РП ИЗО 5-8 кл

Муниципальное образование Ейский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени трижды героя Советского
Союза Александра Ивановича Покрышкина станицы Должанской
муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от 30 августа 2021 года
председатель педсовета
__________ директор О. Н. Барабаш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По изобразительному искусству
Уровень образования основное общее образование, 5-8 классы
Количество часов: 136
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы: Кушнарева
О.А. – учитель ИЗО

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО
с учетом примерной программы основного общего образования по
изобразительному искусству для 5-8 классов образовательных организаций.

С учетом УМК Б. М. Неменского-М.: Просвещение, 2018

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего
образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация
личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ
российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества
личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение
обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к
саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций,
истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание
патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной
духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых
различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным
и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного
искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок
искусства воспитывает патриотизм в процессе собственной художественнопрактической деятельности обучающегося, который учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное
приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского
воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к жизни
общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий
коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит
изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются
интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных
национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также
участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной
совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению
чувства личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в
себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие
которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на
развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту
самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества.
Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей –
формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как
духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это
воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра
эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое,
высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в
создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры,
надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является
важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений
обучающихся.
Способствует
формированию
ценностных
ориентаций
обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию,
отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности,
способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции.
Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду,
искусству, культурному наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то
есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир.
Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на
уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурноисторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к
природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы, её образа в произведениях искусства и личной художественнотворческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с

освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта
трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки
практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование
умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления,
удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются
качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой
деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы,
работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям
программы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет
значение
организация
пространственной
среды
общеобразовательной
организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не
только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с
задачами общеобразовательной организации, среды, календарными событиями
школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметнопространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное
воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных
ориентаций и восприятие жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные
представления и сенсорные способности как часть универсальных
познавательных учебных действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного
образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и
предметов между собой;
абстрагировать
образ реальности в построении плоской или
пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных
действий:
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
явлений
художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций
эстетических категорий явления искусства и действительности;

классифицировать

произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам
наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои
позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для
поиска и отбора информации на основе образовательных задач и
заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах,
таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в
различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте,
таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать

искусство в качестве особого языка общения – межличностного
(автор – зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и
опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение
к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников
общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в
оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и
разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению,
договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в
достижении общего результата.

Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как часть универсальных регулятивных учебных действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат
выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели
совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей
учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к
используемым материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
часть универсальных регулятивных учебных действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального
интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к
пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного
восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с
педагогами и межвозрастном взаимодействии.
3. Предметные результаты изучения предметной области "Изобразительное
искусство":
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:


знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства:
народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать
связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями
людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;



иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о
мифологическом и магическом значении орнаментального оформления
жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних
орнаментах символического описания мира;



характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции
декоративно-прикладного искусства;



уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в
организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли
человека, в оформлении предметно-пространственной среды;



распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по
материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.);
уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;



распознавать и называть техники исполнения произведений декоративноприкладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка,
ткачество, плетение, ковка, др.;



знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую
природу, орнаментальность, стилизацию изображения;



различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический,
растительный, зооморфный, антропоморфный;



владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания
орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;



знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в
построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных
творческих декоративных работах;



овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального
лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого
изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических
персонажей с опорой на традиционные образы мирового искус-ства;



знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира,
в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к
природе, к добру и злу, к жизни в целом;



уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного
крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, матьземля);



знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного
крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять
функциональное, декоративное и символическое единство его деталей;
объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и
памятник архитектуры;



иметь практический опыт изображения
предметов крестьянского быта;

характерных

традиционных



освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный
строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и
украшений народного праздничного костюма различных регионов страны;
уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;



осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное
наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные
ценности;



знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных
жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять
семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с
природой, трудом и бытом;



иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления
жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов
(например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим,
Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративноприкладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной
культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;



объяснять значение народных промыслов и традиций художественного
ремесла в современной жизни;



рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о
соотношении ремесла и искусства;



называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных
народных художественных промыслов;



характеризовать древние образы народного искусства в произведениях
современных народных промыслов;



уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных
промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.;



различать изделия народных художественных промыслов по материалу
изготовления и технике декора;



объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в
произведениях народных промыслов;



иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании
изделий некоторых художественных промыслов;



уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или
общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;



характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб,
эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт
творческого создания эмблемы или логотипа;



понимать и объяснять значение государственной символики, иметь
представление о значении и содержании геральдики;



уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной
художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной
среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное
назначение;



ориентироваться в широком разнообразии современного декоративноприкладного искусства; различать по материалам, технике исполнения
художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.;



овладевать навыками коллективной практической творческой работы по
оформлению пространства школы и школьных праздников.

