Положение о библиотеке

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДРА
ИВАНОВИЧА ПОКРЫШКИНА СТАНИЦЫ ДОЛЖАНСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 31.08.2020

Утверждаю:Директор МБОУ СОШ № 25
________________Барабаш О.Н.
Приказ №94 - ОД от 01.09. 2020 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
МБОУ СОШ № 25
ст. Должанской
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о школьной библиотеке определяет уровень
базисных требований и руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями правительства Российской Федерации, документами и
нормативными актами Министерства образования РФ, Законами Российской
Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 , «О библиотечном
деле» № 78 – ФЗ от 29.12.1994, № 114 – ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» от 25.02 2002, «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436 - ФЗ от
29.12.2010, « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации»
№124 - ФЗ от 24.07 1998,нормативными правовыми актами, Уставом МБОУ
СОШ №25. в соответствии с требованиями ФГОС, 2.4.2.282 – 10.
1.2.Школьная библиотека является структурным подразделением
школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающим
право участников образовательного процесса на бесплатное пользование
информационными ресурсами. Цели библиотеки соотносятся с целями
общеобразовательного учереждения: формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания
общеобразовательных
программ,
воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни.

1.3. Деятельность библиотеки определяется потребностями её
пользователей: школьного педагогического коллектива, учащихся,
родительского коллектива, а также населения станицы в педагогической и
образовательной информации.
1.4. Библиотека способствует формированию культуры личности
пользователей, позволяет повысить эффективность информационного
обслуживания учебно-воспитательного процесса.
1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.6. В соответствие с федеральным законом «О противодействии
экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной
библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и
использование литературы экстремисткой направленности.
1.7.В соответствие с федеральным законом РФ от 29.12.2010 No 436 «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в
статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию». Библиотекарь выявляет и
исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся
печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+,
18+.
1.8. Порядок доступа к информационным фондам, перечень услуг и
условия их предоставления библиотекой определяются в Правилах
пользования библиотекой.
1.9. Общеобразовательное учереждение несёт ответственность за
доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания
библиотеки.
1.10. Организация обслуживания участников образовательного
процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности,
противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Задачи школьной библиотеки.
2.1.Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно
нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому
миру и согласию. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в
пределах своей компетентности, осуществление профилактических, в том
числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на
предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение
среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих
повышению уровня толерантного сознания школьников. Недопущение
наличия в фонде литературы экстремистской направленности и иной
информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.

2.2. Обеспечение участникам образовательного процесса: учащимся,
педагогическим работникам, родителям (далее — пользователям) доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
цифровом и иных носителях.
2.3.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
2.4. Формирование навыков независимого пользователя библиотеки:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
2.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий.
2.6.Формирование у пользователей навыков информационной
культуры: обучение пользованию книгой и другими носителями
информации, оказание методической консультационной помощи.
2.7. Совершенствование традиционных и освоение новых
библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечноинформационных услуг, повышение их качества на основе компьютеризации
библиотечно-информационных процессов.
3. Основные функции.
3.1. Библиотека формирует фонд библиотечно-информационных
ресурсов школы:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях
информации;
осуществляет размещение, организацию и сохранность
документов;
3.2. Создает информационную продукцию:
осуществляет аналитическую переработку информации;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат;
обеспечивает
информирование
пользователей
об
информационной продукции;
3.3.Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и
развития информации.
3.4.Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов
(на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных
материалов экстремистского содержания не реже 1 раза в 3 месяца.
Проделанная работа фиксируется в «Журнале сверки с

«Федеральным списком экстремистских материалов». При
обнаружении запрещенных материалов экстремистского
содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в
фонд открытого доступа.
3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание пользователей;
 предоставляет информационные ресурсы на различных
носителях на основе изучения интересов и информационных
потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности;
 организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции
комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе учебной, самообразовательной и
досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления, разрабатывает библиографические
пособия (списки, указатели и т. п.), библиографические обзоры,
организует выставки, оформляет стенды и т. п. для обеспечения
информирования пользователей о печатных и нетрадиционных
ресурсах;
 содействует
членам
педагогического
коллектива
и
администрации школы в организации образовательного процесса и
досуга обучающихся.
3.6.Осуществляет
дифференцированное
библиотечноинформационное обслуживание педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет
запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет
запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
 содействует профессиональной компетенции, повышению
квалификации;

