Физика в задачах 11 класс

Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина
станицы Должанской муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30 августа 2024 года
Председатель педсовета
_____________
О.Н. Барабаш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу «Физика в задачах»
Уровень образования (класс) среднее общее образование (11 класс)
Количество часов 34 (1 час в неделю)
Учитель Середа А.Н.
Программа разработана в соответствии и на основе:
ФГОС среднего общего образования; федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Физика» (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе положений и требований к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы,
представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей
программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета
«Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы.
Содержание программы направлено на формирование естественнонаучной картины мира обучающихся 11 классов при обучении их физике на
базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа по
физике в задачах соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым
личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также
учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами. В ней определяются основные
цели изучения физики на уровне среднего общего образования, планируемые
результаты освоения курса физики: личностные, метапредметные,
предметные (на базовом уровне).
Программа включает:
 планируемые результаты освоения курса физики на базовом уровне, в
том числе предметные результаты по годам обучения;
 содержание учебного предмета «Физика» по годам обучения.
Стержневыми элементами курса физики на уровне среднего общего
образования являются физические теории (формирование представлений о
структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и
принципов в современных представлениях о природе, границах
применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и
процессов).
Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных
задач. При этом для расчётных задач приоритетом являются задачи с явно
заданной физической моделью, позволяющие применять изученные законы и
закономерности как из одного раздела курса, так и интегрируя знания из
разных разделов. Для качественных задач приоритетом являются задания на
объяснение протекания физических явлений и процессов в окружающей
жизни, требующие выбора физической модели для ситуации практикоориентированного характера.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материальнотехническому обеспечению учебного процесса базовый уровень курса
физики на уровне среднего общего образования должен изучаться в условиях
предметного кабинета физики. В кабинете физики должно быть необходимое
демонстрационное оборудование.
Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с
принципом минимальной достаточности и обеспечивает постановку
перечисленных в программе по физике ключевых демонстраций для

исследования изучаемых явлений и процессов, эмпирических и
фундаментальных законов, их технических применений.
На изучение физики в задачах отводится 34 часа в 11 классе (1 час в
неделю).
Содержание обучения
Магнитное поле. Электромагнитная индукция
Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Движение
заряженных частиц в магнитном поле. Электромагнитная индукция.
Магнитный поток. Закон Фарадея. Направление индукционного тока.
Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля
тока.
Колебания и волны
Механические колебания. Основные характеристики колебаний. Амплитуда,
период, частота. Математический и пружинный маятники.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре.
Формула Томсона. Энергия колебаний.
Волны. Длина волны. Скорость распространения волны.
Оптика
Отражение света. Плоское зеркало. Преломление света. Показатель
преломления. Его связь со скоростью света. Полное внутреннее отражение.
Линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы.
Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решётка.
Квантовая физика
Световые кванты. Энергия и импульс фотона. Фотоэффект. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. Планетарная модель атома. Квантовые
постулаты Бора. Спектры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Энергетический выход ядерных
реакций.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) должно обеспечить достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика» должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного

опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма;
ценностное отношение к государственным символам, достижениям
российских учёных в области физики и техники;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
деятельности учёного;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества,
присущего физической науке;
5) трудового воспитания:
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию в области
физики на протяжении всей жизни;
6) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
расширение опыта деятельности экологической направленности на
основе имеющихся знаний по физике;
7) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития физической науки;
осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе
изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе.

Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
физических явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами
физической науки;
владеть навыками учебно-исследовательской деятельности в области
физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения задач физического содержания, применению различных методов
познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, в том числе при изучении физики;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области
физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи;
самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных
задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя
ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению эрудиции в области
физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы
по физике для уровня среднего общего образования у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении общения, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Предметные результаты
К концу обучения в 11 классе предметные результаты должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
учитывать границы применения изученных физических моделей:
точечный электрический заряд, луч света, точечный источник света, ядерная
модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических
задач;
распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе
законов электродинамики и квантовой физики: электрическая проводимость,
тепловое, световое, химическое, магнитное действия тока, взаимодействие
магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на
проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и
волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление,
интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света,
фотоэлектрический эффект (фотоэффект), световое давление, возникновение
линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная
радиоактивность;
описывать изученные свойства вещества (электрические, магнитные,
оптические,
электрическую
проводимость
различных
сред)
и
электромагнитные явления (процессы), используя физические величины:
электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое

