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии; воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры; объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя; уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству: Модуль № 3 «Дизайн и архитектура в жизни человека»: характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей; объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека; рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека; рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе; объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох. Графический дизайн: объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств; объяснять основные средства — требования к композиции; уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции; составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач; выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту; составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики; осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; объяснять роль цвета в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; объяснять выражение «цветовой образ»; применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем; определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции; соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы); применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения; иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни; выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу; выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей; знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений; иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей; иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурнохудожественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды; характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления; знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности; определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей; знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы; характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтнопарковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна; объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства; иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта; объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна; иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека; объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде; иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме; уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох; иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.); различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. По результатам реализации вариативного модуля обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству. Модуль № 4 «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»(вариативный) знать о синтетической природе — коллективности творческого процесса в синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных видов художественного творчества; понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах; иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов художественного творчества и их развитии параллельно с традиционными видами искусства. Художник и искусство театра: иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии театральных представлений; знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в современном театре; иметь представление сценического образа; понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом театрального персонажа, воплощающим характер героя и его эпоху в единстве всего стилистического образа спектакля; иметь представление о творчестве наиболее известных художниковпостановщиков в истории отечественного искусства (эскизы костюмов и декораций в творчестве К. Коровина, И. Билибина, А. Головина и др.); иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной пьесе; уметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля; о сценографии и символическом характере объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа; иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых предметов; понимать необходимость зрительских знаний и умений — обладания зрительской культурой для восприятия произведений художественного творчества и понимания их значения в интерпретации явлений жизни. Художественная фотография: иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса технологий и развитии искусства запечатления реальности в зримых образах; уметь объяснять «диафрагма»; иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью компьютерных графических редакторов; уметь объяснять значение фотографий «Родиноведения» С. М. ПрокудинаГорского для современных представлений об истории жизни в нашей стране; различать и фотографии; объяснять роль фотографии; понимать, как в художественной фотографии проявляются средства выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их применению в своей практике фотографирования; иметь опыт наблюдения и художественно-эстетического анализа художественных фотографий известных профессиональных мастеров фотографии; иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к композиции кадра при самостоятельном фотографировании окружающей жизни; обретать опыт художественного наблюдения жизни, развивая познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к людям; уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины, графического рисунка и фотоснимка, возможности их одновременного существования и актуальности в современной художественной культуре; понимать значение репортажного жанра, роли журналистов-фотографов в истории ХХ в. и современном мире; иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том, как его фотографии выражают образ эпохи, его авторскую позицию, и о влиянии его фотографий на стиль эпохи; понятия «длительность характеризовать света как экспозиции», различные художественного жанры «выдержка», художественной средства в искусстве иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий. Изображение и искусство кино: иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства; уметь объяснять, почему экранное время и всё изображаемое в фильме, являясь условностью, формирует у людей восприятие реального мира; иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно построенных кадров; знать и объяснять, в чём состоит работа художника-постановщика и специалистов его команды художников в период подготовки и съёмки игрового фильма; объяснять роль видео в современной бытовой культуре; приобрести опыт создания видеоролика; осваивать основные этапы создания видеоролика и планировать свою работу по созданию видеоролика; понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров: видеорепортажа, игрового короткометражного фильма, социальной рекламы, анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма; осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе соответствующих компьютерных программ; обрести навык критического осмысления качества снятых роликов; иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры использования электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе; иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших отечественных мультфильмах; осознавать многообразие подходов, поэзию и уникальность художественных образов отечественной мультипликации; осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в соответствующей компьютерной программе; иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию анимационного фильма. Изобразительное искусство на телевидении: объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного искусства и средства массовой информации, художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга; знать о создателе телевидения — русском инженере Владимире Зворыкине; осознавать роль телевидения информационное пространство; в превращении мира в единое иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника на телевидении; применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и студии мультимедиа; понимать образовательные задачи зрительской культуры и необходимость зрительских умений; осознавать значение художественной культуры для личностного духовнонравственного развития и самореализации, определять место и роль художественной деятельности в своей жизни и в жизни обще Содержание учебного предмета, курса 