МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25 ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ПОКРЫШКИНА СТАНИЦЫ ДОЛЖАНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН Принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2020 Утверждаю:Директор МБОУ СОШ № 25 ________________Барабаш О.Н. Приказ №94 - ОД от 01.09. 2020 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ МБОУ СОШ № 25 ст-цы Должанской 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о школьной библиотеке определяет уровень базисных требований и руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, документами и нормативными актами Министерства образования РФ, Законами Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 , «О библиотечном деле» № 78 – ФЗ от 29.12.1994, № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.02 2002, «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436 - ФЗ от 29.12.2010, « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» №124 - ФЗ от 24.07 1998,нормативными правовыми актами, Уставом МБОУ СОШ №25. в соответствии с требованиями ФГОС, 2.4.2.282 – 10. 1.2.Школьная библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающим право участников образовательного процесса на бесплатное пользование информационными ресурсами. Цели библиотеки соотносятся с целями общеобразовательного учереждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.3. Деятельность библиотеки определяется потребностями её пользователей: школьного педагогического коллектива, учащихся, родительского коллектива, а также населения станицы в педагогической и образовательной информации. 1.4. Библиотека способствует формированию культуры личности пользователей, позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса. 1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.6. В соответствие с федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности. 1.7.В соответствие с федеральным законом РФ от 29.12.2010 No 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+. 1.8. Порядок доступа к информационным фондам, перечень услуг и условия их предоставления библиотекой определяются в Правилах пользования библиотекой. 1.9. Общеобразовательное учереждение несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 1.10. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями. 2. Задачи школьной библиотеки. 2.1.Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществление профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. Недопущение наличия в фонде литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних. 2.2. Обеспечение участникам образовательного процесса: учащимся, педагогическим работникам, родителям (далее — пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом и иных носителях. 2.3.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 2.4. Формирование навыков независимого пользователя библиотеки: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 2.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий. 2.6.Формирование у пользователей навыков информационной культуры: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, оказание методической консультационной помощи. 2.7. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечноинформационных услуг, повышение их качества на основе компьютеризации библиотечно-информационных процессов. 3. Основные функции. 3.1. Библиотека формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; 3.2. Создает информационную продукцию: осуществляет аналитическую переработку информации; организует и ведет справочно-библиографический аппарат; обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 3.3.Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации. 3.4.Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 1 раза в 3 месяца. Проделанная работа фиксируется в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов». При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа. 3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание пользователей; предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения интересов и информационных потребностей; создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности; организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления, разрабатывает библиографические пособия (списки, указатели и т. п.), библиографические обзоры, организует выставки, оформляет стенды и т. п. для обеспечения информирования пользователей о печатных и нетрадиционных ресурсах; содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся. 3.6.Осуществляет дифференцированное библиотечноинформационное обслуживание педагогических работников: выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации; осуществляет накопление и систематизацию информации по предметам, разделам и темам; осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций); 3.7. Осуществляет дифференцированное библиотечноинформационное обслуживание родителей обучающихся: удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности 4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом библиотеки. 4.2. Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера) осуществляет библиотекарь 4.2. Школьная библиотека библиотечно-информационные определяется уставом школы. вправе предоставлять услуги, перечень платные которых 4.3. Спонсорская помощь, полученная школьной библиотекой, не влечет за собой снижения размеров финансирования. 4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования, образовательное учереждение обеспечивает библиотеку: финансированием информационных ресурсов; комплектования библиотечно- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности; ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями; 4.5. Общеобразовательное учереждение создаёт условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки; 4.6. Годовые планы и отчёт о работе утверждаются директором школы. План работы библиотеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы школы. 4.7. Режим работы библиотеки определяется директором в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; один раз в месяц санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; не менее одного раза в месяц — методического дня. 5. Управление. Штаты. 5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы. 5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы. 5.4. Библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы. 5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам РУО. 5.6. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; планово-отчётную документацию. 5.7. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется Уставом общеобразовательного учреждения. 5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённую документами об образовании и (или) квалификации. 5.9. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе. 5.10 Трудовые отношения работников библиотеки и администрации школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 6. Права и обязанности 6.1. Работники библиотеки имеют право: разрабатывать правила пользования регламентирующую документацию; библиотекой и другую самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения; проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры; определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утверждёнными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесённого пользователями библиотеки, определять сумму залога, в случаях, определённых Правилами пользования; иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работником и руководством или иными локальными нормативными актами. 6.2 Обязанности работников библиотеки: обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; информировать пользователей овидах предоставляемых библиотекой услуг; обеспечить научную организацию фондов и каталогов; формировать фонды в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами образовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; обеспечить сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ежеквартально проводить сверку имеющихся в фонде библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, вести журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов отчитываться в установленном образовательного учреждения; порядке перед руководителем повышать квалификацию. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях; з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу школы и Положению о платных услугах, утвержденным руководителем общеобразовательного учреждения; к) обращаться к руководителю общеобразовательного учреждения для разрешения конфликтной ситуации. Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой. Правонарушители, нарушившие Правила пользования и причинившие ущерб, компенсируют его в размере, установленном Правилами пользования, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных правилами пользования и действующим законодательством; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчёркиваний, пометок) иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несёт последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (за исключением учащихся 1-4 классов); ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи равноценными; и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в образовательном учреждении;