сопротивление, разность потенциалов, электродвижущая сила, работа тока,
индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность
катушки, энергия электрического и магнитного полей, период и частота
колебаний в колебательном контуре, заряд и сила тока в процессе
гармонических электромагнитных колебаний, фокусное расстояние и
оптическая сила линзы, при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать
формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;
описывать изученные квантовые явления и процессы, используя
физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и
частота света, энергия и импульс фотона, период полураспада, энергия связи
атомных ядер, при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;
анализировать физические процессы и явления, используя физические
законы и принципы: закон Ома, законы последовательного и параллельного
соединения проводников, закон Джоуля–Ленца, закон электромагнитной
индукции, закон прямолинейного распространения света, законы отражения
света, законы преломления света, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта,
закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения
электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора,
закон радиоактивного распада, при этом различать словесную формулировку
закона, его математическое выражение и условия (границы, области)
применимости;
определять направление вектора индукции магнитного поля проводника
с током, силы Ампера и силы Лоренца;
строить и описывать изображение, создаваемое плоским зеркалом,
тонкой линзой;
выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и
процессов с использованием прямых и косвенных измерений: при этом
формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента,
собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и
формулировать выводы;
осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при
этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные
методы оценки погрешностей измерений;
исследовать зависимости физических величин с использованием
прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования;
соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в
рамках учебного эксперимента, учебно-исследовательской и проектной

деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного
оборудования;
решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью,
используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи
выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы,
необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность
полученного значения физической величины;
решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую
цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и
физические явления;
использовать
при
решении
учебных
задач
современные
информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации
и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из
различных источников, критически анализировать получаемую информацию;
работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально распределять обязанности и
планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать
вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы.
Тематическое планирование с указанием
выделяемых на изучение каждой темы

Раздел
Основы
электродинамик
и

Колво
Темы
часо
в
13 Магнитное поле.
Электромагнитн
ая индукция.
Индукция
магнитного поля.
Сила Ампера.
Сила Лоренца.
Движение
заряженных
частиц в
магнитном поле.
Электромагнитна
я индукция.
Магнитный поток.
Закон Фарадея.
Направление
индукционного
тока. Правило
Ленца.
Самоиндукция.
Индуктивность.
Энергия

Колво
часов
7

количества

часов,

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)
Применять правило буравчика для
определения направления вектора
индукции магнитного поля прямого
тока и витка с током; определять
направление силы Ампера и силы
Лоренца; решать задачи на расчёт
силы Ампера, на движение
заряженной частицы по
окружности в магнитном поле;
приводить примеры
электромагнитной индукции и
самоиндукции; определять
направление индукционного тока;
решать задачи на расчёт ЭДС
индукции, магнитного потока,
энергии магнитного поля тока.

Раздел

Оптика

Колво
часо
в

11

Темы
магнитного поля
тока.
Колебания и
волны.
Механические
колебания.
Основные
характеристики
колебаний.
Амплитуда,
период, частота.
Математический
и
пружинный
маятники.
Электрические
колебания.
Свободные
колебания
в
колебательном
контуре. Формула
Томсона. Энергия
колебаний.
Волны. Длина
волны. Скорость
распространения
волны.
Оптика.
Отражение света.
Плоское зеркало.
Преломление
света. Показатель
преломления. Его
связь
со
скоростью света.
Полное
внутреннее
отражение.
Линзы.
Построение
изображений
в
тонкой
линзе.
Формула тонкой
линзы.
Увеличение
линзы.
Интерференция
света. Дифракция
света.

Колво
часов

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

6

Читать графики колебаний;
рассчитывать период свободных
колебаний математического
маятника по его длине и
пружинного маятника по его массе
и жёсткости пружины;
рассчитывать скорость волны по её
длине и периоду или частоте
колебаний; рассчитывать период и
частоту свободных
электромагнитных колебаний в
колебательном контуре по его
индуктивности и электроёмкости;
применять закон сохранения
энергии к свободным
незатухающим колебаниям.

11

Применять законы геометрической
оптики для объяснения хода
световых лучей; строить
изображение в плоском зеркале, в
тонкой линзе; применять законы
преломления света для расчёта
предельного угла полного
внутреннего отражения;
рассчитывать скорость света в
среде по её абсолютному
показателю преломления;
применять формулу тонкой линзы;
предсказывать результат
интерференции когерентных волн
по их разности хода; рассчитывать
положения максимумов при
интерференции света на решётке.

Раздел

Колво
часо
в

Квантовая
физика

9

Повторение
Итого

1
34

Темы
Дифракционная
решётка.
Квантовая
физика.
Световые кванты.
Энергия и
импульс фотона.
Фотоэффект.
Уравнение
Эйнштейна для
фотоэффекта.
Планетарная
модель атома.
Квантовые
постулаты Бора.
Спектры.
Радиоактивность.
Закон
радиоактивного
распада. Ядерные
силы. Энергия
связи атомных
ядер.
Энергетический
выход ядерных
реакций.

Колво
часов

9

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

Рассчитывать энергию и импульс
светового кванта; применять
уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта; объяснять
линейчатость спектра атома;
показывать на энергетической
диаграмме атома переходы с
излучением и с поглощением
энергии, рассчитывать частоту
излучённого фотона; называть
состав атомного ядра конкретного
изотопа; применять закон
радиоактивного распада;
рассчитывать энергию связи
нуклонов в ядре, энергетический
выход ядерной реакции.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического
объединения учителей естественнонаучного
цикла

Заместитель директора

от 30 августа 2024 г. №1
Руководитель МО ________ А.В. Воронкова

_____________ Н.И. Новак
«___» ________ 2024 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».