К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 2 « Изобразительное искусство в жизни человека»:


характеризовать различия между пространственными и временными видами
искусства и их значение в жизни людей;



объяснять причины деления пространственных искусств на виды;



знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их
назначение в жизни людей.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:


различать и характеризовать традиционные художественные материалы для
графики, живописи, скульптуры;



осознавать значение материала в создании художественного образа; уметь
различать и объяснять роль художественного материала в произведениях
искусства;



иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости,
фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из
пластилина, а также использовать возможности применять другие
доступные художественные материалы;



иметь представление о различных художественных
использовании художественных материалов;



понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;



иметь опыт учебного рисунка — светотеневого изображения объёмных
форм;



знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные
геометрические тела на двухмерной плоскости;



знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая
часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь
их применять в практике рисунка;



понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт
их визуального анализа;

техниках

в



обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации
плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой
пропорции частей внутри целого;



иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности
линии;



иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную
учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;



знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета,
дополнительные цвета — и значение этих знаний для искусства живописи;



определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения»,
«цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и
акварелью;



иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о
пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в
изображении предметов или животных.

Жанры изобразительного искусства:


объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять
жанры;



объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
произведения искусства.

Натюрморт:


характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории
человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи
Нового времени;



рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли
натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные
произведения отечественных художников;



знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и
изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;



знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;



иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного
расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного
соотношения всех применяемых средств выразительности;



иметь опыт создания графического натюрморта;



иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.

Портрет:


иметь представление об истории портретного изображения человека в
разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке;



сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима,
эпохи Возрождения и Нового времени;



понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение
идеалов эпохи и авторская позиция художника;



узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов
европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Рембрандт и др.);



уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном
искусстве,
называть
имена
великих
художников-портретистов
(В. Боровиковский,
А. Венецианов,
О. Кипренский,
В. Тропинин,
К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.);



знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы
человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;



иметь представление о способах объёмного изображения головы человека,
создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин
«ракурс» и определять его на практике;



иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о
выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;



иметь начальный опыт лепки головы человека;



приобретать опыт графического портретного изображения как нового для
себя видения индивидуальности человека;



иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о
разнообразии графических средств в изображении образа человека;



уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при
создании художественного образа;



иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в
создании портретного образа как средства выражения настроения,
характера, индивидуальности героя портрета;



иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и
отечественном.

Пейзаж:


иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху
Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;



знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в
рисунке;



определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и
высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая
перспектива;



знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;



характеризовать особенности изображения разных состояний природы в
романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и
постимпрессионистов;



иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;



иметь представление об особенностях пленэрной
колористической изменчивости состояний природы;



знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи,
характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова,
И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору);



уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ
отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины;



иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных
состояний природы;



иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по
памяти и представлению;



иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития
интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому
видению;



иметь опыт изображения
представлению;



обрести навыки восприятия образности городского пространства как
выражения самобытного лица культуры и истории народа;



понимать и объяснять роль культурного
пространстве, задачи его охраны и сохранения.

городского

пейзажа —

живописи

по

наследия

памяти

в

и

или

городском

Бытовой жанр:


характеризовать роль изобразительного искусства
представлений о жизни людей разных эпох и народов;

в

формировании



уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»,
«монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической
картины;



различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ
нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;



иметь представление о композиции как целостности в организации
художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов
художественного произведения;



объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в
понимании истории человечества и современной жизни;



осознавать многообразие форм организации
одновременно единство мира людей;

бытовой

жизни

и



иметь представление об изображении труда и повседневных занятий
человека в искусстве разных эпох и народов; различать произведения
разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным
традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);



иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте
традиций их искусства;



характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько
примеров произведений европейского и отечественного искусства;



обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной
жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению
окружающей действительности.

Исторический жанр:


характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его
значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая
картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного
искусства;



знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как
«Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие
картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;



иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве
отечественных художников ХХ в.;



уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические
темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому
жанру;



узнавать и называть авторов таких
Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли;



знать характеристики основных этапов работы художника над тематической
картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами,
уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;



иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему
(художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над
композицией.

