биология 11 класс

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени трижды Героя Советского Союза
Александра Ивановича Покрышкина станицы Должанской
муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «30» августа 2023 года протокол №1
Председатель педагогического совета
__________________Барабаш О.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Уровень образования (класс) среднее общее образование (11 класс)
Количество часов 68 (2ч в неделю)
Учитель Минина Надежда Евгеньевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО
с учётом Примерной ООП СОО и авторской программы Биология. 10—11 классы.
Базовый уровень Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой.
Авторы-составители И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова. - М.: ВентанаГраф, 2017.
С учётом УМК:
Биология. 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных
организаций. Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. - М.: ВентаГраф, 2016.

1. Планируемые результаты освоения курса биологии
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования
должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов:
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание)
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта;
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания):
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
8. Экологическое воспитание:
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема,
биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и
явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать
выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации
и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию,
на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;

-

распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя
закономерности
изменчивости;
сравнивать
наследственную
и
ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение
о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании
(для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

2. Содержание курса биологии
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение.
Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты,
АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки.
Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и
органоиды клетки, их функции.
Вирусы - неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.
Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация
наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние
наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические
и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и
животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений
развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных
групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение
пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая
теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и
макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция - элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации,
систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и
единство.

Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций
разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на
экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты
веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого
развития.
Перспективы развития биологических наук.
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор
учителя):
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
Техника микроскопирования.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание.
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Изучение движения цитоплазмы.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и
животных клетках.
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Выделение ДНК.
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или
каталазы).
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных
животных как доказательство их родства.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Описание фенотипа.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических
факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучение экологических адаптаций человека.
Составление пищевых цепей.
Изучение и описание экосистем своей местности.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
Оценка
антропогенных
изменений
в
природе.

3. Тематическое планирование
11 класс
Организмен
ный уровень
жизни

32

Организменный
уровень жизни и его
роль в природе.
Организм как
биосистема.
Процессы
жизнедеятельности
одноклеточных
организмов.
Процессы
жизнедеятельности
многоклеточных
организмов.
Типы питания и
способы добывания
пищи.
Размножение
организмов.
Оплодотворение и
его значение.
Индивидуальное
развитие организма
(онтогенез).
Из истории развития
генетики.
Изменчивость
признаков организма
и его типы.
Генетические
закономерности

1

1
1

1

1

1
1
1

1
1

1

Характеризовать структурные элементы и основные процессы 1,2,3,4,5,6
организменного уровня жизни; приводить конкретные примеры
проявления свойств жизни на организ- менном уровне; сравнивать
особенности организменного уровня жизни с особенностями
биосферного и биогеоценотического уровней; определять понятие
«организм»; характеризовать организм как биосистему; называть
существенные признаки биосистемы «организм»; характеризовать
процессы
регуляции
растительного
и
животного
организма;определять понятие «ткань»; различать типы тканей растений
и животных; приводить примеры специализации тканей и органов у
растений, грибов и животных; характеризовать значение обмена
веществ; сравнивать результаты процессов ассимиляции и
диссимиляции; называть и кратко характеризовать системы органов
животного организма; аргументировать необходимость питания для
организмов; называть типы питания организмов и иллюстрировать
их примерами; характеризовать размножение организмов как их
самовоспроизведение; называть основные типы размножения;
приводить конкретные примеры разных форм бесполого
размножения у растений и животных; оценивать значение бесполого
размножения для природы и для человека; характеризовать
биологическое значение полового размножения и оплодотворения;
объяснять свойства зиготы; выявлять существенные признаки
различия полового и бесполого размножения; раскрывать
биологическое преимущество полового размножения; определять
понятия «онтогенез», «эмбриогенез»; называть периоды онтогенеза;
характеризовать этапы эмбриогенеза (дробление, гаструляцию,
дифференциацию); объяснять зависимость развития эмбриона от
наследственного
материала
и
условий
внешней
среды;
характеризовать
особенности
развития
организмов
в
постэмбриональный период; формулировать закон Бэра; определять

наследования
открытые
Г. Менделем.
Мутагенез. Теория
мутаций.
Классификация
мутаций. Значение
мутаций.
Дигибридное
скрещивание.
Л/р №1 «Решение
элементарных задач
по генетики».
Решение задач по
генетике.
Взаимодействие
генов.
Генетические
основы селекции.
Развитие селекции в
Краснодарском крае.
Учение Н.И.
Вавилова о центрах
многообразия и
происхождения
культурных
растений и
домашних
животных.
Генетика пола и
наследование
сцепленное с полом.
Наследственные