5 класс ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч) Древние корни народного искусства (7 ч) Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды (обобщение темы) Связь времен в народном искусстве (8 ч) Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Создание фрагмента жостовской росписи Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Декор — человек, общество, время (12 ч) Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Эскиз украшения и выполнение в материале Одежда «говорит» о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко) Коллективная работа «Бал во дворце» О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Создание эскиза герба своей семьи Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Итоговая игра-викторина Систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. Декоративное искусство в современном мире (7 ч) Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Выполнение коллективных творческих работ в различных техниках. Эскиз. Выполнение коллективных творческих работ в различных техниках. Ваза. Выполнение фрагментов панно. Соединение фрагментов в единую композицию. Итоговая выставка «Украсим школу своими руками» 6 класс ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа) Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов) Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет(10 часов) Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Пространство и время в изобразительном искусстве. Пейзаж и тематическая картина(8 часов) Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи.. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. 7 класс ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч) Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек (8ч.) Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов Многообразие форм графического дизайна. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 ч) Объект и пространство От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и материал. Роль цвета в формотворчестве. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (11ч) Образы материальной культуры прошлого. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 ч) Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. 8 класс ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (34 ч) Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч) Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Сценография — особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Сценография — искусство и производство. Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса! Спектакль — от замысла к воплощению. Третий звонок. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч) Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. Фотография — новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Фотография — искусство «светописи». Вещь: свет и фактура. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (11 ч) Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме От «большого» экрана к домашнему видео. Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Азбука киноязыка Искусство видеть и осознано выражать свою мысль на киноязыке Бесконечный мир кинематографа Искусство анимации Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство зритель (7 ч) Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Киноглаз, или Жизнь врасплох. Телевидение, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Класс - 5 Раздел 1. Древние корни народного искусства 2.Связь времен в народном искусстве Ко лво час ов Темы Колво часов 7 1.Древние образы в народном искусстве 2.Убранство русской избы 3.Внутренний мир русской избы 4.Конструкция и декор предметов народного быта 5.Русская народная вышивка 6.Народный праздничный костюм (региональный компонент) 7.Народные праздничные обряды (обобщение темы) (региональный компонент) 1 1. Древние образы в современных народных игрушках 1 2.Искусство Гжели 1 8 1 1 1 1 1 1 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательн ой деятельности 1,23,4 Личностные • Сравнивать, сопоставлять, анализировать истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Понимать, что крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа, связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Регулятивные • Объяснять глубинные смыслы условно-символического язык крестьянского прикладного искусства. Рассуждать, что форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Познавательные • Анализировать и понимать особенности разных видов народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов, эскизы Коммуникативные • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Личностные 1,3,4 • Размышлять, рассуждать о формах бытования народных традиций в современной жизни. Сравнивать, оценивать общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Регулятивные 2. Декор — человек, общество, время 3.Декоративн ое искусство в современном мире 12 7 3.Городецкая роспись 1 4.Хохлома 1 5.Жостово. Роспись по металлу 2 6.Щепа'. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте 1 7.Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) 1.Зачем людям украшения 1 2.Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 1 3.Одежда «говорит» о человеке 4 4.О чем рассказывают нам гербы и эмблемы 2 5.Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) 4 1.Современное выставочное искусство. 2 2.Ты сам — мастер (региональный 5 1 • Распознавать и называть главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Познавательные • Осваивать единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. Коммуникативные формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Личностные • Рассуждать о роли декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Регулятивные • Сравнивать, оценивать что декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Познавательные • Характеризовать влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. • Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века, давать им эстетическую оценку. Коммуникативные • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Личностные • Рассуждать о разнообразии современного декоративноприкладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Регулятивные 1,3,4 1,3,4 компонент) • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные • Освоение новых черт современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Коммуникативные • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Класс - 6 Раздел Ко лво час ов 1.Виды изобразитель ного искусства и основы образного языка 8 Темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 1.Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств 1 2.Художественные материалы 1 3.Рисунок — основа изобразительного творчества 1 Личностные • знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные Основные направления воспитательн ой деятельности 3,4 2.Мир наших вещей. Натюрморт 3.Вглядываяс ь в человека. Портрет 8 10 4.Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий 1 5.Пятно как средство выражения. Ритм пятен 6.Цвет. Основы цветоведения 7.Цвет в произведениях живописи 8.Объемные изображения в скульптуре 1 1.Реальность и фантазия в творчестве художника 1 2.Изображение предметного мира — натюрморт 1 3.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира 4.Изображение объема на плоскости и линейная перспектива 5.Освещение. Свет и тень 6.Натюрморт в графике 7.Цвет в натюрморте 8.Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) 1 1.Образ человека — главная тема искусства 2.Конструкция головы человека и ее основные пропорции 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 • Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Коммуникативные • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Личностные 1,3,4 • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Регулятивные • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; Познавательные • История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет). Коммуникативные • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Личностные 3,4 • Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и 4.Пространст во и время в изобразитель ном искусстве. Пейзаж и тематическая картина Класс - 7 8 3.Изображение головы человека в пространстве 4.Портрет в скульптуре 1 5.Графический портретный рисунок 6.Сатирические образы человека 7.Образные возможности освещения в портрете 8.