произведений,

как

«Давид»

Библейские темы в изобразительном искусстве:


знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать
сюжеты Священной истории в произведениях искусства;



объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов
Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных
поколений;



знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских
художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна»
Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного

сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета»
Микеланджело и др.;


знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;



уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на
библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова,
«Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и
грешница» В. Поленова и др.;



иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на
библейские темы;



иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее
Рублёве, Феофане Греке, Дионисии;



воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и
высокое достижение отечественной культуры;



объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений
искусства на основе художественной культуры зрителя;



уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в
культуре, в жизни общества, в жизни человека.

К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 3 «Дизайн и архитектура в жизни человека»:


характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства,
т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной
среды жизни людей;



объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека;



рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства,
установки и поведение человека;



рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует
деятельность человека и представления о самом себе;



объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в
архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.

Графический дизайн:


объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка
конструктивных искусств;



объяснять основные средства — требования к композиции;



уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;



составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости
от поставленных задач;



выделять при творческом построении композиции листа композиционную
доминанту;



составлять формальные композиции на выражение в них движения и
статики;



осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;



объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;



различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных
искусствах;



объяснять выражение «цветовой образ»;



применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту,
объединённые одним стилем;



определять шрифт как графический рисунок начертания букв,
объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной
композиции;



соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста;
различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур;
иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);



применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов
графической композиции;



объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы,
торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь
практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;



приобрести творческий опыт построения композиции плаката,
поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и
изображения;



иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне
журнала; иметь практический творческий опыт образного построения
книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:


иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета
архитектурного пространства в реальной жизни;



выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по
его чертежу;



выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние
объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на
организацию жизнедеятельности людей;



знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных
конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;



иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие
изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на
характер организации и жизнедеятельности людей;



иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурнохудожественных стилей разных эпох, выраженных в постройках
общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в
организации городской среды;



характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре
новейшего времени, современный уровень развития технологий и
материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации
современной городской среды и поисках путей их преодоления;



знать о значении сохранения исторического облика города для современной
жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора
исторической памяти и понимания своей идентичности;



определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять
планировку города как способ организации образа жизни людей;



знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки
построения городского пространства в виде макетной или графической
схемы;



характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование
природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтнопарковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;



объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке
связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского
пространства;



иметь представление о задачах соотношения функционального и образного
в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ
времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;



объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при
построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на
восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;



иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для
конкретных задач жизнедеятельности человека;



объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные
позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в
одежде;



иметь представление об истории костюма в истории разных эпох;
характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде
проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации,
мировоззренческие идеалы и характер деятельности;



иметь представление о конструкции костюма и применении законов
композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;



уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды,
сравнивать функциональные особенности современной одежды с
традиционными функциями одежды прошлых эпох;



иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн
современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных
жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.);



различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь
представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании;
иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт
бытового макияжа; определять эстетические и этические границы
применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.

По результатам реализации вариативного модуля обучающийся получит
следующие предметные результаты по отдельным темам программы по
изобразительному искусству.
Модуль № 4 «Изобразительное искусство в театре, кино, на
телевидении»(вариативный)
 знать о синтетической природе — коллективности творческого процесса в
синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных
видов художественного творчества;
 понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических
искусствах;
 иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых
видов художественного творчества и их развитии параллельно с
традиционными видами искусства.
Художник и искусство театра:


иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии
театральных представлений;



знать о роли художника и видах профессиональной художнической
деятельности в современном театре;



иметь представление
сценического образа;



понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим
костюмом театрального персонажа, воплощающим характер героя и его
эпоху в единстве всего стилистического образа спектакля;



иметь представление о творчестве наиболее известных художниковпостановщиков в истории отечественного искусства (эскизы костюмов и
декораций в творчестве К. Коровина, И. Билибина, А. Головина и др.);



иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по
выбранной пьесе; уметь применять полученные знания при постановке
школьного спектакля;

о

сценографии

и

символическом

характере



объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора
режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа;



иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых
бытовых предметов;



понимать необходимость зрительских знаний и умений — обладания
зрительской культурой для восприятия произведений художественного
творчества и понимания их значения в интерпретации явлений жизни.