осуществляет накопление и систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
 осуществляет текущее информирование (дни информации,
обзоры новых поступлений и публикаций);
3.7.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечноинформационное обслуживание родителей обучающихся:

удовлетворяет запросы пользователей и информирует о
новых поступлениях в библиотеку;


консультирует по вопросам организации семейного чтения,
знакомит с информацией по воспитанию детей;

консультирует по вопросам учебных изданий для
обучающихся.
4. Организация деятельности
4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом библиотеки.
4.2. Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского
характера) осуществляет библиотекарь
4.2. Школьная библиотека
библиотечно-информационные
определяется уставом школы.

вправе предоставлять
услуги,
перечень

платные
которых

4.3. Спонсорская помощь, полученная школьной библиотекой, не
влечет за собой снижения размеров финансирования.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации
образования,
образовательное
учереждение
обеспечивает библиотеку:

финансированием
информационных ресурсов;

комплектования

библиотечно-


необходимыми служебными и производственными
помещениями в соответствии со структурой библиотеки и
нормативами по технике безопасности;

ремонтом и сервисным обслуживанием техники и
оборудования библиотеки;

библиотечной
принадлежностями;

техникой

и

канцелярскими

4.5. Общеобразовательное учереждение создаёт условия для
сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки;
4.6. Годовые планы и отчёт о работе утверждаются директором
школы. План работы библиотеки является частью общего годового
плана учебно-воспитательной работы школы.
4.7. Режим работы библиотеки определяется директором в
соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При

определении режима работы библиотеки предусматривается
выделение:

двух часов рабочего времени ежедневно на
выполнение внутрибиблиотечной работы;

один раз в месяц санитарного дня, в который
обслуживание пользователей не производится;

не менее одного раза в месяц — методического дня.
5. Управление. Штаты.
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством
Российской Федерации и уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет
директор школы.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который
несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором
школы, педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
5.4. Библиотекарь назначается директором школы, является членом
педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета
школы.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки
обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным
библиотекам РУО.
5.6. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на
утверждение следующие документы:
 положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
 планово-отчётную документацию.
5.7. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется
Уставом общеобразовательного учреждения.
5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие
необходимую профессиональную подготовку, соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтверждённую документами об образовании и (или)
квалификации.

5.9. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую
деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической

деятельности осуществляется
добровольной основе.

работником

библиотеки

только

на

5.10 Трудовые отношения работников библиотеки и администрации
школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности
6.1. Работники библиотеки имеют право:
 разрабатывать правила пользования
регламентирующую документацию;

библиотекой

и

другую

 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе
общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке
общеобразовательного учреждения;
 проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
 определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утверждёнными руководителем общеобразовательного учреждения, и
по согласованию с родительским комитетом или попечительским
советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесённого
пользователями библиотеки, определять сумму залога, в случаях,
определённых Правилами пользования;
 иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором
между работником и руководством или иными локальными
нормативными актами.
6.2 Обязанности работников библиотеки:
 обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
 информировать пользователей овидах предоставляемых библиотекой
услуг;
 обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
 формировать фонды в соответствии с утверждёнными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами
образовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами
всех категорий пользователей;
 совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;

обеспечить сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
 ежеквартально проводить сверку имеющихся в фонде библиотеки
документов с Федеральным списком экстремистских
материалов, вести журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным
списком экстремистских материалов
 отчитываться в установленном
образовательного учреждения;

порядке

перед

руководителем

 повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой,
согласно уставу школы и Положению о платных услугах, утвержденным
руководителем общеобразовательного учреждения;
к) обращаться к руководителю общеобразовательного учреждения для
разрешения конфликтной ситуации.
Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой. Правонарушители,
нарушившие Правила пользования и причинившие ущерб, компенсируют
его в размере, установленном Правилами пользования, а также несут
иную ответственность в случаях, предусмотренных правилами
пользования и действующим законодательством;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчёркиваний, пометок) иным документам
на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.

Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несёт
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (за исключением учащихся 1-4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи
равноценными;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения
или работы в образовательном учреждении;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».