1

1

1

1

1

1

понятия «наследственность», «изменчивость»; называть основные
положения исследований, проведенных Г. Менделем; определять
понятие «ген»; объяснять понятия «генотип», «фенотип», «генофонд», «геном». Объяснять понятие «изменчивость»; раскрывать
особенности механизма модификационной изменчивости, приводить
примеры; характеризовать наследственную изменчивость и ее типы;
характеризовать типы мутаций; давать оценку вклада учения Н. И.
Вавилова о закономерностях изменчивости в биологическую науку.
Строить вариационную кривую изменчивости; объяснять понятие
«аллель»; формулировать законы Менделя, приводить примеры;
объяснять сущность правила чистоты гамет; составлять
элементарные схемы скрещивания; решать генетические задачи;
характеризовать особенности и значение анализирующего
скрещивания; называть причину сцепленного наследования генов;
раскрывать механизм определения пола у млекопитающих и
человека; сравнивать половые хромосомы (X и Y) по объему
генетической информации и объяснять биологическую рольХхромосомы. Характеризовать особенности наследования признаков,
сцепленных с полом, приводить примеры; определять понятие
«кариотип»; оценивать роль изучения кариотипа человека в
медицинских
исследованиях;
характеризовать
причины
наследственных болезней и мультифакторных заболеваний,
приводить
их
примеры;
аргументировать
необходимость
профилактики наследственных заболеваний как основного средства
их предупреждения; называть меры профилактики наследственных
заболеваний человека; обосновывать необходимость медикогенетического консультирования; характеризовать роль генотипа в
поддержании физического и психического здоровья человека;
раскрывать сущность современных методов гибридизации:
молекулярной гибридизации {in vitro), мутагенеза и полиплоидии;
характеризовать явление гетерозиса и приводить его примеры;
аргументировать причины отнесения вирусов к живым организмам;
характеризовать
отличительные
особенности
строения
и

болезни человека.
Мутагены. Их
влияние на живую
природу и человека.
Этические аспекты
медицинской
генетики.
История развития
биотехнологии.
Достижения
биотехнологии и
этические аспекты
исследований.
Клонирование
человека как
этическая проблема.
Использование
биотехнологий для
решения
экологических
проблем
окружающей среды.
Применение генной
инженерии в
животноводстве и
растениеводстве.
Факторы,
определяющие
здоровье человека.
Творчество в жизни
человека и общества.
Царство Вирусы:
разнообразие и

1

1

1
1

1

1

1

1

1
1

размножения вирусов;
объяснять механизм проникновения вируса в клетку; использовать
информационные ресурсы для подготовки докладов, рефератов,
сообщений о вирусах — возбудителях заболеваний растений,
животных, человека; приводить конкретные примеры вирусных
эпидемий в истории человечества; называть вирусные заболевания
животных и растений, оценивать приносимый ими ущерб сельскому
хозяйству; определять понятия «бактериофаг», «эпидемия»,
«пандемия», «ВИЧ», «СПИД»; анализировать строение вириона
ВИЧ и механизм инфицирования им клеток хозяина; обосновывать
соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний; называть
меры профилактики СПИДа; характеризовать достижения вирусологии в настоящее время

Клеточный
уровень
жизни

21

значение.
Вирусные
заболевания.
Вирусология – наука
о вирусах.
Обобщение по теме
«Организменный
уровень жизни».
Клеточный уровень
организации живой
материи, его роль в
природе.
Клетка как эволюция
живого в истории
Земли.
Многообразие
клеток. Ткани.
Строение клетки.
Органоиды как
структурные
компоненты
цитоплазмы.
Особенности
строения клеток
прокариот и
эукариот.
Цикл жизни клетки
Непрямое
деление
клетки — митоз
Лабораторная работа
№ 2 Наблюдение
митоза в клетках
кончика корешка лука

1
1
1

1

1

1
1
1

1

1
1
1

Определять понятие «клетка»; характеризовать особенности 1-6
клеточного уровня организации жизни, объяснять его взаимосвязь с
молекулярным и организменным уровнями; называть структурные
компоненты клетки; приводить доказательства того, что клетка
является живой системой — биосистемой; характеризовать
важнейшие события, предшествующие появлению жизни на Земле;
характеризовать свойства первичных клеток; называть этапы
эволюции клетки; аргументировать преимущества эукариотической
клетки в эволюции жизни; характеризовать многообразие клеток в
живом мире; называть основное отличие клетки эукариот от клетки
прокариот; называть отличительные признаки растительной и
животной клеток; называть и характеризовать части клетки;
различать постоянные и непостоянные компоненты клетки;
различать понятия «части клетки» и «органоиды клетки»;
характеризовать строение и значение клеточного ядра; раскрывать
значение хроматина в ядре клетки; объяснять взаимосвязь между
понятиями «хроматин» и «хромосома»; характеризовать строение и
свойства цитоплазмы клетки; называть органоиды и включения
цитоплазмы; характеризовать значение размножения клетки;
определять понятия «клеточный цикл», «митоз», «интерфаза»;
называть
и
характеризовать
этапы
клеточного
цикла;
характеризовать основной признак интерфазной клетки, объяснять
биологическое
значение
интерфазы;
определять
понятия
«кариокинез» и «цитокинез»; характеризовать стадии клеточного
деления (фазы М); объяснять биологическое значение митоза;