Художественная фотография:


иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении
прогресса технологий и развитии искусства запечатления реальности в
зримых образах;



уметь объяснять
«диафрагма»;



иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с
помощью компьютерных графических редакторов;



уметь объяснять значение фотографий «Родиноведения» С. М. ПрокудинаГорского для современных представлений об истории жизни в нашей
стране;



различать и
фотографии;



объяснять роль
фотографии;



понимать, как в художественной фотографии проявляются средства
выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их
применению в своей практике фотографирования;



иметь опыт наблюдения и художественно-эстетического анализа
художественных фотографий известных профессиональных мастеров
фотографии;



иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к
композиции кадра при самостоятельном фотографировании окружающей
жизни;



обретать
опыт
художественного
наблюдения
жизни,
развивая
познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к людям;



уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины,
графического рисунка и фотоснимка, возможности их одновременного
существования и актуальности в современной художественной культуре;



понимать значение репортажного жанра, роли журналистов-фотографов в
истории ХХ в. и современном мире;



иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том, как его
фотографии выражают образ эпохи, его авторскую позицию, и о влиянии
его фотографий на стиль эпохи;

понятия

«длительность

характеризовать
света

как

экспозиции»,

различные

художественного

жанры

«выдержка»,

художественной

средства

в

искусстве



иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий.

Изображение и искусство кино:


иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как
искусства;



уметь объяснять, почему экранное время и всё изображаемое в фильме,
являясь условностью, формирует у людей восприятие реального мира;



иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно
построенных кадров;



знать и объяснять, в чём состоит работа художника-постановщика и
специалистов его команды художников в период подготовки и съёмки
игрового фильма;



объяснять роль видео в современной бытовой культуре;



приобрести опыт создания видеоролика; осваивать основные этапы
создания видеоролика и планировать свою работу по созданию
видеоролика;



понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров:
видеорепортажа, игрового короткометражного фильма, социальной
рекламы, анимационного фильма, музыкального клипа, документального
фильма;



осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу на
основе соответствующих компьютерных программ;



обрести навык критического осмысления качества снятых роликов;



иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры
использования электронно-цифровых технологий в современном игровом
кинематографе;



иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в
лучших отечественных мультфильмах; осознавать многообразие подходов,
поэзию и уникальность художественных образов отечественной
мультипликации;



осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в
соответствующей компьютерной программе;



иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию
анимационного фильма.

Изобразительное искусство на телевидении:


объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как
экранного искусства и средства массовой информации, художественного и
научного просвещения, развлечения и организации досуга;



знать о создателе телевидения — русском инженере Владимире Зворыкине;



осознавать роль телевидения
информационное пространство;

в

превращении

мира

в

единое



иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях
художника на телевидении;



применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного
телевидения и студии мультимедиа;



понимать образовательные задачи зрительской культуры и необходимость
зрительских умений;

осознавать значение художественной культуры для личностного духовнонравственного развития и самореализации, определять место и роль
художественной деятельности в своей жизни и в жизни обще
Содержание учебного предмета, курса
5 класс
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)
Древние корни народного искусства (7 ч)
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Связь времен в народном искусстве (8 ч)
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Создание фрагмента жостовской росписи
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Декор — человек, общество, время (12 ч)
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Эскиз украшения и выполнение в материале
Одежда «говорит» о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко)
Коллективная работа «Бал во дворце»
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Создание эскиза герба своей семьи
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Итоговая игра-викторина
Систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм,
архитектура) по
стилистическому признаку.
Декоративное искусство в современном мире (7 ч)
Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.
Выполнение коллективных творческих работ в различных техниках. Эскиз.
Выполнение коллективных творческих работ в различных техниках. Ваза.
Выполнение фрагментов панно.
Соединение фрагментов в единую композицию.

Итоговая выставка «Украсим школу своими руками»
6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет(10 часов)
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Пространство и время в изобразительном искусстве. Пейзаж и тематическая картина(8
часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи..
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных
искусств. Мир, который создает человек (8ч.)
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в
хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств (8 ч)
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Здание как сочетание различных объемов.
Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни
человека (11ч)
Образы материальной культуры прошлого.
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме.
Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное
проектирование (7 ч)
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
8 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО,
НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (34 ч)
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч)
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.
Сценография — особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
Сценография — искусство и производство.
Костюм, грим и маска, или магическое «если бы».
Тайны актерского перевоплощения
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса!
Спектакль — от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и
технологий (8 ч)
Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. Фотография — новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки.
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография — искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (11 ч)
Многоголосый язык экрана.
Синтетическая природа фильма и монтаж.
Пространство и время в кино
Художник и художественное творчество в кино.
Художник в игровом фильме
От «большого» экрана к домашнему видео.
Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции.
Азбука киноязыка
Искусство видеть и осознано выражать свою мысль на киноязыке
Бесконечный мир кинематографа
Искусство анимации
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство зритель (7 ч)
Мир на экране: здесь и сейчас.
Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до
телерепортажа.
Киноглаз, или Жизнь врасплох.
Телевидение, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы
Класс - 5
Раздел

