Муниципальное образование Ейский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 ст.Должанской муниципального образования Ейский район УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2023 года протокол№1 Председатель педагогического совета _______________ О.Н.Барабаш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По кубановедению Уровень образования (класс) начальное общее образование ( 3-4 классы) Количество часов - 135 часов Учителя: Виноградова Елена Евгеньевна, Кеда Марина Алексеевна, Кизилова Ирина Анатольевна, Юрьева Ирина Васильевна. Программа разработана в соответствии на основе ФГОС НОО, программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение». Авторы – составители Ерёменко, Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. допущенной департаментом образования и науки Краснодарского края.- Краснодар: Перспективы образования, 2017г. 1 Ι.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Кубановедение» В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: - воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий; - воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: - о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; - об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях: - о природных, климатических условиях Краснодарского края; - об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: - получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; - формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка; - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; - на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала. 2 Планируем ые результаты Личностны е результаты Регулятив ные универсаль ные учебные действия Познава тельные универсаль ные учебные действия 3 класс 4 класс -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливос-ти и свободе - развитие навы-ков сотрудничест-ва со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, населяющих Краснодарский край; -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью -принимать и сохранять учебную задачу; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; -определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; -проводить сравнение, сериацию ,классификацию по заданным критериям; -применение и представление информации; -передача информации(устным, письменным, цифровым способом) -использование знаковосимволических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населенного пункта(улицы, района) -использование различных -оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности) -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач -освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани(наблюдение, запись, сравнение, классификация, с получением информации из семейных архивов, от окружающих 3 способов поиска(в справочных людей, в открытом информационном источниках и открытом учебном пространстве) информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными и исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,видео-,фото-,графическим сопровождением -строить понятные для партера Коммуника -строить монологическое высказывание; высказывания, учитывающие, что тивные партнер знает и видит, а что нет универсаль -учитывать разные мнения и стремиться к координации ные различных позиций; учебные -аргументация своей точки действия зрения и оценка событий Предметные результаты 3 класс учащиеся должны знать: • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани; • природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края; • формы земной поверхности края; • разновидности водоёмов края; • особенности почв края, их значение для жизни растений и животных; • названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных; • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района; • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.; учащиеся должны уметь • определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека животных; • различать особо охраняемые растения и редких животных; • ориентироваться по физической карте Краснодарского края; • объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей. Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей; • выполнения правил поведения во время стихийных бедствий; 4 • соблюдения правил сбора грибов в своей местности; • правильного поведения у водоёма в разное время года; • бережного отношения к растениям и животным. 4 класс учащиеся должны знать: • природные зоны Краснодарского края; • различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности; • природные богатства родного края и их использование человеком; • символику Краснодарского края; • органы местного самоуправления: • даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.); • особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края; • достопримечательности края, своего района; • наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края; • особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края; • важнейшие экологические проблемы Краснодарского края; • заповедники и заказники, находящиеся на территории края; • фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани; учащиеся должны уметь • определять местоположение Краснодарского края на карте России; • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения; • определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных); • правильно называть памятники культуры и истории края; • исполнять гимн Краснодарского края. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • правильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна Краснодарского края, • соблюдения изученных правил безопасного поведения, • исполнения знакомых народных песен, • выполнения исследовательских и творческих проектов. ΙΙ.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 класс (34 часа) Введение. Изучаем родной край (1 час) Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (10 часов). Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани Кубань-территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей (творческий проект) Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (9 часов). Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края: история и современность. Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего(исследовательский проект) Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (10 часов). 5 Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа) Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства. 4 класс (34 часа) Введение. Мой край на карте России (1 час) Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» (9 часов) Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоемы. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую». Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (13 часов). Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Как изучают историю Кубани. Устная история родного края. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор. Проектная работа «Земля отцов - моя земля». Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (7 часов). Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа) Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. ΙΙΙ. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Содержание (разделы, темы) Введение Изучаем родной край Нет в мире краше Родины нашей. Рельеф Краснодарского края 3 класс Всего Количество Характеристика деятельности обучающихся часов часов ауд неауд 1 1 1 Знать название своего края. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины. 10 1 1 Характеризовать рельеф Краснодарского края(возвышенности, низменности, равнины, горы). Показывать на карте горную и равнинную 6 Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. 1 1 Водоёмы Краснодарского края 2 2 Растительный и животный мир Кубани. 2 1 Кубань – 1 территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота 1 окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше 2 Родины нашей(проектная работа) 1 Без прошлого нет 9 настоящего Прошлое и 1 настоящее. «Лента времени» Древние города. 1 1 Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края; характеризовать понятие «талант». 1 1 1 1 часть Краснодарского края. Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Описывать одно их них. Составлять календарь народных примет; перечислять и характеризовать стихийные бедствия ( землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. Перечислять водоёмы( моря, реки, озёра, плавни, лиманы)Краснодарского края, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы ( солёные и пресные) Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы; сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края; характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения; составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края; показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, материалы в СМИ (в том числе Интернет). 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Характеризовать понятие «лента времени»; определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» 7 История на карте. 2 Переселение казаков на Кубань. 1 С верою в сердце. 1 1 Символика Краснодарского края. История и современность. 1 1 Добрые соседи. МайкопРеспублика Адыгея. 1 1 Без прошлого нет настоящего(иссле довательская работа) 2 1 Казачьему роду нет переводу. Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. 10 1 1 1 1 Из истории кубанских фамилий. 1 1 Семейные ценности. Мама. 1 1 1 1 годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал .Показывать на исторической карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Называть новые станицы и показывать их на карте. Рассказывать историю основания своего населённого пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе). Анализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага. Осознавать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов» Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год основания Майкопа. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лента времени» Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная» Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именами родных и друзей. Анализировать кубанские фамилии., фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, .изучения словарей. Делать записи в альбоме» Моя родословная» Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются 8 Твои землякитруженики. 1 1 Кубанские умельцы. 1 1 Народные обычаи и традиции. 1 1 Казачий фольклор. 1 1 Казачьему роду нет переводу(проектн ая работа) 1 1 Духовные истоки Кубани» Святые источники Кубани Храмы. Внутреннее и внешнее устройство Именины. 4 Подвиг материнства. 1 1 1 1 1 1 1 1 семейные ценности. Приводить примеры , когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр) составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. Анализировать и устанавливать связь между природно климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях трудаземляках, опираясь на заметки в СМИ . Сочинять сказку. Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани . Составлять рекламу изделиям народноприкладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие. Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней; делать записи в альбоме «Моя родословная». Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и анализировать проект «Моя семья в истории Кубани» Анализировать скульптуру, высказывать своё мнение и аргументировать его. Характеризовать понятие «святые источники». Анализировать святые источники Кубани. Характеризовать внутреннее и внешнее устройство храма. Рассказывать о значении храма в жизни каждого человека. Характеризовать понятие «именины». Приводить примеры празднования именин на Кубани. Высказывать своё мнение и аргументировать его. Характеризовать понятие «подвиг». Приводить примеры подвига кубанских матерей в годы ВОВ. Составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. 9 Содержание (раздел, темы) Введение Мой край на карте России. Класс 4 Количество часов всег о 1 1 ауд. внеауд. 1 Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы, соседствующие с Краснодарским краем. Знать о видах связи (железнодорожная и воздушная) с другими регионами нашей страны. 1 Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. Определять по карте территорию Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края. Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоёмы. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Береги землю родимую, как мать любимую Природные зоны края. 9 Заказники. Школьные лесничества. 1 Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. 1 1 Типы почв. Защита и охрана почв. 1 1 1 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 10 Полезные ископаемые края, их использование. 1 1 Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. 2 1 1 Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). 2 1 1 Земля отцов – моя земля Как изучают историю Кубани: исторические источники. 13 1 1 История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. 1 1 Характеризовать значение почвы для человека, пользу которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ – заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Исследовать и характеризовать исторические источники. Объяснять понятие «вещественные исторические источники», приводить примеры таких источников. Рассказывать о работе археологов, понимать значение археологических исследований для исторической науки. Называть наиболее известные археологические раскопки на территории края. Представлять современные вещи в качестве вещественных источников для будущих исследователей. Анализировать архитектурный объект с точки зрения вещественного исторического источника. Показывать на карте значимые в истории края объекты: стоянку древнего человека (п. Ильский), меотское городище (ст. Елизаветинская), выставочный комплекс «Атамань» (ст.Тамань). Описывать и сравнивать 11 Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра. 1 1 Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. 2 1 Народные ремёсла и промыслы на Кубани. 1 1 Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. 1 1 1 1 Устная история родного края. 1 1 Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. 1 1 Земля отцов – моя земля (проектная работа). 2 1 Жизнь дана на добрые дела 8 1 1 жилища людей разных эпох. Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Понимать значение реконструкции и восстановления памятников архитектуры. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Знать историю образования Краснодарского государственного историко-археологического музеязаповедника им. Е.Д. Фелицына. Сопоставлять предметы быта различных эпох. Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. Анализировать символические изображения. Понимать значение символов, изображённых на гербах городов и районов Краснодарского края. Знать и описывать герб своего района (города). Определять, каким образом отразились культурные и исторические традиции в устном народном творчестве. Планировать и реализовывать проект « Мы – дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут, работают и учатся в данной школе. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать произведения живописи. 12 Просветители земли Кубанской. 1 1 Защитники Отечества. 1 1 Труженики полей. 1 1 Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны. 2 2 Ты – наследник земли отцов. 1 1 Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). 2 2 Духовные истоки Кубани Библия. Библиотеки. 4 1 1 Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу. Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населённого пункта) от немецкофашистских захватчиков. Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёныхселекционеров, позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» ( по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках). Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно –исторического наследия. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Характеризовать понятия «Библия», «библиотеки». Анализировать их значение для человека. Объяснять необходимость бережного отношения человека к миру. 13 Культурное наследие Кубани. 1 1 Музеи – хранители материальной и духовной культуры. 1 1 Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. 1 1 Итого 34 СОГЛАСОВАНО Протокол №1 заседания методического объединения учителей начальных классов СОШ №25 от 29 августа 2023 г. ___________________Юрьева И.В. Характеризовать нравственный смысл понятия «культурное наследие», отвечать на вопросы, выполнять задания. Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно –исторического наследия. Составлять рассказ о духовном наследии. Анализировать свои поступки. Определять и обосновывать цели на будущее. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _____ Новак Н.И. 29.08.2023г 14