на
готовых
микропрепаратах.
Редукционное
деление клетки
Особенности
образования
половых клеток.
Структура
хромосом.
Многообразие
прокариот.
Роль бактерий в
природе.
Многообразие
одноклеточных
эукариот.
Животные
одноклеточные
организмы.
Микробиология на
службе человека.
Обобщение по теме
«Особенности
образования
клеток».
История
развития
науки о клетке
Дискуссионные
проблемы цитологии
Обобщение
и
систематизация
знаний по теме 2
«Клеточный уровень

1
1

1
1
1
1

1

1
1

1
1
1

определять понятие «мейоз»; различать понятия «сперматогенез» и
«оогенез»; называть и характеризовать женские и мужские половые
клетки,
диплоидные
и
гаплоидные
клетки
организмов;
характеризовать периоды формирования женских и мужских
половых клеток; описывать этапы формирования сперматозоидов;
называть основное различие процессов сперматогенеза и оогенеза;
объяснять структуру и свойства хроматина; характеризовать роль
ДНК и белков в составе хроматина; объяснять значение
компактизации (спирализации) хромосом; обсуждать способность
хромосом к удвоению (самовоспроизведению); называть главную
функцию хромосом

Молекулярн
ый уровень
жизни

15

жизни»
Молекулярный
уровень
жизни:
значение и роль в
природе.
Основные
химические
соединения
живой
материи.
Структура и функции
нуклеиновых кислот.
ДНК.
Структура и функции
нуклеиновых кислот.
РНК.
Процессы синтеза в
живых клетках.
Процессы биосинтеза
белка.
Молекулярные
процессы
расщепления.
Регуляторы
биохимических
процессов в клетке
Химические
элементы в оболочках
Земли и молекулах
живых систем
Химическое
загрязнение
окружающей среды.
Экология Кубани е ее

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

Характеризовать особенности молекулярного уровня организации 1-6
жизни; называть структурные элементы молекулярного уровня
жизни; характеризовать биологические функции важнейших
макромолекул; называть основные процессы молекулярного уровня
жизни. Оценивать взаимосвязь биосистем молекулярного и
клеточного
уровней
жизни;
на
конкретных
примерах;
характеризовать значение молекулярного уровня жизни в биосфере,
называть неорганические вещества клетки; характеризовать
значение воды в живой клетке; называть органические вещества
клетки; раскрывать значение углеводов в живой клетке;
характеризовать многообразие липидов и их значение в клетке;
объяснять строение молекул белка как полимерных соединений,
состоящих из аминокислот; характеризовать структуру молекулы
ДНК; называть имена ученых, установивших ее; обсуждать
механизм и биологическое значение репликации ДНК; объяснять
значение матричной функции цепей ДНК; характеризовать
структуру молекул РНК; определять понятие «биосинтез»;
характеризовать общую схему фотосинтеза и его результат;
называть условия протекания и локализацию световой фазы
фотосинтеза, объяснять ее значение; называть условия протекания и
локализацию темновой фазы фотосинтеза, объяснять ее значение;
характеризовать фотосинтез как пластическую составляющую
обмена веществ в хлорофиллоносной клетке; объяснять понятие
«генетический код», называть свойства генетического кода;
характеризовать процесс транскрипции генетической информации;
характеризовать процесс трансляции и особенности его протекания;
объяснять роль рибосом в биосинтезе белка; называть формы
молекул РНК, участвующих в биосинтезе белка; объяснять понятия
«кодон», «антикодон»; давать общую характеристику синтеза
белковой молекулы на рибосоме; моделировать состав белковых
молекул по кодонам; определять понятие «биологическое
окисление» («клеточное дыхание»); раскрывать особенности

воздействие
на
организм человека.
Загрязнение
атмосферы и вод
Мирового океана.
Обобщение
и
систематизация
знаний по теме 3
«Молекулярный
уровень жизни»
Структурные уровни
организации
живой
природы
Биологическое
разнообразие живого
мира. Экскурсия
Итоговый контроль
знаний
по
курсу
биологии 11 класса

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественно-научного цикла
От «__ »_______ 20__года №__
___________
(Мороз О.А.
подпись руководителя МО

1

анаэробного окисления в клетке (гликолиза) как этапа клеточного
дыхания; характеризовать брожение как способ бескислородного
получения энергии; объяснять особенности протекания и
локализации
кислородного
этапа
клеточного
дыхания;
характеризовать его результат и биологическое значение;
характеризовать энергетику полного биологического окисления и
его этапов; определять регуляторы физиологических процессов в
клетке; обобщать знания об уровнях организации живой материи;
определять значение биологических знаний в жизни

1

1

1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Подпись _________ (Виноградова Е.Е)
от «___» _______ 20___ года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».