1. Древние
корни
народного
искусства

2.Связь
времен в
народном
искусстве

Ко
лво
час
ов

Темы

Колво
часов

7

1.Древние образы в
народном искусстве
2.Убранство русской
избы
3.Внутренний мир
русской избы
4.Конструкция и декор
предметов народного
быта
5.Русская народная
вышивка
6.Народный
праздничный костюм
(региональный
компонент)
7.Народные праздничные
обряды (обобщение
темы)
(региональный
компонент)

1

1. Древние образы в
современных
народных игрушках

1

2.Искусство Гжели

1

8

1
1
1
1
1

1

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности
1,23,4

Личностные
•
Сравнивать,
сопоставлять,
анализировать
истоки
образного
языка
декоративно-прикладного
искусства.
Понимать, что крестьянское прикладное искусство —
уникальное явление духовной жизни народа, связь
крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом,
мировосприятием земледельца.
Регулятивные
•
Объяснять глубинные смыслы условно-символического
язык крестьянского прикладного искусства. Рассуждать, что
форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности
мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного
мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Познавательные
•
Анализировать и понимать особенности разных видов
народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву,
вышивка, народный костюм.
Создавать выразительные декоративно-обобщенные
изображения на основе традиционных образов, эскизы
Коммуникативные
•
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного отношения к другому человеку
Личностные
1,3,4
•
Размышлять, рассуждать о формах бытования народных
традиций в современной жизни. Сравнивать, оценивать
общность современных традиционных художественных
промыслов России, их истоки.
Регулятивные

2. Декор —
человек,
общество,
время

3.Декоративн
ое искусство в
современном
мире

12

7

3.Городецкая роспись

1

4.Хохлома

1

5.Жостово. Роспись по
металлу

2

6.Щепа'. Роспись по лубу
и дереву. Тиснение и
резьба по бересте

1

7.Роль народных
художественных
промыслов в современной
жизни (обобщение темы)
1.Зачем людям
украшения

1

2.Роль декоративного
искусства в жизни
древнего общества

1

3.Одежда «говорит» о
человеке

4

4.О чем рассказывают
нам гербы и эмблемы

2

5.Роль декоративного
искусства в жизни
человека и общества
(обобщение темы)

4

1.Современное
выставочное искусство.

2

2.Ты сам — мастер
(региональный

5

1

•
Распознавать и называть главные отличительные
признаки изделий традиционных художественных промыслов
(форма, материал, особенности росписи, цветовой строй,
приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и
высокий профессионализм современных мастеров
художественных промыслов.
Познавательные
•
Осваивать единство материалов, формы и декора,
конструктивных декоративных изобразительных элементов в
произведениях народных художественных промыслов.
Коммуникативные
 формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в
процессе образовательной, творческой деятельности.
Личностные
•
Рассуждать о роли декоративных искусств в жизни
общества, в различении людей по социальной принадлежности,
в выявлении определенных общностей людей.
Регулятивные
•
Сравнивать, оценивать что декор вещи как социальный
знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в
обществе.
Познавательные
•
Характеризовать влияние господствующих идей,
условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй
произведений декоративно-прикладного искусства.
•
Особенности декоративно-прикладного искусства
Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века, давать им
эстетическую оценку.
Коммуникативные
•
формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в
процессе образовательной, творческой деятельности.
Личностные
•
Рассуждать о разнообразии современного декоративноприкладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен,
батик и многое другое).
Регулятивные

1,3,4

1,3,4

компонент)

•
умение самостоятельно планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
Познавательные
•
Освоение новых черт современного искусства.
Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному
формотворчеству, фантастической декоративности,
ансамблевому единству предметов, полному раскрытию
творческой индивидуальности.
Коммуникативные
•
формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в
процессе образовательной, творческой деятельности.