Роль цвета в портрете 1 9.Великие портретисты прошлого 10.Портрет в изобразительном искусстве XX века 1.Жанры в изобразительном искусстве 2.Изображение пространства 3.Правила построения перспективы. Воздушная перспектива 4.Пейзаж — большой мир 1 5.Пейзаж настроения. Природа и художник 6.Пейзаж в русской живописи 7.Пейзаж в графике 1 8.Городской пейзаж 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные • Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Коммуникативные • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности Личностные 3,4 • знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности Познавательные • Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Коммуникативные • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Раздел Ко лво час ов Темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 1.Архитектур а и дизайн — конструктив ные искусства в ряду пространстве нных искусств. Мир, который создает человек 8 1.Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» 2.Прямые линии и организация пространства 3.Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна 4.Буква — строка — текст. Искусство шрифта 5.Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне 6.В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна 1 Личностные • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Регулятивные умение развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; Познавательные Уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств; элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение; основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония; разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально - психологические и социальные аспекты. Коммуникативные • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету 1 2.В мире вещей и зданий. Художественн 8 1 2 1 1 2 Основные направления воспитательн ой деятельности 1,3,4 Личностные 1,3,4 • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального ый язык конструктивн ых искусств 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека 11 2.Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 1 3.Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля 2 4.Важнейшие архитектурные элементы здания 1 5.Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени 1 6.Форма и материал 1 7.Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве 1 1. Образы материальной культуры прошлого 1 2. Пути развития современной архитектуры и дизайна 1 3.Живое пространство города. Город, микрорайон, улица 2 народа России; • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; • усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства; прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание - объем в пространстве и объект в градостроительстве. понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое Коммуникативные • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Личностные 1,3,4 • знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 4.Человек в зеркале дизайна и 7 4.Вещь в городе и дома. Городской дизайн 2 5.Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственновещной среды Интерьера 2 6.Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного пространства 2 7.Ты — архитектор. «Проектирование архитектурного образа города» 1 1.Скажи мне,как ты живешь, и я скажу, каой у тебя дом 1 Познавательные умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты; знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств; от шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства; история архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи; массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. Коммуникативные • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные • знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; архитектуры Образ человека и индивидуальн ое проектирован ие 2.Интерьер, который мы создаем 1 3.Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй 1 4.Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды 1 5.Встречают по одежке 1 6.Автопортрет на каждый день 7.Моделируешь себя моделируешь мир. 1 Темы Колво часов 1 • формирование ответственного отношения к учению, 3,4 готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Знать - социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды; грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной 1, 2, 3 персоны; моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир. Коммуникативные • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку 8 класс Раздел Ко лво час ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательн ой деятельности 1.Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетически х искусствах 8 1.Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. 1 2.Правда и магия театра Театральное искусство и художник. 1 3.Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества. 1 4.Сценография — искусство и производство 1 5.Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». 1 6.Привет от КарабасаБарабаса! Художник в театре кукол. 1 7.Третий звонок. Спектакль — от замысла к воплощению. 2 Личностные 1,3,4 • знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата знать что театр и кино — синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов. Коллективность творчества. Спектакль, фильм — неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре. Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально - зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента. Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе. Коммуникативные • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; 2.Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразитель ных искусств и технологий 3.Фильм — творец и зритель. 8 11 1.Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. Фотография — новое изображение реальности 1 2.Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать 3.Фотография — искусство «светописи». Вещь: свет и фактура. 4.«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. 1 5.Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета 1 6.Событие в кадре. Искусство 7.Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка 1 1.Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и 1 1 1 2 • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные 1,2,3,4 • знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.). • знать, что фотография — вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией. Фотоснимок как информационно-художественный и историческидокументальный фиксатор нашей жизни. Краткая история фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Коммуникативные • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные 1,2,3,4 • знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; Что мы знаем об искусстве кино? монтаж. Пространство и время в кино 2.Художник - режиссер оператор. Художественное творчество в игровом фильме. 3.От «большого» экрана к твоему видео. Азбука киноязыка 1 2 4.Фильм - «рассказал в картинках» 5.Воплощение замысла 1 6.Чудо движения: увидеть и снять 7.Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник 2 8.Живые рисунки на твоем компьютере 2 1 1 • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео). Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра). • Знать многообразие жанров и возможностей кинозрелища . Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. • овладения азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимацией (для рисованного фильма). Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео. • Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Коммуникативные • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе 4.Телевиде ние — пространст во культуры? Экран — искусство — зритель 7 1.Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения 1 согласования позиций и учета интересов; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные 1,2,3,4 • знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата знать, что феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека. Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. • Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий. Коммуникативные • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора методического объединения ____________ /Новак Н.И../ Учителей гуманитарного цикла№ 1 от « 30 » августа 2021 года от «30 » августа 2021 года ___________ /Болдырева И.Г./