Класс - 6
Раздел

Ко
лво
час
ов

1.Виды
изобразитель
ного
искусства и
основы
образного
языка

8

Темы

Колво
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне универсальных учебных действий)

1.Изобразительное
искусство. Семья
пространственных
искусств

1

2.Художественные
материалы

1

3.Рисунок — основа
изобразительного
творчества

1

Личностные
•
знание культуры своего народа, основ культурного
наследия народов России и человечества;
•
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности
3,4

2.Мир наших
вещей.
Натюрморт

3.Вглядываяс
ь в человека.
Портрет

8

10

4.Линия и ее выразительные возможности.
Ритм линий

1

5.Пятно как средство
выражения. Ритм пятен
6.Цвет. Основы
цветоведения
7.Цвет в произведениях
живописи
8.Объемные изображения в скульптуре

1

1.Реальность и фантазия в
творчестве художника

1

2.Изображение предметного мира — натюрморт

1

3.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
4.Изображение объема на
плоскости и линейная
перспектива
5.Освещение. Свет и тень
6.Натюрморт в графике
7.Цвет в натюрморте
8.Выразительные возможности натюрморта
(обобщение темы)

1

1.Образ человека —
главная тема искусства
2.Конструкция головы
человека и ее основные
пропорции

1

1
1
1

1
1
1
1
1

1

•
Основы представлений о языке изобразительного
искусства. Все элементы и средства этого языка служат для
передачи значимых смыслов, являются изобразительным
способом выражения содержания. Художник, изображая
видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а
зритель при сформированных зрительских умениях понимает
произведение искусства через сопереживание его образному
содержанию.
Коммуникативные
•
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного отношения к другому человеку

Личностные
1,3,4
•
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные
•
развитие потребности в общении с произведениями
изобразительного искусства, - освоение практических умений и
навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства;
Познавательные
•
История развития жанра «натюрморт» в контексте
развития художественной культуры.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и
живописи.
Художественно-выразительные средства изображения
предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем,
свет).
Коммуникативные
•
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного отношения к другому человеку
Личностные
3,4
•
Приобщение к культурному наследию человечества через
знакомство с искусством портрета разных эпох;
•
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

4.Пространст
во и время в
изобразитель
ном
искусстве.
Пейзаж и
тематическая
картина

Класс - 7

8

3.Изображение головы
человека в пространстве
4.Портрет в скульптуре

1

5.Графический портретный рисунок
6.Сатирические образы
человека
7.Образные возможности
освещения в портрете
8.Роль цвета в портрете

1

9.Великие портретисты
прошлого
10.Портрет в изобразительном искусстве XX
века
1.Жанры в изобразительном искусстве
2.Изображение пространства
3.Правила построения
перспективы. Воздушная
перспектива
4.Пейзаж — большой мир

1

5.Пейзаж настроения.
Природа и художник
6.Пейзаж в русской
живописи
7.Пейзаж в графике

1

8.Городской пейзаж

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные
•
Содержание портрета — интерес к личности, наделенной
индивидуальными качествами. Сходство портретируемого
внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета
(композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Коммуникативные
•
формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в
процессе образовательной, творческой деятельности
Личностные
3,4
•
знание культуры своего народа, основ культурного
наследия народов России и человечества
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности
Познавательные
•
Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как
изображение пространства, как отражение впечатлений и
переживаний художника. Историческое развитие жанра.
Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в
произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка
пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта.
Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Коммуникативные
•
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку

Раздел

Ко
лво
час
ов

Темы

Колво
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне универсальных учебных действий)

1.Архитектур
а и дизайн —
конструктив
ные
искусства в
ряду
пространстве
нных
искусств.
Мир, который
создает
человек

8

1.Основы композиции в
конструктивных
искусствах.
Гармония, контраст и
выразительность
плоскостной
композиции, или
«Внесем порядок в
хаос!»
2.Прямые линии и
организация пространства
3.Цвет — элемент
композиционного
творчества. Свободные
формы: линии и тоновые
пятна
4.Буква — строка —
текст. Искусство шрифта
5.Когда текст и
изображение вместе.
Композиционные основы
макетирования в
графическом дизайне
6.В бескрайнем мире
книг и журналов.
Многообразие форм
графического дизайна

1

Личностные
•
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные

умение развитие потребности в общении с
произведениями изобразительного искусства, - освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и
оценки произведений искусства;

формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности;
Познавательные
Уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах
общественного развития. Знать место конструктивных
искусств в ряду пластических искусств; элементы
композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет,
буква, текст и изображение; основные композиционные
приемы: поиск уравновешенности (симметрия и
асимметрия, динамическое равновесие), динамика и
статика, ритм, цветовая гармония; разнообразные формы
графического дизайна, его художественно-композиционные,
визуально - психологические и социальные аспекты.
Коммуникативные
•
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку

1. Объект и пространство.
От плоскостного
изображения к
объемному макету

1

2.В мире
вещей и
зданий.
Художественн

8

1
2

1
1

2

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности
1,3,4

Личностные
1,3,4
•
воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости
за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального

ый язык
конструктивн
ых искусств

3. Город и
человек.
Социальное
значение
дизайна и
архитектуры
как среды
жизни
человека

11

2.Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете

1

3.Конструкция: часть и
целое. Здание как
сочетание различных
объемов. Понятие модуля

2

4.Важнейшие
архитектурные элементы
здания

1

5.Красота и
целесообразность. Вещь
как сочетание объемов и
образ времени

1

6.Форма и материал

1

7.Цвет в архитектуре и
дизайне. Роль цвета в
формотворчестве

1

1. Образы материальной
культуры прошлого

1

2. Пути развития
современной архитектуры
и дизайна

1

3.Живое пространство
города. Город,
микрорайон, улица

2

народа России;
•
осознание своей этнической принадлежности, знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
•
усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные
 понимать особенности образного языка конструктивных
видов искусства; прочтение плоскостной композиции как
«чертежа» пространства. Здание - объем в пространстве и
объект в градостроительстве.
 понимать роль искусства в утверждении значительности
каждого момента жизни человека, в понимании и
ощущении человеком своего бытия и красоты мира; дизайн
как эстетизация машинного тиражирования вещей.
Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция —
каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи.
Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в
архитектурной композиции и в дизайнерском проекте.
Формообразующее и эстетическое
Коммуникативные
• формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку
Личностные
1,3,4
•
знание культуры своего народа, основ культурного
наследия народов России и человечества;
•
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;

4.Человек в
зеркале
дизайна и

7

4.Вещь в городе и дома.
Городской дизайн

2

5.Интерьер и вещь в доме.
Дизайн пространственновещной среды
Интерьера

2

6.Природа и архитектура.
Организация
архитектурноландшафтного
пространства

2

7.Ты — архитектор.
«Проектирование
архитектурного образа
города»

1

1.Скажи мне,как ты
живешь, и я скажу, каой у
тебя дом

1

Познавательные
 умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата

конструировать объемно-пространственные композиции,
моделировать архитектурно-дизайнерские объекты;
 знать исторические аспекты развития художественного
языка конструктивных искусств; от шалаша, менгиров и
дольменов до индустриального градостроительства; история
архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка
конструктивных искусств и технических возможностей эпохи;
массово-промышленное производство вещей и зданий, их
влияние на образ жизни и сознание людей. Организация
городской среды. Проживание пространства — основа образной
выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и
архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа
в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной
природы и рукотворного мира, созданного человеком.
Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн.
Использование природных и имитационных материалов в
макете.
Коммуникативные
•
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;
•
умение работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;
•
умение формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Личностные
•
знание культуры своего народа, основ культурного
наследия народов России и человечества;

архитектуры
Образ
человека и
индивидуальн
ое
проектирован
ие

2.Интерьер, который мы
создаем

1

3.Пугало в огороде, или ...
под шепот фонтанных
струй

1

4.Композиционноконструктивные
принципы дизайна
одежды

1

5.Встречают по одежке

1

6.Автопортрет на каждый
день
7.Моделируешь себя моделируешь мир.

1

Темы

Колво
часов

1

•
формирование ответственного отношения к учению, 3,4
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные
 умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата
 работать с натуры, по памяти и воображению над
зарисовкой и проектированием конкретных зданий и
вещной среды;
 Организация пространства жилой среды как отражение
социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса,
потребностей и возможностей. Образно-личностное
проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы
по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.
 Знать - социопсихология, мода и культура как параметры
создания собственного костюма или комплекта одежды; грим,
прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по
конструированию имиджа персонажа или общественной
1, 2, 3
персоны; моделируя свой облик и среду, человек моделирует
современный мир.
Коммуникативные
• формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку

8 класс
Раздел

Ко
лво
час
ов

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности

1.Художник и
искусство
театра. Роль
изображения
в
синтетически
х искусствах

8

1.Искусство зримых
образов. Изображение в
театре и кино.

1

2.Правда и магия театра
Театральное искусство и
художник.

1

3.Безграничное
пространство сцены.
Сценография — особый
вид художественного
творчества.

1

4.Сценография —
искусство и производство

1

5.Тайны актерского
перевоплощения.
Костюм, грим и маска,
или магическое «если
бы».

1

6.Привет от КарабасаБарабаса!
Художник в театре кукол.

1

7.Третий звонок.
Спектакль — от замысла
к воплощению.

2

Личностные
1,3,4
•
знание культуры своего народа, основ культурного
наследия народов России и человечества;
•
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные
 умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата
 знать что театр и кино — синтетические искусства, т. е.
искусства,
использующие
в
своих
произведениях
выразительные средства различных видов художественного
творчества. Визуально-эстетическая общность театра и кино с
изобразительным искусством, говорящих на едином языке
изображений, зримых образов.
Коллективность творчества. Спектакль, фильм — неразрывное
авторство многих, когда замысел одного развивается другим и
воплощается третьим.
Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его
создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных
зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного
творчества в театре.
Роль визуально-пластического решения в создании образа
спектакля. Виды различных театрально - зрелищных и игровых
представлений, место в них изобразительного компонента.
Исследовательские и практические задания, представленные в
творчески развивающей системе.
Коммуникативные
•
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;
•
умение работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;

2.Эстафета
искусств: от
рисунка к
фотографии.
Эволюция
изобразитель
ных искусств
и технологий

3.Фильм —
творец и
зритель.

8

11

1.Фотография — взгляд,
сохраненный навсегда.
Фотография — новое
изображение реальности

1

2.Грамота
фотокомпозиции и
съемки.
Основа операторского
фотомастерства: умение
видеть и выбирать
3.Фотография —
искусство «светописи».
Вещь: свет и фактура.
4.«На фоне Пушкина
снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и
фотоинтерьера.

1

5.Человек на фотографии.
Операторское мастерство
фотопортрета

1

6.Событие в кадре.
Искусство
7.Фотография и
компьютер. Документ или
фальсификация: факт и
его компьютерная
трактовка

1

1.Многоголосый язык
экрана. Синтетическая
природа фильма и

1

1

1

2

•
умение формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Личностные
1,2,3,4
•
знание культуры своего народа, основ культурного
наследия народов России и человечества;
•
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные
 умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата
 Расширенное понимание художественного в визуальных
искусствах (от рисунка к фотографии).
Эволюция изображения в искусстве как следствие развития
технических средств и способов получения изображения (от
ручного к механическому, электронному и т.д.).
• знать, что фотография — вид художественного творчества со
своими образно-выразительными средствами. Общность и
различия между картиной и фотографией. Фотоснимок как
информационно-художественный и историческидокументальный фиксатор нашей жизни. Краткая история
фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий.
Коммуникативные
•
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;
•
умение работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;
•
умение формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Личностные
1,2,3,4
•
знание культуры своего народа, основ культурного
наследия народов России и человечества;

Что мы знаем
об искусстве
кино?

монтаж. Пространство и
время в кино
2.Художник - режиссер оператор.
Художественное
творчество в игровом
фильме.
3.От «большого» экрана
к твоему видео. Азбука
киноязыка

1

2

4.Фильм - «рассказал в
картинках»
5.Воплощение замысла

1

6.Чудо движения: увидеть
и снять
7.Бесконечный мир
кинематографа.
Искусство анимации, или
когда художник больше,
чем художник

2

8.Живые рисунки на
твоем компьютере

2

1

1

•
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные
 умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата
 Обобщение своих знаний о кинематографе с точки
зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе
анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения
зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте
«Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения
создателя домашнего видео). Синтетическая природа образа в
фильме, в создании которого помимо изображения
задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и
актерская игра).
•
Знать многообразие жанров и возможностей
кинозрелища . Специфика работы художника-постановщика в
игровом фильме, акцент на коллективность художественного
творчества в кино.
• овладения азами сценарного, режиссерского,
операторского мастерства, художнической грамотой,
компьютерной анимацией (для рисованного фильма).
Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей,
ценителей киноискусства и создателей своего домашнего
видео.
•
Выполнение практических заданий, предлагаемых в
системе творческих упражнений по созданию и прочтению
«кинослова» и «кинофразы».
Коммуникативные
•
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;
•
умение работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе

4.Телевиде
ние —
пространст
во
культуры?
Экран —
искусство —
зритель

7

1.Мир на экране: здесь и
сейчас.
Информационная и
художественная природа
телевизионного
изображения

1

согласования позиций и учета интересов;
•
умение формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Личностные
1,2,3,4
•
знание культуры своего народа, основ культурного
наследия народов России и человечества;
•
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные
 умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата
знать, что феномен телевидения и роль, которую играют
СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное
средство для формирования культурного пространства
современного общества и каждого человека. Позитивная и
негативная роли телевидения в формировании сознания и
культуры общества.
• Практическое освоение грамоты киноязыка через
систему творческих упражнений и заданий.
Коммуникативные
•
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;
•
умение работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;
•
умение формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Заместитель директора

методического объединения

____________ /Новак Н.И../

Учителей гуманитарного цикла№ 1

от « 30 » августа 2021 года

от «30 » августа 2021 года
___________ /Болдырева И.Г./


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».